08-10-20

Политика

Мания объединения

Еще свежи в памяти воспоминания об объединении в Нижегородской области трех партий в одну — «Справедливую Россию». Письма партийного руководства, закулисные переговоры, всплеск амбиций, распил партийных должностей и при том реальные политические возможности участников процесса — это было в высшей степени интересно. Что нам могут пообещать «правые», которым тоже предстоит слиться? Все ли аграрии согласны стать «единороссами»? Возможно, кроме тишины мы ничего и не услышим.

Где правым взять сил?

В преддверии объединения в новую правую партию «Гражданской силы», «Демо­кратической партии России» и СПС, которую уже окрестили кремлевским проектом, стоит подумать, станет ли интереснее на нижегородском политическом ландшафте. Партия планирует пропагандировать либеральные ценности и принимать участие в выборных кампаниях различного уровня. Съезд правой прокремлевской партии пройдет 16 ноября, а накануне СПС, «Гражданская сила» и Демократическая партия должны будут принять решение о самороспуске на своих съездах.

Интересно пока одно: сразу бросается в глаза то, что «приданое» у них в Ниже­город­ской области очень скудное. Региональных лидеров в лицо знают только члены партии, участники будущего слияния не имеют ни одного мандата в местных парламентах. И даже делая скидку на то, что СПС еще помнит о своей нижегородской колыбели и славных традициях, нельзя не ужаснуться тому, в каком состоянии региональное отделение пришло к своей финишной черте.

Если вспоминать славные времена «правых», то стоит упомянуть имена, которые до сих пор на слуху. Из последних потерь: бывший депутат Государственной думы России Алексей Лихачев, директор департамента здравоохранения администрации Нижнего Новгорода Владимир Лазарев, председатель нижегородского отделения общественной организации «Деловая Россия» Павел Солодкий, нынешний руководитель управления Федеральной антимонопольной службы России по Нижегородской области Михаил Теодорович и многие другие достойные люди. А лидер отделения, заместитель спикера нижегородской городской думы Андрей Осипенко сложил свои полномочия прямо перед госдумовскими выборами в конце прошлого года, чем вызвал гнев партийного руководства, который его, видимо, нимало не смутил. С тех пор в региональном отделении СПС абсолютная тишина и стерильность. Лидер так и не избран, политсовет неполон и не собирается, месторасположение офиса неизвестно, центральное руководство партии не получает отчетности из региона, финансирование, судя по всему, тоже отсутствует. В Нижегородской области числится около одной тысячи «правых», но некому их организовать. А между тем, организовать придется, так как впереди непростой процесс объединения.

Впрочем, «Гражданская сила» и «Демо­кратическая партия России» в Ниже­город­ской области тоже живут ниже травы, тише воды. Похвастаться им в политическом смысле просто нечем: попытки принять участие в выборных кампаниях не заставили соперников вздрогнуть.

Член нижегородского политсовета СПС Александр Котюсов сделал амбициозное заявление прессе, сказав, что объединение в регионе должно происходить на базе именно СПС. Наверное, это должно быть данью славному прошлому СПС. Захотят ли глядеть в прошлое партнеры, учитывая, каково сегодняшнее положение нижегородских «правых»? Об этом мы узнаем позже. Партийное начальство уже пообещало из Москвы, что участники объединения получат в свое распоряжение по трети региональных отделений, где будут управлять процессом. А может быть, мы все-таки сможем посмотреть спектакль «Распил должностей»?

Разумеется, одной из главных проблем являются финансы, которых правым сильно не хватает. Жить идеей, как местные коммунисты, они, видимо, не хотят. При этом планируется привлекать в свои ряды молодежь. Интересно, чем? В регионе присутствует масса молодежных организаций, удивительно лояльных властям. Новая затея в виде молодежного парламента тоже умиляет. И «правые» уже за бортом этого проекта.

