08-11-17
Политика
Президентские презенты
Послание президента очень бодрит. Региональные элиты подпрыгнули и зашаркали ножками, растащив речь на цитаты, которых хватит на целый год. Полный восторг. При этом каждый услышал то, что ему важно. Регионы ждут послания президента, как дети — Деда Мороза. Это всегда таинство, ведь никто не знает, что там в мешке. Да, весь год вели себя не очень славно, хотя лучше и не вспоминать, но ведь у обожаемого кумира все равно найдется подарочек. Ждали и дождались.
Президент Дмитрий Медведев обратился с первым посланием к Федеральному собранию в полдень 5 ноября. Время оглашения было перенесено с конца октября. Место тоже изменилось — Георгиевский зал Кремля вместо Мраморного, где оглашали послания предыдущие лидеры
Главы местного самоуправления, загнанные в угол ретивыми губернаторами, просто порадовались бодрым словам о значимости института МСУ для российского федерализма. Напоминания о том, что 1 января 2009 года заканчивается переходный период, обозначенный в положении «Об общих принципах организации МСУ РФ», наверное, особенно екнули в мэрских сердцах. Не знаю, стоит ли радоваться главе Нижнего Новгорода, ведь губернатор Валерий Шанцев тоже кое-что услышал о судьбах местного самоуправления. Как господин Шанцев признался в своем комментарии, стоит заострить свое внимание на словах президента об ответственности руководителей исполнительных органов муниципалитетов перед представительными органами. Мол, если глава города избран на срок 4–5 лет, то он не несет ежедневной ответственности перед городской думой. Мечта губернатора — запуск механизма, чтобы мэр каждый день отвечал за свою работу перед городской думой, а не только на выборах перед избирателями. Как вы себе это представляете? Ежевечерний сбор депутатов, отчет мэра за бездарно проведенный день и розги в руках спикера? И это притом, что у Вадима Булавинова нет проблем с городской думой: их объединяет большее, чем «единоросская» партийная дисциплина — интересы Нижнего Новгорода. Губернатору в его непростых отношениях с региональным парламентом это и не снилось: там позволяют себе мыслить независимо не только четыре оппозиционера, но и часть «единороссов». Как не снилась и ответственность перед избирателями, так как он назначенец. Что такое переизбраться на второй срок с булавиновским результатом? Почти научная фантастика… Разумеется, губернатору послание в этой части понравилось. Планируется поработать с текстом, чтобы приступить к воплощению. Сочувствую местному самоуправлению и особенно российскому федерализму.
Весьма ценный, почти неприподъемный, подарок с большим бантом получили провинциальные «единороссы», что, разумеется, затуманило головы и начало переходить в экстаз. Губернаторов предлагается избирать по представлению партии, получившей наибольшее число голосов в региональных выборных кампаниях. Понятно, что список популярных партий будет состоять из одного пункта. Также понятно, что партия не будет свободна в выдвижении достойной кандидатуры, она станет просто инструментом по продвижению указанных дражайшим пальцем товарищей. Что почувствовали нынешние губернаторы? Теперь и письмо Деду Морозу, то есть президенту, на тему «О доверии» с текстом «Хочу остаться губернатором» не поможет.
Возможно, действующие губернаторы на местах начнут закручивать гайки и выкручивать руки «единороссам». А нижегородские «медведи» уже прослыли неспособными к дрессировке. Не помогают ни кусочки сахара, ни хлыст — сладкое едят, ударов не замечают. И последнее представление на внеочередной региональной конференции тому подтверждение. Были попраны даже указания высшего «медвежьего» начальства — руководителя путинской приемной не приняли в политсовет. Возможно, губернатору еще придется к 2010 году смягчить тон в разговоре с региональным парламентом, состоящим в подавляющем большинстве из «единороссов» и, как правило, членов политсовета. И вновь маячит, как тень отца Гамлета, фигура поседевшего от плодотворного сотрудничества с региональным правительством в последние годы мэра Вадима Булавинова. Он вырос из мэрских штанишек, но не желает покидать родной регион и имеет достаточный ресурс в партии как на федеральном, так и на региональном уровне. Сочувствую губернатору.
