08-09-16

Политика

Как сказывается на депутатах недостаток шоколада

Глядя на спокойное, умиротворенное состояние Законодательного собрания Нижегородской области мы даже забываем, что именно этот состав будет утверждать в августе 2010 года кандидатуру нового или старо-нового губернатора. На самом деле, внутри регионального парламента скопилось достаточно взрывчатого материала, чтобы в августе 2010 года громыхнуло так, что мало никому не покажется.

«Парламент победителей»


Ходят слухи, что Александра Вайнберга считают «латентным оппозиционером» некоторые лица из окружения губернатора

Когда в августе 2005 годаЗаконодательное собрание Нижегородской области созыва 2002 года утверждало кандидатуру Валерия Шанцева на пост губернатора, оно выглядело, как «парламент победителей». Практически все депутаты того созыва чувствовали себя уверенными в завтрашнем дне. Перед ними открылись разнообразные возможности, которыми многие народные избранники воспользовались. Кто-то ушел в правительство Валерия Шанцева (Александр Цапин), несколько депутатов избрались главами местного самоуправления (Виктор Портнов в Дзержинске, Александр Минеев в Городецком районе). Из тех, кто хотел переизбраться в ЗС НО-2006, почти все получили соответствующие гарантии. Несколько депутатов перед началом выборной кампании для этого перешли из «Союза правых сил» в «Единую Россию» — Вячеслав Лазарев, Александр Шаронов, Валерий Анисимов, из «Родины» в «Единую Россию» перебрался депутат Владимир Жигалов.

Для тех, кто не сумел инкорпорироваться в партию власти, была возможность пролонгировать свое депутатство через сильную в Нижегородской области «Российскую партию пенсионеров». Ею воспользовались Валерий Антипов, Роман Антонов, Александр Косовских, Ольга Сысоева.

Практически все депутаты созыва 2002 года были на плаву и в политическом, и в экономическом плане, обладали статусом и ресурсами. У некоторых из них к 2006 году был неплохой «основной аэродром». Главами городов и районов являлись Анатолий Мигунов, Николай Сатаев, Владимир Солдатенков, Владимир Куренков, Константин Пурихов, Николай Рябыкин. Эти люди с легким сердцем оставили депутатские кресла.

Отдельные депутаты, например, Александр Блуды­шев из «Союза правых сил», решили не поступаться принципами и сознательно рискнули. В итоге Блудышев проиграл. Кто-то посчитал, что депутатство в заксобрании — это не вся жизнь, и избрал другой путь. Но в общем и целом депутаты регионального парламента созыва 2002 года были все «в шоколаде». А если у кого-то и появились трудности, то только на самом финише депутатского четырехлетия, на стадии дележа перспективных позиций. Так, Ольга Сысоева и Вадим Жук чуть ли не до начала 2006 года боролись за право представлять Ленинский район Нижнего Новгорода от «Единой России». Выиграл эту битву Жук, но Сысоева от РПП тоже попала в ЗС НО.

Многие еще помнят, как депутат Николай Карманов лишился руководящего поста в «Нижегородской топливно-энергетической компании». Заксобрание встало на защиту коллеги, было созвано внеочередное заседание, где депутаты отчаянно бились за Карманова. Когда защитить его не удалось, Николая Николаевича трудоустроили в рамках регионального законодательного органа — Карманова избрали заместителем председателя ЗС. Тогда, в 2002–2006 годах, говорили «депутат регионального парламента», а подразумевали отсутствие проблем. И это во время войны Заксобрания с губернатором Геннадием Ходыревым, когда от министров на заседаниях летели только пух да перья.

Симптомы непроходимости

Сегодня, во время «конструктивного сотрудничества» и «партнерских отношений» законодательной и исполнительной власти, ситуация изменилась до неузнаваемости. Уже сейчас, за два с половиной года до перевыборов депутатов и меньше чем за два года до согласования кандидатуры губернатора, у целого ряда областных парламентариев появились разного рода проблемы.

По нашим оценкам, уже как минимум 12 (!) депутатов ЗС НО созыва 2006 года считаются непроходными в следующий созыв. Практика показывает, что количество непроходных будет только увеличиваться.

