08-10-20

Спорт

Бюджет лучше результата

Набрал ход первый в истории чемпионат КХЛ, в котором участвует нижегородское «Торпедо». Позади полтора месяца турнира. Тяжелейшие полтора месяца, ибо времени на отдых у команд практически нет. Например, торпедовцы в период с 3 сентября по 11 октября провели 17 матчей и только после этого получили пятидневную передышку.


Двукратный призер чемпионатов мира и участник Олимпиады-2006 в составе сборной России Александр Харитонов (№17) в нижегородском клубе пока не блещет


Евгений Попихин: «Что делать дальше?»

Фото Григория СОКОЛОВА (сайт ХК «Торпедо»)

Команда старается, и в этом ей не откажешь. Чувствуется, хоккеистам не все равно, что будут думать о них болельщики. Только вот одного старания недостаточно для того, чтобы стабильно показывать игру хорошего уровня и уверенно набирать очки.

Нестабильность, надо сказать, отличала «Торпедо» во все времена. Команда издавна считалась «грозой авторитетов», ибо во встречах с клубами-грандами сражалась отчаянно. И добивалась побед. А вот середняки и аутсайдеры часто становились для нашей дружины непреодолимым препятствием. Сейчас традиция продолжается. В этом сезоне нижегородцы переиграли питерский СКА, ярославский «Локомотив», столичное «Динамо», то есть клубы, которые наверняка будут претендовать на медали. С огромным трудом сломил сопротивление автозаводцев омский «Авангард», цвета которого защищает знаменитый чех Яромир Ягр. В то же время сильнее нас оказались не хватающие звезд с неба череповецкая «Северсталь», тольяттинская «Лада», «Барыс» из Астаны и воскресенский «Химик» — один из явных аутсайдеров первенства. В матче против «Химика» наши проспали два периода, долго были сонными и в поединке с «Ладой», состоявшемся неделю назад.

Происходящему можно дать логичное объяснение. Когда приходится играть через день, сложно сохранять физическую свежесть, усталость волей-неволей дает знать о себе. Видимо, получалось так, что наши игроки больше уставали именно к матчам с не самыми грозными соперниками. Мог сказываться и психологический фактор. Настрой на именитые клубы — это одно, на остальные — совсем другое. Сами торпедовцы, правда, говорят, что на всех настраиваются одинаково серьезно, но не исключено, что желаемое они выдают за действительное.

Лучше всех причины неудач должен знать главный тренер. После поражения от «Лады» журналисты спросили Евгения Попихина, почему на протяжении большей части встречи его подопечные выглядели неважно. «Если бы я знал, то сказал бы», — ответил наставник. Затем, чуть поразмыслив, он констатировал, что в команде немало молодых ребят, которые еще не способны ровно играть в серии матчей. Однако в первую очередь, думается, нужно оценивать действия опытных игроков. Пока не все они оправдывают ожидания. Допустим, Юрий Добрышкин, проведя 14 встреч, набрал по системе «гол+пас» 2 очка (1+1), Юрий Буцаев и того меньше — 1 (0+1), хотя выходил на площадку в 16 поединках. Что и говорить, нападающим не пристало иметь такие показатели.

Нам вообще не хватает забивающих форвардов. Не хватает и защитников, которые продуктивно играли бы как в обороне, так и в атаке. Не хватает и стабильности вратарей: финн Мика Норонен и Виталий Евдокимов порой пропускают легкие шайбы… В общем, проблемы есть во всех игровых линиях. Да, еще нужно сказать о короткой скамейке запасных. Травмы нескольких хоккеистов (Алексея Трощинского, Евгения Шалдыбина, Александра Бойкова, Артема Чубарова, Максима Потапова) привели к тому, что у тренеров фактически никого не осталось в резерве.

Здесь возникает вопрос о селекционной политике клуба. Он не самый бедный в Континентальной хоккейной лиге. С бюджетом в 20 миллионов долларов «Торпедо» делит 11–12-е места по финансовой обеспеченности (всего в КХЛ 24 команды). Если брать только зарплатный бюджет, то наш клуб с 13 миллионами долларов находится опять же на 11-й позиции. До монстров типа «Авангарда», конечно, далеко, но то, что есть, тоже неплохо. При таких возможностях торпедовское руководство могло бы сработать более профессионально, комплектуя в межсезонье состав. И не подписывать с некоторыми игроками контракты на очень большие суммы…

Кстати, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, шефствующий над «Торпедо», в одном из недавних интервью сказал следующее: «Я не принимал большого участия в комплектовании команды и подключился только на финишной стадии переговоров с ребятами, когда у них уже была договоренность с тренером, президентом и спортивным директором клуба. Иногда, конечно, высказывал свое мнение о том или ином игроке. Что касается увеличения зарплатного бюджета, то все будет зависеть от нашего уровня экономического развития. От того, какие крупные предприятия, крупный бизнес будут располагаться в Нижнем Новгороде. Наши сегодняшние спонсоры — ГАЗ, «Лукойл», «Сибур» — очень известные в России компании. И пока, на мой взгляд, нам хватает средств для достойного существования. Другое дело — если бы «Торпедо» занимало в чемпионате ту же 11-ю позицию, что и в таблице бюджетов, мы были бы более довольны». Судя по всему, при нынешней ситуации наивно рассчитывать на высокие места. Это понимает и Шанцев, который говорит, что у команды нет «заоблачных целей». Пробиться бы в плей-офф (куда выйдут 16 клубов), а там уж как получится. Хотя как там может получиться, если сразу нарвемся на соперника-гранда?

Впрочем, в плей-офф еще нужно попасть. Сейчас торпедовцы, набрав в 17 встречах 20 очков, находятся в восьмерке худших. И хотя впереди еще много игр регулярного первенства (39), оптимизма это не добавляет.

из первых уст

Валерий Шанцев,

куратор «Торпедо»:

«Мы в прошлом году много мучились и никак не могли найти свою игру. Владимир Юрзинов-младший не предлагал никакого выхода из кризиса, и мы решили расстаться. Перед этим долго думали, менять его или не менять. У Петра Ильича Воробьева были проблемы со здоровьем — очень высокое давление, и он попросился с поста сам. Когда Попихин уволился из экс-«Химика», мы долго раздумывать не стали. У него большой опыт работы в Швейцарии, с молодежью. Этот человек умеет вести игру. Мы заключили с ним контракт на три года. Посмотрим, какие у нас будут результаты. В любом случае над нами не висит топор, мы не ставим пока себе заоблачные цели».

Евгений Попихин,

главный тренер:

«Чемпионат в таком режиме проходит первый раз. Учимся и мы, тренеры, и игроки… У нас пять двадцатилетних парней. Физически они могут быть готовы, а вот психологически пока не всегда. Опытным-то хоккеистам сложно в таком ритме играть, а что уж говорить о молодежи. Мы еще ни разу не сыграли в оптимальном составе. Те игроки, на которых мы очень рассчитывали, получали травмы. Когда все поправятся — будет по-другому. За плей-офф будем биться до конца».

Максим Потапов,

нападающий:

«Верю, что мы наберем ход и проявим себя наилучшим образом. Потенциал у нынешнего «Торпедо» большой. Пусть болельщики верят в команду».

Михаил Пресняков,

президент областной хоккейной федерации:

«Почему-то нижегородские любители хоккея не болеют за «Торпедо» так же неистово, как в прошлом сезоне. С чем это связано, я не знаю…».

Алексей Астахов