08-09-16

Общество

«Двойная бухгалтерия» областного правительства

В предыдущем номере мы уже обращались к подведённым в спецвыпуске газеты «Нижегородская правда» итогам работы областного правительства за последние три года. Мы уже рассмотрели специфику самой подачи информации, её, если так можно выразиться, риторическое оформление. Теперь настала пора поговорить об экономических параметрах как таковых, выражаемых, по наивному представлению большинства наших сограждан, в беспристрастных и холодных цифрах.

Нам, например, предлагают порадоваться, что в Нижегородской области «за 2006-2007 гг. среднедушевые доходы увеличились в 1,7 раза, в среднем по стране — в 1,5 раза. Средняя зарплата за тот же период, как и в среднем по России, выросла в 1,6 раза». Нет никакого смысла оспаривать приведенные данные, однако нужно помнить, что использование «средних» чисел допустимо только в тех случаях, когда нет большого разрыва в показателях между разными частями целого. Чтобы лучше уяснить это требование, представим себе ситуацию, при которой один из российских олигархов — пусть это будет Абрамович — решает получить прописку в каком-нибудь глухом, находящемся на грани вымирания селе. Работники паспортного стола не чинят бывшему Чукотскому губернатору бюрократических препятствий, и в скором времени он, с точки зрения закона, становится полноправным обитателем каких-нибудь Больших Грязищ или Поганых Выселок. С этого самого момента средняя заработная плата начинает расти в них со скоростью света, давая возможность областным чиновникам бодро рапортовать о финансовом возрождении отдельно взятого села. И ведь никто не посмеет сказать, что они передергивают карты: подсчет указанного «среднего» параметра будет вестись по всем правилам арифметики (доходы Абрамовича приплюсуют к доходам других обитателей воображаемого села, а затем разделят полученный результат на общее число жителей).

«Средняя» заработная плата — настолько лукавый показатель, что позволяет сохранять хорошую мину даже при самой отвратительной «игре». Так, если все в тех же гипотетических Выселках будут расти доходы одного лишь Абрамовича, а заработки остальных жителей будут неуклонно стремиться к нулю, то среднедушевой доход по-прежнему будет воплощать тенденцию к росту.

Естественно, что все эти рассуждения применимы не только к новой «родине» владельца «Челси», но и к положению дел в Нижегородской области. Поэтому, прежде чем объявлять увеличение «средней» заработной платы отражением «растущего уровня жизни нижегородцев», необходимо дать небольшую предварительную справку о том, каков у нас разрыв между самыми высокими и самыми низкими доходами, как они соотносятся с численной «стратификацией» населения и т.п. Отметим, кстати, что к малоимущим, по завуалированному признанию авторов анализируемого отчета, в Нижегородской области принадлежит свыше 30 процентов жителей (именно столько людей получают «адресную социальную поддержку»). О какой однородности доходов — непременном условии выведения «средних» показателей по зарплате — может идти здесь речь?

Еще одним поводом для счастья решено объявить то обстоятельство, что «в регионе преодолено отставание от России по динамике экономического развития, которое наблюдалось в 2003-2004 годы. Сегодня область идет в ногу со страной, выйдя на ежегодный восьмипроцентный прирост валового продукта. Темп роста валового регионального продукта к уровню 2004 года составил

123,8%, ВВП России — 123,6%» Но все дело в том, что ВВП (валовый внутренний продукт, а не Владимир Владимирович Путин, как думают многие) отражает сейчас исключительно движение денег — и больше ничего. Подняли, например, цены на любого рода услуги — получили увеличение ВВП. И статистике приятно, и жителям хорошо (если заплатил за что-то больше, чем раньше, то ты не с деньгами расстался, а обеспечил рост ВВП).

Столь же радужно выглядит картина дел в нижегородском сельском хозяйстве. Доказать это пытаются в частности тем, что «если в 2005 г. выручка от реализации сельхозпродукции составила чуть более 11 млрд руб., то в 2007-м — около 15 млрд. Предполагается, что в этом году выручка увеличится до 17 млрд руб.» Однако никакой зависимости между ростом выручки и развитием агропромышленного комплекса, к сожалению, не существует. Как и в предыдущем случае, достаточным условием такого роста может быть простое увеличение цен. Разумеется, составители отчета об этом прекрасно знают, но, по всей видимости, либеральная доктрина, которой они поклоняются, вызывает коренные изменения в сознании: только благодаря им удается настойчиво отождествлять экономическую эффективность с финансовой доходностью. Показательно, что даже главным критерием реформирования отрасли ЖКХ апологеты шанцевской «трехлетки» считают не улучшение качества предоставляемых услуг, а «значительное улучшение финансово-экономических показателей предприятий ЖКХ» (говоря иначе, безудержный рост квартирной платы).

При такой социально-эко­номической стратегии развития региона оптимистом может быть только тот, кто плохо информирован.

Алексей Коровашко