08-09-22
Культурный слой
В ловушке метафор
Жила-была на телеканале «Кремль» маленькая программка «Кофепресс». Жила себе тихо-мирно, никого не трогала, рекламировала региональные печатные издания. Писалось ее название почему-то без дефиса, но мало ли что сегодня в нашей не обремененной культурными традициями жизни пишется без дефиса? Одним словом, жила себе программка, никому не мешала, а даже напротив — помогала другим. Кофейные бренды, в отличие от газетных, не рекламировала и никаких поползновений на свою значительность не выказывала. И вдруг в один прекрасный день решила, что теперь она — «Четвертая власть». Вот прямо так: в столбовые дворянки, и даже во владычицы морские — ну, уж раз власть. Структура у нее, правда, осталась все та же — два-три анонса газет в начале, два-три в конце, а посредине — интервью с главным редактором газеты, опять же рекламного характера. На все про все — минут шесть-семь. Вот оказывается какая она сегодня — четвертая власть! Но это — присказка. Сказка — дальше.
В канун Дня города администрация Нижнего Новгорода провела семинар для журналистов «Власть и СМИ. Противостояние или взаимодействие». В комплексе институциональных проблем, которые определяли трехвековую историю развития прессы, проблема, что и говорить, самая важная, и сводится она к проблеме влиятельности масс-медиа, признанию эффектов их воздействия на массовое сознание. Какими бы функциями ни наделяло общество средства массовой информации, неизменным было и остается одно — масс-медиа формируют общественное мнение. При этом сложная структура субъекта, чьи интересы находят выражение в процессе массово-коммуникативной деятельности, и есть та печка, от которой приходится танцевать: журналисты здесь лишь видимая на поверхности структурная единица, в глубине же — те социальные группы, которые оказывают влияние на духовные процессы общества: власть, бизнес, гражданское общество.
Каковы в современном мире их функции, где мера их социальной ответственности в информационном взаимодействии, без которого нельзя представить себе сегодняшнюю жизнь? Где, наконец, критерии этой ответственности? Думается, такими могли бы быть вопросы, которые вынесла муниципальная власть для обсуждения на семинаре. Все остальные отношения достаточно прозрачны: источники финансирования негосударственные — выражаешь позицию этих источников. Учредила тебя власть — какое же тут противостояние или взаимодействие? Если говорить серьезно, какая может быть «четвертая власть» на правительственном канале «Кремль», когда этот канал является инструментом исполнительной власти? Простая в общем-то арифметика — устный счет в пределах четырех. Только вот задачи у государственных СМИ, между тем, далеко не простые. Не информационная сервильность, а доказательность суждений, конструктивность в решении проблем и самое главное — формирование диалога, без которого невозможно гражданское общество. Да и негосударственные, коммерческие масс-медиа не просто же так вдруг решают «противостоять» государственной власти. Ведь «невзаимодействие» обозначает состояние войны, в данном случае — информационной. Слава богу, общество перепрыгнуло через пропасть этого разрушительного противостояния, где потери касались не только проигравших и выигравших политиков, развязавших информационный «беспредел», но и нашего общего социального самочувствия.
В заключение семинара, который проводился городской администрацией для журналистов, и где их, видимо, предполагали чему-то научить, четвертой власти предложили экскурсию в планетарий и поход в цирк
Мотивы организаторов семинара для зрителей остались тайной. Зато вывод решили обнародовать. В материале программы «Вести–Приволжье» его преподнесла депутат Государственной Думы Ирина Горькова: «СМИ и власть — это единое целое». На этом сюжет и закончился. Раз первая власть так считает, четвертая ей перечить не стала: единое так единое! А что тут действительно сказать, если не приходилось журналистам задумываться над этим вопросом? Да и некогда: впереди — День города.
Уж чего только не делала четвертая власть в эти хлопотные дни! И отчеты о том, что благоустроено разными властями, публиковала, и сама за власти отчитывалась. Даже тянула привязанный за канат трамвай вместе с мэром. На то, что в сценарии праздника присутствовала какая-то «трамвайная» интрига, особо ничто не указывало, разве что огромный портрет мэра на одном из «праздничных» трамваев. Вообще-то в эти дни в разных районах города потеха с канатом была популярной: поперетягивали друг друга вволю, в том числе и представители власти. Но тут хоть какие-то запрятанные метафоры читались. Но вот зачем мэр тащил трамвай? По всему выходило, что приехал трамвай сам и до этого момента не упрямился, как какая неразумная животина. И водитель, сидевший в кабине, никакого норова не выказывал. Зачем пресса тащила трамвай вместе с мэром? Зачем, наконец, показав все это зрителям, оставила их мучиться над разгадкой этого невиданного доселе аттракциона. А может, это и есть новый вариант взаимодействия власти и СМИ?
Появилась на неделе передача «Хроника нового времени» (ННТВ). Исходя из известной науке периодизации, нас должны были познакомить с событиями, следовавшими после окончания эпохи Средневековья до начала XX века. Что ж, исторические хроники Нижегородской земли — бесценный кладезь, где многое еще только предстоит узнать и осмыслить. Но программа была посвящена опять же деяниям власти нынешней. На дворе давно «новейшее время», «постмодерн», другими словами. Откуда ведут исчисление времени авторы? Впрочем, у власти и полномочия властные.
