08-11-24

Экономика

Мызинский, Канавинский, Молитовский — приготовиться!

Почему метромост строили так долго и что получит город с пуском стройки века

В День народного единства в Нижегородской области произошло знаменательное событие. Губернатор Валерий Шанцев и мэр Вадим Булавинов совместными усилиями завернули последнюю символическую гайку, завершив таким образом строительство конструкций метромоста через Оку. Обещают, что через год по мосту поедет автомобильный транспорт. А через два — поезда метро. Почему же метромост строили так долго? Что получит город с пуском стройки века — разгрузку транспортного потока или новые проблемы?

Финансовый тупик

Вопрос о строительстве метро в нагорной части города впервые поднимался еще тридцать лет назад. Были готовы уточненные проекты. Но из-за недостатка средств и нестабильной политической обстановки после 1991 года активное строительство так и не началось. Метромост стали реально строить только в 1999 году. Потому что серьезность надвигавшейся проблемы стала очевидна уже всем. Существовавшая транспортная схема генерального плана развития Нижнего Новгорода от 1991 года предполагала, что уровень автомобилизации к 2010 году достигнет 58 автомобилей на 1 тысячу жителей. Однако жизнь внесла свои коррективы. Уже к 1995 году количество авто в городе превысило расчеты — 74 автомобиля на ту же тысячу жителей советского Горького. С каждым годом количество авто в городе увеличивается на несколько десятков тысяч. В результате родилось нестандартное решение: строить совмещенный мост. На одном уровне — метро, на другом — автомобильная дорога. На сегодняшний день в Нижнем Новгороде объем пассажирских перевозок в метро не превышает десяти процентов. Запуск метромоста в Нижнем Новгороде позволит повысить этот показатель до тридцати процентов, приблизив его к московскому. После пуска метромоста и станции «Горьковская» время поездок пассажиров по городу, согласно расчетам, уменьшится в среднем в три раза. Уменьшится нагрузка на Канавинский и Молитовский мостовые переходы.

Кому достанутся лавры победителя?

Глава города Вадим Булавинов все последние годы не устает повторять, что такие объекты, как метромост, вообще не могут являться муниципальными. Хотя бы потому, что все мосты в России — стратегические объекты, которые должны контролироваться и принадлежать федерации. Однако стройка века — по-прежнему на балансе города.

«Мы даже предлагали безвозмездно передать мост федеральным органам власти — лишь бы привлечь инвестиции в его достройку», — сокрушается Вадим Евгеньевич. Федерация до последнего времени то хранила гробовое молчание, то давала ценные указания. Например, несколько лет назад в Нижний приезжал заместитель председателя Госстроя Анатолий Петраков и настойчиво рекомендовал правительству Нижегородской области пересмотреть программу развития метрополитена в Нижнем Новгороде. Дескать, координационный совет Госстроя пришел к заключению, что средства федерального бюджета, выделенные Нижегородской области на развитие метрополитена, осваиваются нерационально. В частности, ведется строительство метромоста и одновременно с этим продолжается строительство других линий метрополитена. При этом происходит «распыление» средств. «В итоге строительство идет очень медленно», — резюмировал федеральный чиновник. В этой связи Госстрой «посоветовал» властям Нижегородской области развивать одно из двух направлений — либо строить метромост, либо продлевать уже существующие ветки. Выбрали, естественно, первое.

Губернатор признал остроту транспортной проблемы в городе (а что ему оставалось делать?) и предложил сдавать в эксплуатацию метромост двумя очередями. Сначала построить мост для движения автомобильного транспорта с выходом на площадь Лядова. После чего дорабатывать его для движения электропоездов. Но брать метромост на свой баланс правительство не стало. Ни область, ни Федерация становиться собственниками недостроенного метромоста так и не пожелали. Решили идти по пути выбивания денег из федерального бюджета. Неслучайно спикера Совета Федерации Сергея Миронова, посетившего три года назад Нижний Новгород, специально привезли на строительную площадку на улице Марата. Миронов непосредственно федеральными деньгами, конечно, не заведовал. Однако якобы мог замолвить словечко «где надо и кому надо».

Заказчиком же строительства остался город. На который при случае легко можно списать проблемы с финансированием. Кстати, нынешнему губернатору достраивать следовало бы в первую очередь все-таки метромост, а не цирк. Однако достроить метромост к думским выборам 2007 года было нереально. И ставка была сделана на цирк. Сегодня же все резервы бросаются на строительство метромоста. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Пробки станут меньше?

На сегодняшний день в стране построено два метромоста — в Москве и в Новосибирске (введены в эксплуатацию соответственно в 1930-х и в конце 1980-х годов), но по ним ходят только поезда метро. После введения в эксплуатацию нижегородский мост станет первым в России объектом, по которому будет осуществляться как движение метропоездов, так и автомобилей. Уже в декабре 2009 года будет открыто движение по верхней части метромоста — автодорожной, а через год обещают пустить первую электричку метро. По словам первого заместителя генерального директора МУ «ГУ по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в Нижнем Новгороде» Юрия Гаранина в мае 2009 года будет завершено строительство первого тоннеля от моста до улицы Черниговская, после чего, к концу 2009 года, тоннель будет прорыт до площади Горького.

