№14 (49), 06.07.2007
Общество
Утратившие «Эхо»
История закрытия известной радиостанции в Нижнем Новгороде
Если радиостанция закрывается, значит, это кому-нибудь нужно. Значит, кто-то посчитал, что она не слишком востребована или наоборот — что необходимость в её существовании слишком велика. О том, что «Эха Москвы» в Нижнем Новгороде больше нет, стало известно в начале февраля, когда на частоте 107,4 FM неожиданно для непосвящённого большинства вещание «ЭМ» прекратилось. Заверения главного редактора радиостанции Алексея Венедиктова, что «мы работаем над скорейшим возвращением», мало кого могли успокоить уже тогда. Сегодня, спустя пять месяцев без «Эха», можно попытаться хладнокровно оценить ситуацию: кто, зачем и что будет дальше.
Непосредственным поводом к этой статье стал звонок участницы инициативной группы нижегородских слушателей «Эха» в нашу редакцию. Таких групп, кстати, несколько. Брошенный со страниц «АиФ Нижний Новгород» тогда ещё главным редактором местного «Эха» Ниной Царенко призыв о помощи оказался услышанным. Хотя есть подозрения, что «эхоманы» в любом случае вряд ли остались бы пассивными наблюдателями. Но теперь помощь нужна самим активистам — все инструменты прямого гражданского воздействия они уже использовали. Письма от нижегородских слушателей «Эха Москвы» получили многие: местные и федеральные партийные организации демократических сил — «Яблоко» и СПС, — конкретные политические деятели — Алексей Лихачёв и Александр Хинштейн, — общественные организации — Московская Хельсинская группа и Союз Журналистов… Плюс президент РФ. Кстати, он переадресовал запрос губернатору Шанцеву, который в свою очередь через одного из своих замов ответил инициативной группе, что вопрос находится вне его компетенции, — он не может вмешиваться во внутриредакционные дела частной радиостанции.
В абсолютном остатке — целые папки официальных ответов или просто копии отправленных писем, оставшихся без ответа. Большая гражданская кампания по возвращению «Эха Москвы» в Нижний Новгород зашла в тупик. В мае рухнули надежды последних оптимистов: конкурс на получение права на наземное эфирное цифровое телевещание на частоте 107,8 FM «Эхом» был проигран. Победитель — уже вещающее в УКВ-диапазоне «Радио Приволжье». Между прочим, все члены Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию Росохранкультуры, среди которых Даниил Дондурей, Эдуард Сагалаев и Михаил Сеславинский, тоже получили письма от членов инициативных групп. Но, несмотря на такой человеческий фактор, ООО «Радио Приволжье» получило вторую частоту, которая, по мнению многих отраслевых экспертов, даёт ему лишь техническую возможность увеличения собственной аудитории. Почему за бортом целесообразности и критериев соответствия осталось мнение собственно слушателей, честно говоря, представляется неясным. Официально заявленная «оригинальность концепции музыкально-информационного вещания» вызывает неприятные сомнения.
Перспективы «Эха» в Нижнем ещё более сомнительны. Дело в том, что «внутриредакционные дела» оказываются куда более запутанными, чем это может показаться на первый взгляд.
«Арсенал», или Who is Mr. Грахов?
Радиостанция «Арсенал» была создана в феврале 2002 года как запасной вариант для находящегося тогда под угрозой закрытия «Эха Москвы». Концепцию разработал Венедиктов — он предложил идею «разговорного радио» со значительно меньшей, по сравнению с «Эхом», долей общественно-политического вещания. 1 октября 2002 года «Арсенал» вышел в эфир.
Учредителями были собственно топ-менеджеры «ЭМ», а три миллиона долларов на покупку лицензии дал банк «Менатеп-СПб». Первоначально активы «Арсенала» были распределены в следующем соотношении: 70 процентов акций станции у сотрудников «Эха Москвы», 30 процентов — у екатеринбуржского бизнесмена Николая Грахова. В начале 2005 года гендиректор «Эха Москвы» и совладелец «Арсенала» Юрий Федутинов заявил, что они ищут покупателей и уже получили несколько предложений. Причину озвучил главрек Венедиктов: «В течение четырех лет мы пытались получить разрешение на усиление звука, но нам его никто не дал. И чтобы вернуть кредит банку «Менатеп-СПб», мы решили продать радиостанцию». Долю «Арсенала» на медиарынке специалисты в то время оценивали менее чем в один процент. Уже в октябре того же года владельцем полного пакета акций «Арсенала» стал известный магнат Аркадий Гайдамак. С недавнего времени контрольный пакет принадлежит лауреату национальной премии «Медиа-менеджер России-2006» Николаю Грахову. В его собственности более двадцати радиостанций.
Нижегородская «Биржа» ещё в разгар страстей по потерянному «Эху» взяла интервью у уральского медиамагната, который говорил о слишком маленькой доходности «ЭМ» в Нижнем. Москва за ретрансляцию не платит, а нижегородский рекламодатель тоже не очень охотно размещает свою рекламу в московском контексте, — объяснял Грахов. Поэтому формат «Арсенала» и было решено сменить на более доходный музыкально-информационный. Видимо, измученный нападками и бурно проявляемым многими скепсисом по поводу экономической нецелесообразности бизнесмен «перевёл стрелки» на Москву, заявив, что если она хочет донести свое «Эхо» до провинции, то должна иначе строить работу с регионами и понять, что страна живет не только интересами «садового кольца».