Давно никто не спорит с тем, что «четвертая власть» — это метафора. Ее сутью является информационное влияние, власть знаний. Что ж, своими знаниями журналисты делились щедро. В одном из роликов, посвященных Дню города, можно было узнать, что «в ночлежке Бугрова искал Максим Горький пристанище в годы скитаний». Да неужели? Скитался он вообще-то по Руси, а не по Нижнему, а уж, как вернулся, снимал квартиры далеко не бедные. В викторине, которую проводили во время праздничной трансляции ведущие программы «Вести–Приволжье», нас ждали новые сюрпризы. Собравшимся на площади предложили назвать «один из древнейших районов города, в котором в XIX веке была сосредоточена его торговая жизнь». Неправильный ответ напрашивался — «Канавинский»: ведь там же «шумела» Нижегородская ярмарка. Был и другой вариант — «Нижегородский»: здесь, на Большой Покровской, на Рождественской были самые богатые магазины, шел торг на Средном, Сенном, Пятницком базарах. Неужели ведущие решили поймать участников в ловушку? Вообще-то в викторинах предполагается, что хотя бы тот, кто задает вопросы, знает верный ответ. К нашему случаю это не относилось. Поэтому правильным ответом был признан неправильный: «Канавинский район». И не беда, что Канавино вошло в состав Большого Нижнего уже при советской власти, а в XIX веке между Нижним и руководством ярмарки, которой многие годы управляло московское купечество, были весьма сложные отношения. Мало ли что — история начинается с нас!
О событиях более давних — представления еще более затейливые. Чтобы знали нижегородцы свою древнюю историю, поведали им версии названия Дятловых гор. По одной из них, в изложении ведущей Марины Шалаевой, жил в наших местах «язычник, стучал молотком, а мимо на кораблях проплывали купцы и слышали этот стук». Какие купцы, на каких кораблях — «версия» умалчивала. Одним словом, познавательная часть эфира «Вестей» навевала печаль. Куда веселее была часть развлекательная: смеялись, дарили майки с логотипами компании. «От такой маечки я бы и сам не отказался!» — позавидовала победителям четвертая власть в лице ведущего Дмитрия Сорокина.
Уж чего только не делала четвертая власть в эти хлопотные дни! И отчеты о том, что благоустроено разными властями, публиковала, и сама за власти отчитывалась. Даже тянула привязанный за канат трамвай вместе с мэром
В этих исторических обзорах открылось и еще одно предназначение четвертой власти. «Вспоминая», как когда-то на бывшей Благовещенской площади шуты и скоморохи развлекали публику своими шутками-прибаутками, ведущая Шалаева не удержалась и призналась партнеру: «Совсем как мы с тобой!». Ну, тут уж — «Умри, Денис, — лучше не скажешь!» А развивать дальнейшие аналогии с тремя другими властями просто страшно.
В целом региональный эфир показал, что лицо города — это сегодня лицо власти, и здесь никого не забыли. В отличие от многих славных поколений нижегородцев. Программа «Дни нижегородские» («Вести–Приволжье»), представляя события разных лет, умудрилась даже не показать тех, о ком рассказывала. Не показали главу города Александра Меморского, листая альбом, где есть и его фотография. На каких-то нейтральных видах города шел рассказ о знаменитом фотоклубе «Волга», хотя найти фотографии Юрия Шпагина и Станислава Яворского, ушедшего из жизни в эти дни, не составляет труда. Рассказ о профессоре Николае Дмитриевиче Русинове сопроводили кадрами фольклорного праздника: видимо, сравнительное славянское языкознание ассоциируется у авторов только с русскими сарафанами.
Как ни странно, но в День города забыли про «именинника». Его образ интересно приоткрылся лишь в одном из сюжетов программы «Парк культуры» (ННТВ), где с картины Верещагина, хранящейся в Нижегородском художественном музее, смотрел на нас чем-то похожий, а чем-то иной Нижний. Ролики же, сделанные ко Дню города, представили традиционный набор хрестоматийных имен. Но даже знаменитых нижегородцев у нас гораздо больше, а еще больше незнаменитых, чьими судьбами и создавалась история Нижнего Новгорода. Разве не в этом труд журналистики — найти новое, сделать историю еще более «зримой», отвоевать у тьмы веков еще хотя бы один факт, еще одно имя.
В заключение семинара, который проводился городской администрацией для журналистов, и где их, видимо, предполагали чему-то научить, четвертой власти предложили экскурсию в планетарий и поход в цирк. Напомнило это все детский анекдот. «Подходит к милиционеру прохожий: «Что делать? Привязался ко мне пингвин и ходит за мной целый день!» — «А вы отведите его в зоопарк». Через неделю — та же картина: милиционер и прохожий с пингвином. «Так что же вы в зоопарк-то не сходили?» — «Да были мы в зоопарке, и в цирке были. Сейчас мороженое поедим — в кино пойдем».
Вот и нашу прессу в следующий раз вместо серьезного разговора о специфике массово-коммуникативных процессов в современном мире могут просто накормить мороженым. Или повести в кино.
Елена Кузнецова