№14 (49), 06.07.2007

Политика

Способны ли губернаторы на message?

Недавно посетивший Нижний Новгород функционер «Единой России», депутат Госдумы Виктор Гришин мягко посетовал, что у нас в области нет послания губернатора. Мол, такой документ мог бы стать составной частью предвыборной программы нижегородской «Единой России».

Президент понял сильные стороны посланий. Но может быть, губернаторы, в том числе и нижегородский, слишком слабы, чтобы пользоваться таким мощным инструментом?

Давно замечено, что Россия региональная, развиваясь отдельно от России Садового кольца, в бюрократическом плане копирует ее. В федеральном правительстве министры, — и в регионах теперь свои правительства и министры (раньше были администрации и директора департаментов). Появилась федеральная Общественная палата, — и в регионах начали прорастать палатки по образу и подобию. В регионах по аналогии есть свои Советы безопасности. Приходилось слышать, что некоторые губернаторы разделили свою область на семь территориальных округов и поставили там своих полпредов. В этой связи логичен вопрос «единоросса» Виктора Гришина о послании губернатора, пусть и исключительно в предвыборном контексте.

Однако очевидна следующая закономерность. Когда копирование Москвы приводит к усилению власти региональных руководителей, они активно действуют по образу и подобию. Министрами командовать престижнее, чем директорами департаментов, — правительство возглавлять круче, чем администрацию губернатора. Поставить под контроль общественников, местную интеллигенцию, областных Сахаровых и Ростроповичей тоже весьма солидно. Когда же копирование Москвы усиливает, пусть даже в виртуальном плане, контроль за властью, ее подотчетность депутатам и обществу, это не находит поддержки у региональных князьков.

Президентское послание и по форме, и по сути вызывает разноречивые вопросы. Мол, почему в нем не бывает раздела о выполнении предыдущих посланий? Почему со своим посланием президент не приходит в Федеральное собрание, а зачитывает его у себя в Кремле? Но в целом сам факт существования такого инструмента, как президентское послание, пусть и заимствованное за рубежом, вызывает положительные оценки. В документе намечается стратегия развития Государства Российского, а в последних посланиях прописаны даже тактические вопросы и меры их реализации.

Сегодня губернаторы тоже говорят о стратегии развития регионов. Почему бы для этого, помимо программы развития региона до 2020 года, не использовать и инструмент послания губернатора Законодательному собранию, например, Нижегородской области? Губернатор в СМИ и на заседаниях ЗС НО, конечно, высказывается по отдельным стратегическим вопросам, но целостной картины перспектив развития региона мы не видим. Тем более что объяснять или не объяснять что-то депутатам парламента — это добрая воля главы региона или ее отсутствие. В законодательном плане тут зияющая пустота — отчетность губернатора перед депутатами нигде не прописана с необходимой четкостью: где, когда, в каком виде?

В последнее время появился дополнительный довод в пользу послания губернатора или его отчета в той или иной форме. До 2005 года губернаторы в подавляющем своем большинстве избирались всенародно. С 2005 года кандидаты в губернаторы, пусть и с заранее известным итогом, проходят процедуру согласования на заседаниях региональных парламентов. Это подразумевает формальную отчетность губернатора перед законодателями.

В отношении Общественной палаты тоже есть довод. Много разговоров было о целях создания такого общественного органа, его задачах. А в итоге, получился слабый общественный институт. Ради чего копья ломали в том же Законодательном собрании, в работе с общественными организациями? Надо усиливать влияние Общественной палаты, подтягивать ее к экспертизе не только особо значимых законопроектов, но и стратегии развития региона. И послание губернатора тут было бы очень кстати.

Понятно, что инициатива появления посланий губернаторов находится исключительно в руках исполнительной власти — мяч на стороне губернатора. Депутаты не могут пока инициировать эту идею, потому что Валерий Шанцев воспримет ее как скрытую попытку усилить контрольные функции законодательной власти, с чем он активно борется в Нижегородской области уже почти два года, копируя ту же Москву. Президент постепенно вошел во вкус, понял сильные стороны посланий. Но может быть, губернаторы, в том числе и нижегородский, слишком слабы, чтобы пользоваться таким мощным инструментом?

Виктор Деменев