Но, вновь подчёркивал Грахов, никакой политики, — только экономика: «Ведь моя же радиостанция в Екатеринбурге, например, транслирует передачи «Эха Москвы». И прибыльна». А в Нижнем, напоминает Грахов, «ваши же местные, ребята, владеющие радиостанциями, тоже «включали» «Эхо» несколько лет назад и тоже «выключили» его по чисто экономическим же причинам». И переводил разговор на лирический лад: «Я очень хорошо отношусь к Нижнему. В вашем городе у меня много друзей, но я теперь предлагаю радиослушателям «Арсенала» «золотые» хиты. И надеюсь, что новый формат тоже будет востребован».
Вообще бизнес-составляющая этой позиции кажется очень неубедительной: целевая аудитория «Эха», — как принято говорить, «люди, принимающие решения», то есть это не только пенсионеры и бедные студенты, но и предприниматели и представители политической элиты. Проблем с рекламодателями быть не должно. Так что проблемы могут быть либо с собственно эффективностью менеджмента, либо с враньём о «никакой политики, — только экономика».
О лицензии
Но есть и другая сторона. Фактически вещание «Эха Москвы» в Нижнем Новгороде продолжалось ещё год после продажи «Арсенала». Наверное, поэтому в программе «Без посредников», вышедшей в эфир спустя считанные дни после прекращения вещания в Нижнем Новгороде, Алексей Венедиктов, отвечая на пришедшие по интернету многочисленные вопросы нижегородских слушателей, сказал следующее: «Мы понимаем всю сложность вещания в регионах радиостанции «Эхо Москвы»… Мы понимаем все сложности наших партнеров. Да я думаю, и вы тоже понимаете. Поэтому давайте не будем сейчас чморить людей, которые довольно долго нас ретранслировали вопреки разного рода обстоятельствам. Обстоятельства иногда бывают сильнее — скажем так».
Но при ближайшем рассмотрении некоторые «обстоятельства» ставят в тупик. Концепцией вещания, указанной в лицензии, выданной ООО «Медиа Новости», предусмотрено распространение программ собственного производства, а вот ретрансляция радиопрограммы «Эхо Москвы» как тематическое направление не указана. В то время как на практике 95 процентов вещания занимали исключительно программы «Эха». И хотя, по некоторым данным, такие «нарушения» условий лицензирования могут иметь место и не препятствовать нормальному функционированию СМИ, наличие такого простого, лежащего на поверхности «повода» просто поражает. Руководитель Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по ПФО Дмитрий Мусин в своём ответе на одно из обращений так и написал: «Для законного вещания радиопрограммы «Эхо Москвы» на частоте 107,4 МГц необходимо внести в лицензию на вещание… такое тематическое направление как ретрансляция программы «Эхо Москвы». И всё.
Действие лицензии истекает пятого июля.
«Эхо» Москвы
В своих довольно скупых комментариях по поводу ситуации с нижегородским вещанием Алексей Венедиктов в онлайн-общении отвечал на весьма эмоциональные вопросы нижегородских слушателей следующее: «Арсенал», которому принадлежит частота, отказался нас транслировать. Ищем новые возможности»; и «Сейчас пытаемся переоформить лицензию либо на этой частоте, либо другой. Часть передач будет выходить пока на этой частоте. Дайте чуть-чуть времени»; и ещё: «Держатели лицензии меняют формат, а мы переоформляем лицензию, чтобы восстановиться в НН».
Судя по тому, что радио «Арсенал — Нижний Новгород» начинает набирать ди-джеев для музыкальных программ, переоформить лицензию не удалось, и «на этой частоте» «Эха Москвы» точно не будет. Конкурс «на другую частоту» проигран.
Есть ещё одна возможность — ретрансляция программ «ЭМ» может идти на другой частоте, которой владеет какая-то другая радиостанция. По непроверенным данным, есть как минимум две станции (не считая счастливого победителя майского конкурса ООО «Радио Приволжье»), владеющие двумя частотами. Причём сейчас в эфире на подобных «неосновных» волнах — так называемый «белый шум», то есть ничего. Теоретически возможны договорённости с владельцами этих частот. И тогда останется найти инвесторов, которые могли бы купить уже существующую радиостанцию (цена вопроса — полтора-два миллиона рублей). При этом, по оценкам тех же отраслевых экспертов, срок достижения окупаемости — один год. С другой стороны, можно принять участие в конкурсе на частоту и найти инвесторов, которые будут принимать непосредственное участие в деятельности радиостанции (суммы по меркам медийного рынка не очень внушительные: на содержание редакции в среднем нужно порядка 10 тысяч долларов ежемесячно, и это с учётом создания собственных авторских программ). Техническая сторона вопроса решаема. Правда, частоту ещё нужно выиграть.
В общем, возможности есть. Главное — инициатива московского «Эха». По словам Венедиктова, потеря Нижнего для «ЭМ» — удар, потому что наш город — один из приоритетов регионального вещания. С другой стороны, по словам обидчивых нижегородских «эхоманов» из инициативных групп, когда они пытались связаться с московским руководством радиостанции, им это не удалось. От самого Венедиктова они не получили ни одного ответа. Многие пытаются разглядеть таинственную политическую подоплеку. И вместе с этими попытками тает оптимизм. Но надежда умирает последней. Правда, погребая вместе с собой очень многое.
Эмилия Новрузова