Оппоненты не склонны переоценивать политическое будущее новой «правой» партии

Оппоненты не склонны переоценивать политическое будущее новой «правой» партии, даже несмотря на то, что она прокремлевская. Как показал печальный опыт «Справедливой России», любимчик у власти все равно один — «Единая Россия», которая ворочает большими ресурсами и может легко себе позволить 90% присутствия в местных парламентах. Остальные присутствуют чисто номинально, потому как имея один-два мандата быть услышанным трудно.

Слияние путем поглощения

Готовятся к ликвидации своей партии и «аграрии». Чисто внешне их судьба более завидна — им предстоит стать «единороссами». Разумеется, «аграрии» согласны на условия «равноправного партнерства», то есть им нужно попасть в руководящие органы местных отделений и иметь гарантированную квоту в партийных списках на выборах. Возможно, это подходит для регионов, где в рядах «аграриев» есть сильные политики местного уровня, небедные и нескромные. В Нижегородской области членов «Аграрной партии России» всего около полутора тысяч, а ярких персонажей, чье имя на слуху, — вообще нет.

Единственный всплеск их активности за последнее время — это выступление в Законодательном собрании с просьбой увеличить господдержку сельхозпроизводителям до 10%. Разумеется, сострадания у депутатов-«единороссов» бедные «аграрии» не вызвали. Их потыкали носом в сезонные трудности, упрекнули, что сколько не дай — все мало. И в итоге порадовали 5% от расходов регионального бюджета на 2009 год. Правда, коммунисты как ни считали, эти 5% никак не находили. Получалось около 3%. Но это уже не так важно — главное, что «аграрии» провели местную конференцию и решили, что лучше стать «единороссами», так как у самих не получается даже планку в Законодательное собрание преодолеть. Мол, слабы в коленях. А откуда быть сильными, если участники партийного списка «аграриев» снимаются с выборов за пару недель до голосования? Да и учитывая, что выборы теперь проводятся или весной или осенью, «аграриям»-активистам они невыгодны. Весной — посевная, осенью — уборочная, а денег всегда не хватает. Какие тут выборы, если приходится постоянно ходить с протянутой рукой? В списках уже мелькают имена не сельхозпроизводителей, а переработчиков, с которыми у «аграриев» отношения непростые.

Понятно, что перспектива объединения с «единороссами» радует не всех. Да и региональное руководство партии не стремится гнать недовольных в «Единую Россию» палкой. Мол, это выбор каждого. Учитывая, что «единороссов» в Нижегородской области около 27 тысяч и они продолжают работать над повышением своей численности, а «аграриев» всего полторы тысячи, из которых далеко не все станут «медведями», вряд ли можно ожидать больших поблажек.

«По духу эта партия очень близка к «Единой России», поэтому объединение пройдет естественным путем», — считает исполняющий обязанности секретаря политсовета НРО «Единой России» Александр Косариков. Ему вторит лидер нижегородских аграриев Виктор Головачев: возможное объединение «вынужденное, но необходимое». По его словам, партия «аграриев» не перешагнула 7-процентный барьер на выборах в Государственную думу, поэтому «обречена на вымирание», которого можно избежать путем объединения с «Единой Россией». То есть исчезновение «аграриев» как политиков в недрах «Единой России» предпочтительнее. А выборные квоты конечно будут! Есть же у нас рабочие в Госдуме! Как вид, занесенный в Красную книгу, будут и «аграрии».

Зато думами о селе очень прониклись коммунисты. Лидер НРО КПРФ Николай Рябов планировал напомнить «аграриям» лично об их левой ориентации, но так и не был приглашен на конференцию. Впрочем, коммунисты и не рассчитывают на отток «аграриев» в их ряды. Но утверждают, что будут рады. Надеются, они поймут, что их партию хоронят лишь для того, чтобы заглушить антиправительственные высказывания недовольных селян в ходе выборов любого уровня. На самом деле, радужные расчеты региональных и федеральных властей в сельском хозяйстве не сильно подтверждаются на практике — хозяйства закредитованы, продают свою продукцию по себестоимости и ниже, сельское население не знает, что такое качество жизни. Так как изменить положение дел тяжело и не очень хочется, то можно хотя бы прекратить разговоры об этом.

Юлия Сухонина