08-12-08

Экономика

Жила-была Нижегородская область

или Губернаторские сказки

Иосиф Бродский любил повторять: «Если Евгений Евтушенко (популярный поэт 60–70 годов прошлого века) за колхозы, то я — против колхозов». Примерно в таком же духе рассуждает и действует губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев: услышит что-то о действиях властей города Нижнего Новгорода и сразу, независимо от рациональности позиции города, предлагает нечто прямо противоположное. Так получилось, например, по проблеме минимаркетов в областном центре.

Большие проблемы малого бизнеса

Некоторое время назад мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов, ссылаясь на решения, принятые на совещании у губернатора Валерия Шанцева, рассказал о планах убрать примерно 300 минимаркетов, которые работают незаконно или просто мешают благоустройству города. Казалось бы, это совместно принятое решение. Однако губернатор Валерий Шанцев в каждом своем интервью нападает на позицию Нижнего Новгорода. Мол, он против борьбы муниципалитета с минимаркетами. Там работают люди, которые получают доходы. С ними, дескать, надо разговаривать, а вообще, пусть они развиваются и наращивают обороты. А вот правительству Нижегородской области не до минимаркетов. Пусть они торгуют на здоровье.

Такую позицию Валерия Шанцева можно понять – ведь президент РФ Дмитрий Медведев продекларировал поддержку малого и среднего бизнеса. Может быть, глава региона действительно проникся высоким чувством к предпринимательству и осаживает бездушных бюрократов из муниципалитетов? Вряд ли. Губернатор Валерий Шанцев уже более трех лет работает в области. Наговорил он за это время много всякого. И в отношении малого и среднего бизнеса тоже. Другое дело, что Валерий Павлинович сам не помнит, что он говорил год-два назад. В марте 2006 года губернатор Шанцев, пообщавшись с только что прибывшей в Нижегородскую область в качестве заместителя губернатора Ириной Живихиной, которая взялась за кураторство малого и среднего бизнеса, говорил так в своем интервью: «Нижний Новгород и Нижегородская область — это Москва 1993-го года. Палатки, ларьки, уличная торговля. Нонсенс, который надо устранять. Мы приняли постановление, которое регламентирует работу рынков и прочих торговых точек. Должны быть холодильник, вода, кассовый аппарат. В противовес палаткам и ларькам мы занимаемся развитием сетевой торговли — «Копеечка» и другие. Там цены приближены к рыночным из-за роста конкуренции. Все будут бороться за покупателя, снижая цены…».

Такая жесткая позиция губернатора Валерия Шанцева напугала тогда депутата Госдумы Алексея Лихачева. Тот очень хотел переизбраться в Госдуму и всячески подыгрывал губернатору, но тут чуть ли единственный раз не выдержал. Он вопрошал: «Где предпринимательские союзы? Почему они не сели за один стол с правительственными чиновниками? РСПП, Союз малого бизнеса — ОПОРА — это их работа, защита предпринимательства. Насильно усадить власть за стол…». Свою гневную полемику с губернатором он закончил словами: «Пока мы видим малый и средний бизнес жульем — ничего хорошего не будет. Предпринимательские союзы тоже должны сказать свое слово в этой ситуации».

Возникает вопрос: когда губернатор Шанцев излагал свое видение на малый и средний бизнес, в марте 2006 года, когда давал указание устранять минимаркеты как нонсенс или сейчас, когда хочется пойти в очередной стык с муниципалитетом?

Заметим, что мэр Булавинов говорит лишь о незаконной торговле, а губернатор Шанцев ратовал тогда за освобождение улиц города от практически всех ларьков и палаток, вещая о пути к цивилизованной торговле.

Тогда в 2006 году и Ирина Живихина говорила о цивилизованном подходе к торговле, требуя закрывать рынки, убирать палатки, ларьки и минимаркеты с улиц, перенося их на первые этажи зданий. Она уверяла, что все это сделано уже во многих городах России.

Что получается? Мэр Вадим Булавинов занимал и занимает взвешенную позицию по запрещению незаконной торговли, по постепенному переходу торговли с улиц на первые этажи, по послаблениям социальной торговле внутри микрорайонов. Губернатор Валерий Шанцев изначально выступал за устранение малого и среднего бизнеса с улиц города, а сейчас взялся защищать даже нелегальную, незаконную торговлю. И в первом, и во втором случае он действует в пику муниципальным властям: если они за, то я — против. Разве это позиция губернатора?

Примерно такая же линия у других членов команды губернатора Валерия Шанцева. Упомянутая ранее Живихина неоднократно ссылалась на то, что в Нижегородской области слабо развит туризм из-за закрытости региона в советские времена. Эту аргументацию были вынуждены использовать и нижегородские подчиненные Шанцева и Живихиной. В том же 2006 году тогдашний министр поддержки предпринимательства Денис Лабуза явно с чужого голоса жаловался: туризм, мол, не развит из-за закрытости региона, нет даже хороших автобусов… Неужели не хватило 15 лет открытости региона для закупки хорошего туристского автобуса?