Региональным парламентам, точнее «единоросским» фракциям в них, президент достал из мешка возможность иметь своего представителя в Совете Федерации. Так, безделушка, но бант и упаковка красивые. Вопрос о формировании верхней палаты поднимается каждый год. Это пятое колесо никак не могут пристроить к машине, в которой мы все едем. С одной стороны, не желательно, чтобы оно просто висело запаской на багажной двери, с другой стороны — невозможно найти ему другое применение. Ну, вот решили сделать презент регионам. Сенаторы будут избираться из числа депутатов самой многочисленной фракции. При этом СФ не рекомендуется называть очередной «единоросской» компанией — это вроде как палата регионов. Ну, кроме некоторого повышения ажиотажа на выборах в региональные парламенты, это ничего не даст. Помнится, выборы сенаторов когда-то проходили с огоньком. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов не исключил, что новый порядок избрания сенаторов будет реализован уже летом будущего года. Сочувствую нынешнему представителю от Законодательного собрания Нижегородской области Леониду Белову. Уверена, депутатам будет скучно без его отчетов о посещении комиссий и отсутствии обедов.
Вообще, послание президента — это всегда камень, брошенный в тихую заводь, где на поверхности благостные кувшинки, а в толще воды жирные щуки гоняют и жрут друг друга и окуньков. Пошли круги по регионам. Власти территорий получили еще один цитатник для своих речей. Теперь, согласно народной традиции, в программе — повреждение лбов от усердия. И не только своих.
дословно
Ноябрьские тезисы
«Наделение представительных органов местного самоуправления столь серьезными полномочиями предполагает, в свою очередь, и повышение требований и к качеству их собственной работы. Нужно, чтобы они избирались при самом активном участии как политических, так и неполитических объединений местных жителей — правозащитных, добровольческих, благотворительных и просветительских. И напомню, что право не только политических партий, но и общественных организаций выдвигать избирательные списки на муниципальных выборах — предусмотрено законом. Однако большинство партий и общественных организаций в муниципальных советах представлены пока слабо. Это положение закона должно стать действенным…»
«Что сегодня для нас особенно важно?
Первое — достигнуть оптимального баланса разграничения полномочий между Федерацией и регионами. Как вы знаете, здесь была проведена большая, можно сказать, огромная работа. Но мы всё равно ежегодно уточняем параметры этого разграничения. В том числе вносим изменения в перечни имущества, необходимого для федерального, регионального уровня, для того, чтобы полноценно исполнять свои функции. Считаю, что надо вернуться к этому вопросу, и, наконец, определиться, сколько и какого имущества надо регионам.
Второе. До сих пор не найдена схема оптимального размещения по стране территориальных структур федеральных органов исполнительной власти. Их вообще очень много, надо их сокращать. А также — нужна схема их эффективного взаимодействия с региональными органами власти. Напомню, что в соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции — федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему.
Однако эта норма Конституции в полной мере пока так и не реализована. Правительству следует еще раз изучить этот вопрос и представить необходимые предложения. В том числе, с учётом установленных критериев оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти и соответствующих органов субъектов Федерации.
Третье. Законодательные органы власти субъектов Федерации вносят в Государственную Думу множество инициатив, но законами из этих инициатив становятся лишь единицы. Это объясняется их недостаточной проработкой и большим количеством альтернативных законопроектов в Госдуме. А в целом — плохой информированностью регионов о законодательном процессе на федеральном уровне. Полагаю, что здесь значительно большую роль, чем сейчас, мог бы сыграть Совет Федерации — как координатор законодательной деятельности представительных органов территорий. Прошу представить такие предложения с учётом предлагаемого мной нового порядка его комплектования…»
kremlin.ru
Юлия Сухонина