08-10-20
Культурный слой
А второй раз — как фарс
Прошлая пятница послужила в театре «Комедия» днем рекордов — пять бенефисов свели в один. Зрелищная часть, безусловно, устремилась ввысь, но снова подвела пресловутая «репертуарная политика»
Для коллективного бенефиса была выбрана провокационная пьеса Флорида Булякова «Выходили бабки замуж», усиленно выдаваемая за народную комедию. С формальной точки зрения все вроде соответствовало заявке: герои из народа (то есть не из олигархо-торгово-эстрадного бомонда), наворачивают на «о» и шутят типа,.. ну, ясно, как шутят, — фольклором. И это бы все ничего. У того же Шекспира есть перлы похлеще, стоит только вчитаться в поучения Джульеттовой кормилицы или припомнить сладкую троицу (Тоби, Эндрю, Мария) из «Двенадцатой ночи».
Однако, несмотря на все «народные примочки», спектакль с первых минут захватывает внимание благодаря вкусной и органичной игре четырех актрис. Дом престарелых, где происходит действие, решен весьма условно, если не сказать кокетливо, благодаря фантазии художника Регины Ярлыковой: хай-тек, беленькая кисея занавесок, халатики с иголочки в веселенький цветочек. И Андрея Ярлыкова, жесткого режиссера-натуралиста, просто не узнать за всем этим гламурненьким антуражем. Выброшенные жизнью на помойку бабушки не воруют друг у друга конфетки, не дерутся ночными горшками и не стучат на подруг главврачу, а мило пикируются, как миссис Марпл, миссис Хиггинс и прочие ходульные персонажи чопорной Англии.
Однако бесхитростные истории, звучащие из уст одиноких старушек, просто завораживают своей искренностью и печалью. Им невозможно не сочувствовать, не сострадать бедам, выпавшим на их нелегкую долю. Все они по-своему забавны и симпатичны. И до сих пор хорохорящаяся Галина (Татьяна Протопопова), сменившая восемь мужей и теперь не желающая мириться с тихим часом. И лирическая натура Ольга (Ольга Удалова), вдова раздолбая-плотника, до сих пор пишущая ему стихи-посвящения. И даже горе-активистка Мария (Ольга Царева). Единственным сюрреальным пятном выступает на этом пасторальном фоне Авдотья (Елена Дубровская) в роли бессловесного статиста.
Скажу сразу, что это грустное очарование продержалось ровно до сказочного появления сказочного персонажа со сказочным именем Иван (Валерий Еруков). По бессмысленности и глупости этот авторский ход сравним, наверное, только с попыткой запустить золотую рыбку в какой-либо из романов Достоевского. Ведь сколько ни поливай ржаной сухарь малиновым вареньем, он все равно не станет тортом из гастронома. Еле сдерживая ком в горле, вспоминая умерших родителей, я тихонько покинул зал, желая быть подальше от подобных фейерверков.
Дома, размышляя о силе первой половины спектакля, так смутившей мой покой, я был всё ещё совершенно ошарашен от практически прямолинейной аллюзии с «Ожиданием Годо». Да просто римейком. Скопировано абсолютно все, начиная с многоговорящей пары Владимир — Эстрагон, до злодея Поццо с его безответным пленником плюс пара ботинок (туфелек). Но у Беккета художественная правда выдержана до конца. Одиночество, как экзистенциальная субстанция, не испаряется само собой, словно ацетон из незакрытой банки, и никто не порывается превращать тыквы в кареты. И мне противно было смотреть, как пожилых русских женщин, находящихся в том возрасте, когда принято думать о душе и достойной встрече с вечностью, заставляют суетиться в роли недощипаных куриц, бегающих за более недощипаным петухом.
Вообще, молодой режиссер Ярлыков, имеющий при этом огромный актерский опыт, так, видно, и не может пока определиться, кто он. Не будем валить мух и котлеты в одну кучу, ибо работа с актерами просто изумительная. Но хотелось бы узреть еще какой-то посыл, кроме обтекаемого «Все люди — братья!» Ибо режиссер — это в первую голову то, что ты хочешь сказать людям сокровенного, выстраданного, понятого не умом, так сердцем, даже и через комедию. А не стандартная клоунская фигура с размалеванным лицом, в котелке и ботинках 62-го размера, фальшиво кривляющаяся и выкрикивающая текст, типа: «Уважаемый публик! Сейчас я есть вас смешить!»
Спасибо, не надо, вон в «Аншлагах» насмотрелись.
Сергей Плотицын