08-11-01

Политика

Нижегородский КЛОНдайк

Несмотря на то, что между губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым и мэром Нижнего Новгорода Вадимом Булавиновым искрит, каждый из них довольно уверенно контролирует свою площадку. Кроме того, при всей непохожести Шанцева и Булавинова, они придерживаются практически одинаковой стратегии и тактики, словно клоны. Это проявилось особенно показательно в октябре, когда губернатор провел через Законодательное собрание бюджет и там же в рамках правительственного часа отчитался перед депутатами. В свою очередь мэр провел бюджет через гордуму, и началась пора отчетов руководства города и районов перед населением.

И Вадим Булавинов, и Валерий Шанцев нашли тот ключевой вектор движения, вокруг которого сложился общественно-политический консенсус. Козырем мэра областного центра стала программа комплексного благоустройства микрорайонов, которая второй год подряд проводится сразу в восьми районах Нижнего Новгорода. Это поддерживается жителями и, соответственно, депутатами городской думы Нижнего Новгорода.

Козырем губернатора, как показала и дискуссия о развитии социальной и инженерной инфраструктуры на ЗС НО, является строительство физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов) в районах, а теперь и муниципальных округах. Надо признать тот факт, что и эта программа поддерживается населением и, соответственно, депутатами регионального парламента.

И у Вадима Булавинова, и у Валерия Шанцева достаточно прочные позиции соответственно в городском и областном парламентах. Поддержка мэра в городской думе имеет не столько партийно-политическую структуру, сколько районно-территориальную. Включите такой-то объект с таким-то финансированием в бюджет 2009 года, и все депутаты от такого-то района единогласно проголосуют за бюджет Нижнего Новгорода. В этом состоит существенная особенность местного самоуправления в представительной ветви власти. Интересы города и тем более районов Нижнего Новгорода оказываются сильнее партийной составляющей. Наверное, поэтому фракция «Единой России» в гордуме в большей степени ориентирована на мэра Вадима Булавинова, чем на губернатора и на региональный политсовет. И пока никто не пытался это соотношение сил двух центров влияния радикально изменить.

Что касается поддержки Валерия Шанцева в Законодательном собрании, то она структурирована по партийно-политическому принципу. Губернатор Нижегородской области поддерживается депутатами из «Единой России», ЛДПР, «Справедливой России». В оппозиции Шанцеву находится лишь фракция КПРФ в ЗС НО. Районно-территориальный принцип почти исчез с повестки дня в ЗС. Еще два-три года назад при принятии бюджета Нижегородской области в первом чтении шла ожесточенная борьба за интересы Нижнего Новгорода, тех или иных районов. Сейчас эта тема даже не поднимается. Нет территориального лоббирования у депутатов. Есть лоббирование только отраслевое, например, в агропромышленном комплексе.

Однако ни мэр Вадим Булавинов, ни губернатор Валерий Шанцев не опираются в политическом плане, соответственно, на гордуму и региональный парламент. Опора Вадима Булавинова — это узко очерченный ближний круг, определенные силы в Москве, как в администрации президента, так и в руководстве «Единой России». Он заключает ситуационные союзы с какими-то политическим группировками по принципу «дружить против кого-то». С депутатами гордумы скорее рабочие отношения, чем политические. Городские депутаты поддерживают этот консенсусный мейнстрим, а не Вадима Булавинова как политическую фигуру. Можно назвать достаточно большое количество народных избранников из городской думы, которые голосуют как надо, но не ориентируются на мэра Нижнего Новгорода как на лидера.

Примерно по таким же признакам формируется опора губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева. Это некий ближний круг главы региона, в который входят не только члены правительства, но и бизнесмены, в подавляющем большинстве с московскими корнями. Многие депутаты ЗС НО ориентируются на Шанцева как на политическую фигуру, но между губернатором и народными избранниками слишком большая дистанция. Он труднодоступен для депутатов, в отличие от Геннадия Ходырева и Ивана Склярова. Поэтому в ЗС НО, как и в гордуме, не столько за губернатора Нижегородской области, сколько за мейнстрим — бюджет увеличивается, программы развития пусть и со сбоями, но действуют.

Интересен вопрос взаимоотношений губернатора Валерия Шанцева с главами районов и муниципальных округов (кроме Нижнего Новгорода). За три с небольшим года тут прослеживается несколько этапов. Изначально глава региона сделал ставку на так называемых середняков, а отчасти на слабаков. Это видно даже по первому списку райцентров, где решили строить ФОКи: Сергач (там очень плохо с экономикой последние год-два), Лысково, Перевоз, Первомайск, Кулебаки, Семенов… Потом ставка была сделана на самые сильные районы и округа: Арзамас, Дзержинск. Заметно, что Шанцев в какой-то степени пытается противопоставить Булавинова и Нижний Новгород Арзамасу и даже Кстово с их градоначальниками. В этом содержится намек на то, что есть руководители территорий, муниципалитеты, которые конкурентноспособны в отношениях с мэром Нижнего Новгорода, с областным центром. Порой кажется, что у Шанцева появилась фантасмагорическая (как ему кажется, амбициозная) идея сделать из Бора второй Нижний Новгород, а то и новую столицу области. Этот новый тренд выразился в том, что ФОКи решено строить в Арзамасе, Балахне, Дзержинске…

Важен и такой аспект отношений губернатора и глав районов. Валерий Шанцев является открытым противником местного самоуправления. Вряд ли это по душе сильным главам районов, которые в большинстве своем наверняка в душе за прямые выборы руководителей муниципалитетов. Но, с другой стороны, значительную часть бюджета развития губернатор Нижегородской области направил в районы. Поэтому их отношение к Шанцеву напоминает редиску — область сильно помогает местным властям, им есть за что отчитаться (красный цвет снаружи), но у них хотят отнять и так уменьшенный властный ресурс (белый цвет внутри). Губернатор поставил районам задачу к концу 2010 года выйти на самофинансирование. Становясь сильнее, главы района будут становиться «белее», а не «краснее».

Отдельный разговор об отношениях губернатора Валерия Шанцева и мэра Вадима Булавинова. Изначально оба были против войны между областью и городом. Говорят, что окружение Шанцева было просто напугано рассказами о тех страстях-мордастях, которые царили в регионе при губернаторах Склярове и Ходыреве. Сейчас ситуация совершенно другая. Логика политической жизни такова, что война, при всех ее издержках, в том числе и из-за негативного отношения к региональным боям в московском Кремле, больше выгодна Шанцеву, чем Булавинову.

Вадим Булавинов избран на прямых выборах. Если он вновь будет избираться в мэры Нижнего Новгорода (пока неясно, какова будет схема назначения или избрания градоначальников, глав районов), то критика губернатора в любом случае будет ему в минус. И Шанцев это хорошо понимает. Вопрос переназначения губернатора решается исключительно в Москве, а, значит, нижегородские разборки и там не будут играть большой роли. Поэтому сейчас Валерий Павлинович является атакующей стороной, которая ищет конфликта в политической сфере. Хотя в сфере экономической между областью и городом есть положительный тренд, есть некоторое движение в сторону интересов Нижнего Новгорода.

Налицо некий установившийся баланс сил. Какие-то позиции губернатора усиливаются, какие-то ослабляются (это касается, например, инвестиционного совета). Но низвести мэрию до департамента по благоустройству у Шанцева не получается. Всех полномочий, вплоть до разрешения на строительство объектов, губернатор заполучить пока так и не сумел.

Виктор Деменев