И вот совсем недавно мы, наконец-то, услышали от заместителя губернатора нечто прямо противоположное. Находясь в Китае на выставке, в которой принимала участие и Нижегородская область, Живихина убеждала китайцев посетить наш регион примерно таким образом: для них сам факт побывать в когда-то закрытом регионе, где находился в ссылке академик Сахаров — уже интересен.

Получается, что когда москвичам нужно объяснить проблемы в своей работе, они ссылаются на закрытость Нижегородской области, когда надо объяснить плюсы региона, они опять же ссылаются на пресловутую закрытость.

Экваториальная Африка, мы идем к вам!

Дело не в том, что тот или иной руководитель сегодня сказал одно, а завтра — другое. Меняются ситуация и возможности, исправляются ошибки. Другое дело, когда Валерий Шанцев не сдерживает себя и устраивает войну с муниципалитетами на пустом месте, а нижегородцам обеспечивает «поле чудес в стране дураков».

Несколько раз губернатор Валерий Шанцев в своих телеинтервью обещал пожилым гражданам ввести так называемую «региональную», вторую пенсию. Мол, сделает, как в Москве. Однако этого не сделано. Нереализованность этого обещания подменяется введением областного закона о ветеранах. Но, говоря о второй пенсии, Валерий Шанцев имел в виду нечто другое, уточнял, что вторая пенсия будет сравнима с основной государственной. Вместо этого, в одном последнем телеинтервью губернатор говорил о том, как ему приятно смотреть на пенсионеров в зарубежных странах. Шанцев сейчас переносит вопрос о пенсиях на федеральный центр, который планирует вывести ее средний размер на уровень 40% от средней заработной платы в стране. Возникает вопрос: зачем нужно было будоражить стариков безответственной болтовней о второй пенсии?

У нас тут не страна дураков, у которых в одно ухо влетает, а в другое вылетает.

Губернатор Валерий Шанцев на днях заявил о том, что Стратегия развития Ниже­городской области до 2020 года работает с 2006 года и все получается по отраслям в плановом порядке. Звучит красиво. И по автомобилестроению все идет по плану? Ах, понял. По плану у нас спад на 15–20% в этой отрасли, а потом пойдет бурный рост… Нижегородскую область объявили центром логистики всероссийского масштаба. Но ведь наш международный аэропорт до сих пор напоминает автостанцию в захудалом райцентре. Полтора года нас промывали мозги тем, что московское правительство готово реконструировать нижегородский аэропорт. Мы говорили Шанцеву: не хвались на рать идучи, а хвались с рати возвращаясь… Никто не слушал.

Давно нет никакой стратегической линии, есть лишь напичкивание Нижнего Новгорода и его окрестностей бесконечными торговыми центрами. Муниципалитет уже практически отказывается от их нагромождения. Мол, все нормы по торговым площадям на душу населения превышены в разы. Стройте торговые центры в районах области, а здесь — достаточно. Но, видимо, не все откаты областному чиновничеству отработаны — бурное строительство торговых центров продолжается…

Все более экзотический вид приобретают инвестиционные проекты, которые продвигает губернатор. Он говорит, что англичане готовы строить в Нижнем Новгороде 120-метровый трамплин, закрытую лыжную трассу и прочие сооружения. Понятно, что экономика глобализирована, все делают почти все. Но в Англии нет трамплинов, и лыжников тоже нет. Хорошие трамплины есть в Австрии, Финляндии, Германии. Почему бы не договориться о строительстве трамплина с австрийцами, а не с англичанами? А может, губернатор перепутал австрийцев с англичанами? С таким же успехом на биатлонный стадион можно искать инвесторов в экваториальной Африке.

Валерий Шанцев договаривается о строительстве в Нижегородской области завода по производству автокомплектующих с испанцами. Конечно, испанцы делают автокомплектующие, но никто не знает испанских автомобилей. Почему бы не поискать партнеров не в Испании, а во Франции, Германии, Италии… Или, может быть, там уже со всеми не поладили? Многие помнят сотрудничество с украинскими автопроизводителями.

Куда пойдем дальше? Будем договариваться с производством автокомпонентов с Нигерией, Колумбией и Гаити?

Интересна мысль Шанцева о том, чтобы в Сингапуре был представитель Нижегородской области, который занимался бы привлечением инвестиций в наш регион. Но почему только в Сингапуре? А в Китае? Там нужно человек десять. А в Японии, в Малайзии и так далее? Этот инвестиционный абсурд обойдется нам всего лишь в половину бюджета. Зато удачно будут трудоустроены друзья.

А может быть, мы зря критикуем Шанцева? Жизнь становится если не лучше, то веселее. Будем ждать новых смешных сказок от губернатора.

Виктор Деменев