08-11-24

Политика

Движение в сторону конца

или История убийства политических амбиций ГАЗа

Несмотря на то, что представители Горьковского автомобильного завода и канадской фирмы «Магна» отрицают факт договоренности между ними о продаже производства легковых автомобилей ГАЗа канадцам, можно говорить о наступлении некоего рубежа в истории автозавода. Либо мы имеем дело с началом конца ГАЗа в том виде, к которому все привыкли, либо мы имеем дело с завершением эпохи Олега Дерипаски в нижегородском автомобилестроении. Как бы то ни было, после минуты молчания наступило время поговорить о роли и месте ГАЗа в экономике и политике в Нижегородской области за последние 15 лет.

История плюс экономика

Недавно в СМИ промелькнула информация о том, что обрабатывающая промышленность Нижегородской области дает примерно 40% бюджета нашего региона. В 90-х годах один только ГАЗ и его сателлиты давали 35–40% бюджета. Финансовое могущество Горьковского автозавода тогда было столь велико, что губернаторы приезжали к руководству предприятия на поклон за помощью: нет, мол, средств на выплату зарплаты учителям и врачам, а потому просим досрочно оплатить часть налогов…

В течение практически всех девяностых «Волги» расходились влет, тогда число приобретаемых иномарок было намного меньше, чем отечественных автомобилей. Кроме того, еще Борис Видяев на рубеже 80–90-х годов угадал с «ГАЗелями», которые оказались востребованы, в особенности, малым и средним бизнесом. Все это обеспечивало финансовую устойчивость ГАЗа.

Несмотря на это к концу 90-х годов проблемы на предприятии накопились. Резко выросла роль дилеров, которые чем дальше, тем больше прибирали власть на предприятии к своим рукам. Криминальные структуры оказывали давление на руководство ГАЗа. Но, в отличии от ВАЗа, нельзя было сказать, что на ГАЗе фактически командовал криминалитет. Когда к управлению ГАЗа пришла компания «Сибирский алюминий» (группа Олега Дерипаски), новому руководству не пришлось забирать власть силой. Никто ни в кого не стрелял. Все прошло тихо и мирно. Приход Дерипаски на ГАЗ многие воспринимали как элемент того, что олигархический капитал приобрел-таки социальную и прочую ответственность, повзрослел и дозрел до высокотехнологического машиностроения. В то же время Дерипаска никогда не декларировал многомиллиардных долларовых инвестиций в автомобильное производство, чтобы догнать и перегнать мировых лидеров этой отрасли. Более того, именно тогда началась первая волна оптимизации, которая выразилась в двукратном сокращении работников автозавода.

Нельзя не сказать и о такой негативной стороне доминирования ГАЗа в Нижего­род­ской области. И до Дерипаски, и в 2000-е годы руководство горьковского автогиганта всячески препятствовало тому, чтобы в Нижегородской области приземлялись ведущие автомобильные фирмы и налаживали здесь сборку автомобилей и производство комплектующих, в особенности в отрыве от ГАЗа. Так было при губернаторе Геннадии Ходыреве, когда топ-менеджеры ГАЗа открыто сопротивлялись приходу японцев в наш регион. Так происходит и при губернаторе Валерии Шанцеве, хотя и в более завуалированной форме. Все помнят, как губернатор Шанцев безуспешно пытался подвязать французов из «Пежо-Ситроен» к ГАЗовским проектам. Из этого, конечно, ничего не получилось. Тогда Валерий Шанцев заявил о том, что у нас в регионе есть ГАЗ, у которого большие инвестиционные планы, а, значит, нам больше никто не нужен. Понятно, что губернатор Шанцев пошел на поводу у Дерипаски, и это было стратегической ошибкой. Мы много раз писали о том, что в Стратегии–2020 автомобилестроение является главным приоритетом, но уже первые два–три года реализации этой Стратегии показали: нет никаких реальных шагов к созданию автокластера в Нижегородской области. Наоборот, автомобилестроение теряет свои позиции в регионе. Прав оказался вице-губернатор Виктор Клочай, который еще в конце 2005 года заявил о том, что в нынешнем виде ГАЗ неконкурентоспособен и не имеет перспектив в будущем.

