08-11-17
Политика
Внутриэлитная война партийного значения
Нижегородские «единороссы» опять погрязли в кадровых неурядицах
На внеочередной конференции НРО партии «Единая Россия», состоявшейся 8 ноября, попытались не заметить признаков социально-экономического кризиса — в России и в Нижегородской области. Однако партийцы не смогли скрыть наличия внутрипартийного кризиса, который состоит в том, что желающих занять статусные места намного больше, чем самих этих мест.
А может, кризиса-то и нет?
Несмотря на то, что в повестке дня партконференции «Единой России» стоял вопрос о роли регионального отделения партии в решении приоритетных вопросов социально-экономического развития Нижегородской области, докладчик и. о. секретаря политсовета Александр Косариков кризиса постарался не заметить. В основном он говорил о создании сети общественных приемных, а также о работе общественной приемной председателя партии Владимира Путина. Похоже, работа этой путинской приемной для Косарикова важнее, чем социально-экономический кризис со всеми его негативными последствиями. Что касается работы этой общественной приемной, то тут прозвучала одна интересная цифра: 66% граждан, обратившихся к Владимиру Путину, до этого уже по несколько раз обращались в различные инстанции. Почти наверняка часть этих обращений поступила и в инстанции, которые в той или иной мере контролируются членами «Единой России». Так с кем собралась бороться партия? С бюрократами в своих рядах?
Другого высокопоставленного оратора больше всего волновала проблема создания фракций в районных земских собраниях. Сейчас они созданы в 32 районных представительных органах, а окончательная цифра должна быть 49. Возникает вопрос: а зачем партийные организации там, где решаются вопросы местного самоуправления, которые не имеют никакой политической составляющей?
Надо отметить, что делегаты партконференции с мест (в частности, из Дзержинска и Арзамаса), не разделили этот начальственный оптимизм без берегов. Так, Сергей Рыбаков из Арзамаса фактически выступил против идеи «решать проблемы по мере их поступления», которую озвучил руководитель фракции «Единая Россия» в ЗС Александр Вайнберг. Рыбаков выдвинул контрплан всемерного повышения мобильности. Он предложил членам партии «Единая Россия» вступить в диалог с теми, кто попал под так называемую оптимизацию. А этих людей будут сотни тысяч. Сергей Рыбаков заявил, что в ином случае «нас сметут». Он сказал, что на Арзамасском машиностроительном заводе уже месяц назад обсуждались два варианта: оптимизировать финансы или кадры. Пришли к выводу, что нужно оптимизировать финансы. Но у машзавода большой госзаказ, там легче преодолеть кризис. А другим предприятиям сделать это труднее… В итоге, информацию приняли к сведению. Осталось непонятным: партия уверена в выполнении Стратегии-2020 и бюджетных показателей или нет?
Конфликты по вертикали и горизонтали
Часть делегатов партконференции потеряла вальяжность и олимпийское спокойствие, когда речь зашла о довыборах в региональный политсовет. Федеральные руководящие органы партии «Единая Россия» явно чувствуют, что давление со стороны партийно-политических элит в регионах, со стороны VIPов лавинообразно нарастает. Поэтому постепенно увеличиваются квоты для региональных политсоветов. Под предлогом объединения «Единой России» и «Аграрной партии России» квота была увеличена на пять мест при условии, что еще одно место было вакантным. Четыре места застолбили за тремя «аграриями» и руководителем путинской приемной Александром Сериковым. За остальные два места развернулась отчаянная борьба.
Чтобы уяснить смысл борьбы, надо уяснить следующее. Самой активной группировкой в партийно-политической элите регионов являются действующие депутаты Законодательного собрания Нижегородской области и городской думы Нижнего Новгорода. Для них нахождение в региональном политсовете является своего рода гарантией попадания в областной парламент. Поэтому за места в политсовете идет нешуточная конкуренция.
Несмотря на внешнюю неуправляемость и скандальность партконференции нижегородских «единороссов», кто-то достаточно четко дирижировал процессом
А в этот раз борьба превратилась во внутриэлитную войну, которая усугубляется вакуумом власти в региональном отделении «Единой России». Вот уже несколько месяцев нет секретаря политсовета, а есть лишь исполняющий обязанности, который просто транслирует точку зрения президиума политсовета. Кроме того, на партконференции отсутствовали два самых авторитетных «единоросса» – губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов. Только они имеют влияние на депутатов заксобрания и городской думы. Поэтому вполне объяснимо, что борьба за места в областном политсовете прошла по самому скандальному варианту. Еще до обсуждения кадровых вопросов делегат Валерий Бирюков заявил о том, что президиум политсовета выдвинул кандидатуры депутата ЗС НО Дмитрия Малухина и депутата гордумы Ольги Балакиной и при этом не посоветовался с политсоветом. Дескать, так делать нельзя.
Позднее, эту позицию Бирюкова поддержали министр промышленности Николай Сатаев и депутат ЗС НО Вадим Жук. Если проводить аналогию между «Единой Россией» и КПСС, а также рассмотреть принципы кадровой политики последней в ретроспективе, то, скорее всего, выдвижение кандидатов в региональный политсовет — это компетенция президиума политсовета. Другое дело, что конференция выше президиума политсовета и может по иному решить кадровые вопросы. Атаковали ли Сатаев и Жук верхушку партии? Вряд ли. Видимо, они посчитали, что некоторые члены президиума политсовета лоббируют своих людей, а обсуждения широкого спектра кандидатур не происходит. Поэтому некоторые заслуженные люди остаются вне политсовета.
Неслучайно на партконференции делегаты опять же выдвинули в политсовет депутата заксобрания Сергея Козырева и депутатов гордумы Мельникову и Кузина. Однако спор идет не только между теми или иными депутатами. Разные позиции занимают делегации районов и делегации из Нижнего Новгорода. Это заметил руководитель ГЖД Козырев, который снял свою кандидатуру из-за отсутствия единства центра и периферии.
После рейтингового голосования вроде бы закончившегося 1:1 — в список для голосования попали Мельникова (от конференции) и Балакина (от президиума политсовета). Казалось бы, дальше все пойдет тихо и мирно. Однако тайное голосование еще больше удивило. В политсовет не прошли Сериков, который как руководитель общественной приемной Владимира Путина занимал защищенную позицию, и Балакина. По некоторым сведениям, оба этих кандидата имеют репутацию «антишанцевских». Более того, ходили слухи о том, что Балакину в случае прохождения в политсовет прочат в секретари политсовета. Как бы то ни было, несмотря на внешнюю неуправляемость, даже скандальность партконференции, кто-то достаточно четко дирижировал процессом. Другое дело, что нижегородское отделение «Единой России» в очередной раз продемонстрировало, что оно не на лучшем счету в партии: интриги, отсутствие дисциплины.
Помимо Балакиной, в кулуарах «Единой России» претендентом на пост секретаря политсовета называли еще и депутата ЗС Александра Тимофеева. Видимо, это «прошанцевская» кандидатура. Тот факт, что Тимофеев был избран на конференции делегатом на Х съезд партии «Единая Россия», а также получил место в президиуме политсовета, говорит в пользу обоснованности этой версии. Справится ли Тимофеев с работой в должности секретаря политсовета, с учетом того бардака, который сложился в нижегородской «Единой России»? Не факт. Тем более, что чем ближе к выборам в гордуму и заксобрание, тем сложнее будут взаимоотношения и в партийно-политической элите, и отношения центра с периферией.
Виктор Деменев