08-11-17

Политика

Лишение неприкосновенности

Возрождение российской государственности на протяжении последних лет сопровождалось укреплением государственно-бюрократической системы. И если в первом случае Россия достигла заметных успехов, то неожиданные результаты, полученные во втором случае, по меткому выражению одного из российских президентов, уже начинают «кошмарить» страну. Предотвратить эту опасную тенденцию можно, демократизировав как саму систему государственного управления, так и многие процедуры, обеспечивающие функционирование этой системы. Это и стало лейтмотивом Послания президента РФ Федеральному Собранию.

Ставя задачи демократизации, президент не мог не коснуться местного самоуправления. Последовательная логика решений, изменяющих принципы взаимоотношений исполнительной и законодательной ветвей власти на федеральном уровне, требовала принятия мер и на уровне местного самоуправления. И если Правительство теперь станет подотчетным Госдуме, то и местная исполнительная власть — мэры городов — точно также должны отчитываться о собственной эффективности перед депутатами городских дум и районных законодательных собраний.

Введение процедуры отчетности местных исполнительных органов перед представительными, несомненно, демократизирует систему отношений между ветвями власти, препятствуя развитию бюрократии на самом низовом уровне. Однако «повышение ответственности муниципальных начальников за качество и результаты их работы» путем введения подотчетности решает далеко не все вопросы. Многие мэры давно отчитываются перед депутатами, но в данном случае нововведение состоит в том, что депутаты становятся обладателем права отстранения от работы всенародно избранных мэров. Поэтому отчет мэров перед депутатами теперь превращается не в традиционную PR-кампанию местного начальника, а в серьезное испытание, к которому надо готовиться совершенно на ином уровне.

Однако при множестве плюсов, грядущие изменения содержат и ряд угроз. Учитывая прекрасные адаптивные возможности отечественной бюрократической системы, необходимо рассмотреть все версии развития отношений между законодательными и исполнительными органами власти после проведения предложенных реформ и предусмотреть систему защиты от возможных рисков.

Реформа радикально меняет положение местных законодательных органов. И если раньше различные группы влияния боролись за то, кто сможет провести своего кандидата на должность мэра, а мэры формировали «под себя» местные парламенты, ориентируясь на принцип экономической зависимости депутата от местной власти, распределяющей бюджеты и земли, то теперь ситуация может поменяться, а поле борьбы переместиться. Изменится и статус мэров. Несмотря на то, что принцип выборности глав местного самоуправления не отменяется, их положение будет больше походить на положение наемных менеджеров, которых в любой момент можно снять с работы, не дожидаясь выборов. Это двойственное положение глав местного самоуправления грозит снижением эффективности их работы и появлению всякого рода злоупотреблений. В условиях, в которых традиционно привыкла действовать российская бюрократическая система, нельзя исключать и того, что теперь должность депутата местного законодательного органа может стать еще более «доходной», то есть возникнет новое поле для коррупционных отношений.

Кроме того, получив право менять мэров, как перчатки, местные представительные органы значительно усиливают собственное политическое влияние. Следовательно, теперь может начаться борьба за контроль над ними. Кто будет принимать участие в этом процессе? Политические партии? Общественные организации? Да, именно это и предложил Дмитрий Медведев в своем Послании. Однако мы прекрасно понимаем, что первыми, кто включится в эту борьбу, будут губернаторы. Они давно контролируют партийно-политическую систему в регионах, являясь лидерами региональных отделений парламентских партий. Не найдя в президентском послании окончательного ответа на вопрос «кто в доме хозяин?», губернаторы, настойчиво предлагающие решить вопрос с местным самоуправлением в их пользу (то есть передать им право назначать и снимать мэров городов), начнут потихоньку подминать под себя городские и районные парламенты, ориентируясь на те же принципы, на которые совсем недавно ориентировались лишенные неприкосновенности мэры. Таким образом, выполняя с демократичнейшими выражениями лиц волю президента, губернаторы и депутаты местных парламентов могут еще больше усложнить бюрократическую систему, создавая дополнительное поле для злоупотреблений и коррупции.

Видимо, предвидя такой ход развития событий и прекрасно понимая, что закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» далеко не совершенен, президент в своем Послании заявил, что «совершенствование этого законодательства будет продолжено», и то, что представлено нам в первом Послании, — это только начало антибюрократической и антикоррупционной кампании, а далеко не ее финал.


дословно

Ноябрьские тезисы

Избранные места из послания президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию

«…Совет Федерации должен формироваться только из числа лиц, избранных в представительные органы власти и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации. Так называемый «ценз оседлости», предписывающий члену Совета Федерации проживать в ранее определенном регионе определенное количество лет — должен быть отменен. В результате в Совете Федерации будут работать граждане, прошедшие процедуру публичного избрания, имеющие опыт работы с избирателями и представляющие не только органы власти субъекта Федерации, но и, самое главное, непосредственно его население…»

«…Представительные органы местного самоуправления должны иметь возможность более действенно контролировать, а при необходимости — и отстранять от должности руководителей муниципалитетов. Вопрос повышения ответственности муниципальных начальников за качество и результаты их работы — давно назрел…»

Евгений Семенов