Предприятие, которое в 90-х держало экономику Нижегородской области, осенью 2008 года запросило у регионального правительства налоговые льготы на производство модели «Волга-Сайбер». Вот такой путь прошел ГАЗ буквально за последние 10 лет. Можно по-разному относиться к слухам о том, что ГАЗ могут купить канадцы. Еще несколько лет назад это могло шокировать. Сейчас, когда началась вторая волна оптимизации, отношение уже несколько другое. Не до ура-патриотизма. Хуже не будет — пусть рулят канадцы! Лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Впрочем, «Магна» — это все-таки не тот партнер, которого хотелось бы видеть…

Экономика плюс политика

ГАЗ являлся до последнего времени одним из немногих нижегородских промышленных предприятий, которые сохранили политические позиции. Более того, до 2005 года топ-менеджмент предприятия, его собственники оказывали большое влияние на политическую ситуацию в Нижегородской области. Если в конце 1993 — начале 1994 годов губернатор Борис Немцов решал вопрос, кто будет главным на ГАЗе — Борис Видяев или Николай Пугин, то уже в 1997 году голос ГАЗа был чуть ли не решающим в вопросе, кто заменит Немцова на посту губернатора Нижегородской области — Иван Скляров или Юрий Лебедев.

Весной 2002 года представитель ГАЗа Александр Цапин боролся за пост председателя Законодательного собрания Нижегородской области. Осенью 2002 года именно на ГАЗе была решена судьба выборов мэра Нижнего Новгорода. Тогдашний глава областного центра Юрий Лебедев не нашел общего языка с СИБАЛовцами и, в итоге, в Автозаводском районе решающим образом уступил Вадиму Булавинову.

Всем известно, что Дерипаска и его компания были главной опорой губернатора Геннадия Ходырева в 2002–2005 годах, которому противостояли представители топливно-энергетического комплекса во главе с полпредом президента в ПФО Сергеем Кириенко. Именно Олег Дерипаска до последнего отстаивал кандидатуру Геннадия Ходырева летом 2005 года в администрации президента. Но, в итоге, решение о его переназначении на пост губернатора не продавил.

Либо мы имеем дело с началом конца ГАЗа в том виде, к которому все привыкли, либо мы имеем дело с завершением эпохи Олега Дерипаски в нижегородском автомобилестроении

2002–2003 годы стали пиком влияния ГАЗа на политическую ситуацию в регионе. Некоторые ГАЗовские депутаты регионального парламента перестали выполнять команды. Это тоже стало своего рода началом конца.

При губернаторе Валерии Шанцеве политическая роль ГАЗа оказалась на низком уровне. В конце 2006 года Дерипаска и его компания начали явно усиливать свое влияние на Валерия Павлиновича. В экономике они своего добились, а в политике от былого величия города в городе нет и следа. Кто из автозаводцев котируется в нижегородском политическом истеблишменте? Какие политические претензии были у Алексея Баранцева? Кто его теперь помнит? Лучшие времена Николая Пугина давно прошли. Кто узнает в нем союзного министра советских времен?

Еще один автозаводский депутат ЗС Евгений Березин позиционируется отнюдь не как ГАЗовец, а как строительный магнат. Заместитель губернатора Геннадий Суворов имеет ГАЗовские корни, но пролоббировали его в региональное правительство не собственники автогиганта, а совсем другие политические силы. Абсолютно другая картина была еще несколько лет назад. Автозаводец Сергей Абышев (он хоть и не работал на ГАЗе, но всегда прислонялся к мощи предприятия) был у мэра Нижнего Новгорода Юрия Лебедева и вице-мэром, и спикером городской думы. Чуть позже в заместителях председателя гордумы Нижнего Новгорода был автозаводец Геннадий Сокольников. Тогда же заместителем председателя ЗС НО был ГАЗовец Александр Цапин. Вторым лицом в правительстве губернатора Ходырева был СИБАЛовец Владимир Попов…

Сейчас о квоте ГАЗа в руководящих органах ЗС НО, гордумы Нижнего Новгорода никто и не помнит. В рамках «Единой России» у ГАЗа тоже нет своей игры. А в 2003 году Олег Дерипаска мощно поддержал в Нижегородской области «Родину», от которой баллотировались в Госдуму Юрий Сентюрин и Гулий Теплякова (Ходырева). Последняя же политическая акция части менеджмента ГАЗа больше напоминает фарс. На выборах в гордуму Нижнего Новгорода в Автозаводском районе вдруг выстрелила никому неизвестная Социалистическая единая партия России. В других районах города СЕПР практически ничего не набрала. Часть работников ГАЗа тогда мобилизовали голосовать за СЕПР. Вот такой путь — от великого до смешного.

Конечно, ГАЗ и его собственники не в добровольном порядке оставили политическую площадку. Это следствие уменьшения доли автогигантав экономике Нижегородской области. Обнуляет политическое влияние ГАЗа и вторая волна оптимизации, которая витала в воздухе и 2–3 года назад. Возможный приход канадцев на ГАЗ вряд ли приведет к усилению политической составляющей автогиганта. Скорее всего, канадцы сфокусируются только на экономической стороне дела. Тем более что в этом у ГАЗа проблем слишком много.

Виктор Деменев