Например, в 2008 году потеряли статус и соответствующие ресурсные возможности два депутата ЗС НО от ЛДПР — Сергей Ковезин и Юрий Старцев. На их предприятиях сменилась власть, и это затронуло их положение. Вряд ли ЛДПР теперь заинтересована в этих фигурах.

Черный список может в любой момент пополнить чуть ли не каждый депутат из фракции «Единой России», кроме представителей монополистских и квазимонополистских структур, которым депутатство не очень нужно

Но что самое удивительное — в списке потенциальных неудачников аж десять представителей «Единой России». Потеряли статус топ-менеджеров мощнейших предприятий два энергетика — Игорь Литяк и Владимир Привалов. Ходят упорные слухи о трудностях на работе у того же Николая Карманова. Долгое время непонятным остается профессиональный статус Михаила Веселкина. Есть большие сомнения, что в список «Единой России» на выборах в ЗС созыва 2011 года по политическим мотивам попадут бывшие секретари политсовета «партии власти» Евгений Люлин и Сергей Некрасов. Возвращение Евгения Люлина в публичную политику возможно только после ухода губернатора Валерия Шанцева. Против Некрасова стеной станет генсовет «Единой России», хотя понятно, что спалили его высшие региональные чиновники, а он лишь проявил слабость и несамостоятельность. Очень стараются на законотворческой работе депутаты Николай Пугин и Виктор Сопин. Их слабое место — возраст и отсутствие ресурсов.

Наиболее интригующая ситуация вокруг заместителя председателя ЗС НО, руководителя фракции «Единой России» в областном парламенте Александра Вайнберга. Находясь на проходном месте в партийном списке на выборах в Госдуму, он не попал в Охотный ряд. Говорят, это произошло из-за того, что коммунисты передали руководству «Единой России» некие компрометирующие документы. Кроме того, ходят слухи о том, что Александра Вайнберга считают «латентным оппозиционером» некоторые лица из окружения губернатора.

Есть в условном черном списке «единороссов» и те, кто сами не хотят продолжать депутатскую деятельность после 2011 года. Этот черный список может в любой момент пополнить чуть ли не каждый депутат из фракции «Единой России», кроме представителей монополистских и квазимонополистских структур, которым депутатство не очень нужно. Даже по председателю заксобрания Виктору Лунину есть вопросы. Без гарантий спикерства в ЗС-2011, он, скорее всего, предпочтет рыбалку неблагодарной законотворческой работе.

Будет ли самоочищение рядов?

Характерно, что ни в областном правительстве, ни в президиуме регионального парламента как будто не замечают того, что у ряда депутатов появились проблемы. Никто не торопится помочь коллегам. Нет разговоров о ставке третьего заместителя ЗС НО, хотя в лучшие времена она существовала. Губернатор Валерий Шанцев до сих пор ни разу не приглашал депутатов на работу в правительство Нижегородской области. Кто может гарантировать, что эти депутаты, которые не чувствуют уверенности в завтрашнем дне, проголосуют за Валерия Шанцева в августе 2010 года? Да, они нахваливают его, отмечают изменения к лучшему, но их личная ситуация ухудшилась, система при участии губернатора (или без оного) съела их. Несмотря на пресловутую «депутатскую неприкосновенность», которая плохо ли хорошо ли, но работала до прихода Шанцева.

Мы помним, что в конце 2005 года ради перспектив переизбрания в ЗС-2006 некоторые депутаты уходили из одних партий в другую, самую правильную. А вдруг от отчаяния некоторые депутаты начнут выходить из «единоросских» рядов? Почему Сопин или Литяк должны в 2011 году заканчивать с депутатством только потому, что не соответствуют высоким статусным и ресурсным стандартам партии власти? По стандартам других партий они наверняка проходят в список потенциальных кандидатов в ЗС-2011.

Скоро наступит период самоидентификации депутатов регионального парламента. Лозунг Джона Кеннеди «не спрашивай, что для тебя сделала страна, скажи, что ты сделал для страны» — хорошие слова. Но губернатор Валерий Шанцев и НРО «Единой России» — это не вся Нижегородская область. Тут не должно быть консолидированного голосования — каждый решает сам, что и как ему делать для страны, для Нижегородской области.

Виктор Деменев