Определенные трудности при строительстве метротоннеля в нагорной части Нижнего Новгорода будут представлять сложный рельеф местности и твердость грунта. Однако поезда с горы не покатятся — специалисты все рассчитали. Нам остается только поверить им на слово. Нижегородский метрополитен предусматривает дальнейшее развитие в четырех направлениях: Автозаводское, Сормовское, Мещерское и Горьковское (нагорная часть).

С выходом метрополитена в нагорную часть резко возрастет доля пассажиропотока и снизит его убыточность. Строительство станции «Горьковская» открывает перспективы дальнейшего развития — строительство станций «Оперный театр» и «Сенная». В дальнейших планах перспективного развития метрополитена предусмотрено строительство в районе Верхние Печеры, а дальше — через станции «Кузнечиха», Анкундиновку, Константиново, Ольгино до Новинок.

Ни для кого ни секрет, что большинство горожан с нетерпением ждет ввода в эксплуатацию совмещенного метромоста. В идеале предполагается, что этот объект решит разом проблему быстрого перемещения их нижней части города в верхнюю и обратно. Однако скептики склонны считать, что еще один выход к перегруженной транспортом площади Лядова просто передвинет пробку с площади Ленина на правый берег Оки. С другой стороны, метромост рассматривается властями прежде всего как часть метрополитена, а не как самостоятельный путепровод. Изначально ведь хотели строить только один метромост — идея автомобильного моста появилась позднее. Поэтому через год «безлошадным» нижегородцам станет гораздо проще перебраться через реку в час пик. У автомобилистов жизнь тоже должна улучшится, но о глобальном транспортном прорыве говорить, наверное, все же не стоит.

Многих интересует, как будут организованы подходы к совмещенному метромосту. Движение будет организовано следующим образом. Левобережные подходы: от улицы Ивана Романова до выходы на предмостовую эстакаду с расширением набережной Марата и организацией проездов по улице Литвинова до набережной Марата. Предусмотрено строительство эстакады через железнодорожные пути для соединения автомобильной части метромоста с Московским шоссе — с промежуточным съездом на улице Луначарского. На правом берегу Оки предусмотрено строительство участка дороги от конца предмостовой эстакады до выхода на улицу Одесскую, строительство дороги-дублера улицы Красносельской — от улицы Белинского до подходов к метромосту. Запланирован подход от улицы Барминской с пересечением Окского съезда в разных уровнях и выходом на проспект Гагарина через территорию автовокзала на площадь Лядова и улицу Студенческую. Для организации движения по набережной Оки под парком «Швейцария» предусмотрено строительство «магистральной улицы районного значения». Несомненно, пуск движения по метромосту увеличит пассажиропоток в метро между заречной и нагорной частями города в три раза, что позволит серьезно разгрузить движение по другим мостам. Пробки, по всей видимости, все же останутся. Хотя, наверняка, уменьшатся в размерах. И все бы хорошо, если бы не остающаяся актуальной техническая угроза, о которой говорит, например, эксперт Елена Кармазина («Новая» в Нижнем» посвятила этой проблеме не одну полосу).

Одну проблему решили, другая возникла

Кстати, сразу после открытия движения по метромосту Мызинский мост будет закрыт на ремонт. В том числе и для расширения. И еще Канавинскому мосту тоже нужен капитальный ремонт. Ряд его конструктивных элементов требуют немедленной замены. Трещины на швах, прогнившие болты и перекладины — мост постепенно съедает ржавчина . Снизилась способность переносить нагрузки. Те же проблемы у Мызинского и Молитовского мостов. Почему же они возникли?

Долгое время эксплуатация нижегородских мостов велась с грубым нарушением сроков ремонта, по которым мосты положено ремонтировать каждые пять лет. Канавинский мост, например, был пущен в эксплуатацию в 1935 году, а отремонтирован единственный раз — в конце 60-х. В 1997 году капитальный ремонт не был завершен из-за прекращения финансирования. Поэтому сегодня состояние моста признано аварийным.

Несколько лет назад в ряде инстанций — в ГИБДД, городском департаменте транспорта и связи, в главном управлении благоустройства Нижнего Новгорода — даже рассматривался вопрос об ограничении движения по Канавинскому мосту. Поэтому с пуском метромоста начнется очередной этап мытарств нижегородцев. Ранее нам говорили, что пробки возникают главным образом потому, что недостроен метромост. На этот раз новое транспортное испытание будет носить соответственно и новое название — «ремонт окских мостов». На сколько лет оно затянется в условиях финансового кризиса не скажет, наверное, никто.

Сергей Анисимов