08-09-29

Культурный слой

Теща будет жить отдельно

14сентября в театре «Комедия» прошла премьера межсезонья — спектакль по пьесе Бранислава Нушича «Госпожа Министерша». Где-то в середине первого акта я вдруг поймал себя на почти позабытом ощущении театрального комфорта.

Было стойкое ощущение, что вот идет представление, в котором театра (Театра!) больше, чем политики, голого морализаторства и вообще каких-либо умозрительных раскладов. Где создатели аппелируют не к холодной голове зрителя, способной оценить злую шутку или модную аллюзию, а (что стало почему-то редкостью) к его горячему сердцу, могущему пожалеть неудачника, возмутиться подлостью и предательством, поплакать над разбитой любовью. Проявить подлинные чувства в ситуации ему близкой и знакомой. А куда уж, как говорится, ближе семья, про которую даже Толстой говорил в «Анне Карениной»… ну, да ладно. Потому что семья — это наш микрокосмос, который потом пропорционально проецируется на все общество. Потому что семья — это близкие родные люди, которые могут нас мучать, оставаясь при этом самыми родными и самыми близкими. И которые обязательно поддержат нас в тяжелую минуту.

Об этом, собственно, и спектакль, основанный на самом, казалось бы, банальном материале, где самая банальная ситуация гипертрофирована, как и положено в комедии, до невозможных пределов. Я вообще дал бы ему другое название, типа «Мечты тещи сбываются» или «Вот снится теще сладкий сон».

А как еще назвать ту незаслуженную метаморфозу, которая произошла с женой рядового политического жучка, враз перебросившая на другую сторону баррикады, в мир казенных экипажей, светских приемов и дорогих шмоток. А когда об этом подспудно мечтается, стоя у плиты, то после крыша едет до самой земли.

Всегда поражаюсь, как обаятельным и органичным удаются роли крутых стерв. Может действительно все дело в органике. Ведь не просто крик самодурства, а есть и логика роли плюс объем. (Роль безусловно бенефисная!) И в самом деле, привалило, так живи и радуйся, а она все о детях. Что там дочке прозябать в клерковых женах, подать ей сюда дипломата (Валерий Кондратьев). Ну и что, что замужем! Раз-ведем. Раз-объем. Раз! Еще раз! Еще много-много раз! Короче, закручивает такую фигу-интригу, что только рот открывай от изумления. И ведь докрутила бы до конца, не встань на ее пути (ух!) зять Чеда (Дмитрий Ерин). Вот люблю я такие недетерминированные превращения. Казалось бы, мелкий карьерист, одержимый общей чинохватной эйфорией, но вдруг встает поперек тещи на защиту своей любви, проявляя чувства, о наличии которых и сам не догадывался до момента истины: твердость, самоотверженность и вынужденное коварство. И это противостояние удалось и по спектаклю, и по-актерски, а ведь враг-партнерша — актриса нехилой энергетики и харизмы.

Очень получилась у Василия Попенкова роль дяди Вассы: пьяницы, придурка и пройдохи. Так и кажется, вот выиграй в «спортлото» сто рублей, а он уже сидит у тебя на кухне с букетом облезлых ромашек и фальшивыми поздравлениями. Удалась неброская роль дочери Дары и Татьяне Дорофеевой — роль простофили, над которой такие бури пролетели, а она только голову подняла, там снова солнышко. Хорошо!

Совершенно очарователен сын-гимназист в исполнении Екатерины Соколовой. Давно я не видел такой убедительной травести. Мягко и жеманно провела роль служанки Анки Ольга Бубнова. Все в ней было в меру: и лукавства, и смекалки, и житейского конформизма.

А из шести человек подтанцовки все равно выделялась Маша Мартынова органичностью и желанием играть на уровне главных персонажей.

Изящная музыка зонгов Станислава Белова удачно легла на текстовую болванку тетра Маяковского, а художник Надежда Бахвалова не мучалась ничтоже сумняще, а взяла и попала в эпоху.

Хочется поздравить режиссера постановки Семена Лермана с творческой удачей. И если «Дорога цветов» и Зощенко смотрелись явным, пусть и стильным ретро, то здесь безусловное попадание в современность со всем этим новоиспеченным бомондом из Ксюш, Митволей, Биланов и Абрамовичей.

Сергей Плотицын