08-10-20

Общество

О толерантности — в открытом режиме

Удивительно, но факт: даже среди специалистов мало кто знает, что вот уже не первый год в Нижнем Новгороде реализуется интересный и социально значимый проект по предотвращению межэтнических конфликтов.

Недавно завершился очередной этап подачи заявок на соответствующий конкурс, администрированием которого занимается ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Общий профиль этого проекта, рассчитанного на несколько лет и имеющего под собой многомиллионное финансирование из федерального бюджета, более чем актуален: речь идёт о разработке информационных продуктов и образовательных технологий, предназначенных для противодействия исламскому экстремизму и воспитанию основ толерантного поведения.

В техническом задании, размещённом на официальном правительственном сайте, особо подчёркивается, что практические результаты проекта должны быть доступны как специалистам в области межнациональных отношений, так и лицам, принимающим решения. Предполагается, что реализация проекта приведёт к совершенствованию образовательной политики в нескольких весьма актуальных сферах. Речь идёт и об управлении культурным разнообразием, и о подготовке специалистов по направлению «теология», и об освещении СМИ проблем радикализма и фундаментализма. Всё это тянет на своего рода пилотный мегапроект, масштаб которого не ограничивается потребностями города и даже области: наверняка достигнутыми результатами могли бы заинтересоваться и в руководстве ПФО, и в соседних регионах. Используя интеллектуальные ресурсы проекта, Нижний Новгород просто обязан был бы громко заявить о себе как об одном из российских лидеров в деле изучения межконфессиональных отношений и предложить качественный и конкурентоспособный продукт для практического применения в сфере государственного и муниципального управления. Предложенные идеи и подходы, как это и принято в глобальном информационном обществе, должны обсуждаться максимально открыто и широко среди религиозных и этнических общин региона, работников сферы образования, а также в кругу журналистов и экспертов. Тем более что ректор ННГУ по совместительству является ещё и председателем общественной палаты, где вопросы противодействия экстремизму наверняка не последние в числе приоритетов.

Правда, конкретные результаты уже проведённой проектной деятельности пока обнаружить не так-то легко, хотя, исходя из здравого смысла, они должны быть легко доступны для ознакомления всем желающим. Возможно, именно с недостаточно активным распространением информации связано и ещё одно проблемное обстоятельство: в этом году количество организаций, желающих выиграть предлагаемые тендеры, для огромного города парадоксально низко. Многие лоты, как удалось выяснить, вообще распределяются без реального конкурса между альтернативными заявками, в результате чего исполнителями федерального заказа становятся небольшие и недавно созданные организации без соответствующей репутации и профессионального статуса. Почему же интерес к этому проекту столь низок, хотя многие нижегородские вузы давно работают над вопросами и межкультурной коммуникации (как например, «иняз»), и подготовки управленческих кадров (ВВАГС), и теологии (НГПУ)? Может быть, их отпугивает излишне формализованная бюрократическая процедура подачи заявок, необходимость внесения немалого денежного залога для участия в конкурсе или, возможно, банальное отсутствие необходимой и доступной информации?

Впрочем, с процедурной точки зрения конкуренция вообще не является необходимым условием проведения конкурса. Если она и предусмотрена, то не в плане содержания проектных заявок, а скорее с точки зрения того, кто предложит более сжатые сроки и меньший бюджет. Для государственных закупок оборудования или техники такое условие допустимо, но никак не для гуманитарных проектов, где качество итогового продукта обычно измеряется всё же не экономией времени и финансов. К тому же в конкурсной комиссии почему-то вообще нет ни одного специалиста-гуманитария, который мог бы по существу оценить инновационность предлагаемых конкурсантами идей, их социальную значимость и деловую квалификацию. Столь технократический подход к очень острой общественной теме, думаю, нуждается в корректировке. Тогда благое начинание действительно станет приоритетным региональным проектом с ярко выраженным гуманитарным лицом.

Андрей Макарычев