08-12-22
Политика
Хинштейн — №2 в регионе?
Избрание Александра Хинштейна в Генсовет «Единой России» взбудоражило нижегородскую общественность — он теперь наш №2? Ответить на это вопрос логичнее всего с традиционалистских позиций. Меняются названия государств, вывески партий, титулы партфукционеров, но аппаратно-партийные традиции подобны тефлону. Поэтому мой ответ таков: дело не в членстве в некоем органе, а в том, стоит ли за партийным патрицием мощный аппарат или нет?
Аппарат сильнее «ЦК»
Многие понят времена, когда рабочего с завода «Красное Сормово» избирали членом ЦК КПСС, а первый секретарь Горьковского обкома партии по каким-то причинам не был членом ЦК. Это вовсе не означало, что рабочий становился чуть ли не главнее «первого». Потому что он оставался прежде всего рабочим завода «Красное Сормово», за ним не было аппарата, который бы действовал по его указке. А член ЦК получал личные почести: сидел в президиумах, являлся членом обкома, но без полномочий.
Та же картина наблюдалась, кстати, и в КПРФ. Рабочий из Бора Павел Тюринский на протяжении десяти лет был членом ЦК, но это не означало, что он был на одном уровне с секретарями обкома КПРФ Николаем Бенедиктовым или Николаем Рябовым. Мне рассказывали, что Тюринского как члена ЦК не распекали ни в обкоме партии, ни в местной ячейке. Это давало ему определенную неприкосновенность политического плана. И не более того.
Ну, вот теперь депутата Государственной Думы Хинштейна, избранного по нижегородскому списку, сделали членом «ЦК» «Единой России». Встал ли он после этого на один уровень, например, с губернатором Валерием Шанцевым, который, кстати, не является членом Генсовета, то есть «членом ЦК»? Конечно, нет. Потому что членство в Генсовете партии вторично, а первично то, что Александр Евсеевич остался, прежде всего, (извините за выражение) только депутатом Госдумы, бесправным и безаппаратным народным избранником. Валерий Шанцев — партфункционер с большим стажем, который прошел через КПСС, КПРФ, «Отечество — Вся Россия», «Единую Россию». Ему ли не знать, кому принадлежат реальные власть и влияние, как функционирует механизм реализации этой власти? Поэтому Шанцев вряд ли отреагировал на избрание Хинштейна в Генсовет «Единой России» как на взлет в когорту небожителей.
На безрыбье и рак — рыба
Зададимся вопросом — а почему именно Александра Хинштейна избрали в Генсовет партии? Точный ответ есть только у немногих высших функционеров-«единороссов». Но можно выстроить некую логику возвышения Хинштейна. Возможно, тем самым обеспечивалось представительство крупной нижегородской парторганизации в Генсовете. Пройдемся по наиболее очевидным кандидатурам нижегородцев-«единороссов» в Генсовет партии.
Губернатор становится членом Генсовета только в том случае, если региональное отделение дает отличный результат на выборах федерального уровня. В Нижегородской области, в отличие от республик РФ, сделать это довольно трудно. Поэтому глава Нижегородской области не входит в Генсовет партии.
Вторая строчка в номенклатурном списке «единороссов» у мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова. В Москве наслышаны о конфликтах губернатора и мэра, и, чтобы не накалять обстановку, Вадима Евгеньевича не избирают в Генсовет от Нижегородской области.
В региональном отделении «Единой России» давно нет легитимного секретаря политсовета, а недавно изъявил желание уйти в отставку и руководитель исполкома «Единой России». Далее по ранжиру идут депутаты Госдумы. Из них второй срок работают: Александр Хинштейн, Анатолий Козерадский, Владимир Стальмахов. Остальные «единороссы»-нижегородцы сидят на Охотном ряду первый срок, к ним еще присматриваются. Из этой тройки выбор очевиден — Александр Хинштейн. Разве не ясно, что подобный механизм отбора представителя Нижегородской области в Генсовет «Единой России» не делает его суперфигурой?
Элитой надо заниматься!
Намного интереснее другое. Что происходит в нижегородской «Единой России», каков там расклад сил?
Для анализа, претендующего на точность, нужно в очередной раз вернуться в февраль 2007 года. Тогда в журнале «Ньюсмейкер» «правая рука» Валерия Шанцева по внутренней политике, заместитель губернатора Сергей Потапов провозгласил: «Мы сейчас занялись формированием элиты». Прошло почти два года. Сформирована ли новая шанцевская элита? Не сформирована. Оголена даже верхушка партии «Единая Россия» в Нижегородской области — нет ни секретаря политсовета, ни руководителя исполкома.
Почему Шанцеву не удалось сформировать элиту «под себя»? По двум основным причинам.
Губернатор не занимался этим лично. Вместо доверительных встреч с небольшими группами, он предпочитает ходить на хоккей, заниматься спортом, охотиться. А другие представители команды Шанцева не в состоянии формировать элиту. Поэтому клуб фанатов губернатора заполнялся самотеком. Часть людей приняли для себя решение, что они лояльны к Валерию Павлиновичу при любых обстоятельствах. А раз с людьми по-настоящему никто не работал, раз между Шанцевым и элитой нечто вроде стены, то часть элиты охотно идет под знамена любой группы активистов: а почему бы не создать механизм влияния на решения главы региона, который никого не слушает? Губернатор, как это ни странно, не озаботился созданием широкого слоя сторонников в нижегородской элите, полагая, что он образован автоматически.
Пирог от «ЕР»
Отсюда, нижегородская «Единая Россия» представляет собой слоеный пирог. На конференции большинство за губернатором Шанцевым. Большинство районных отделений сориентированы на глав районов, а те следуют в фарватере указаний Валерия Шанцева. Часть организаций в Нижнем Новгороде тоже за губернатора, например, в Ленинском районе.
Другое дело, что в региональном политсовете у губернатора нет перевеса над потенциальной оппозицией. Там, в большинстве своем, собрались те, кто надеется на себя, а не на милость Шанцева. А еще элитные представители склонны к стадности и к играм на выживание.
В президиуме политсовета у Шанцева тоже есть большинство, но потенциальная оппозиция активнее, чем инертные «шанцевцы», которые ждут решений сверху.
В Москве «антишанцевцы» явно сильнее. И получается следующее. Шанцев и Ко имеют ресурс продвигать удобного человека в секретари регионального политсовета. У потенциальной оппозиции такого ресурса пока нет. Но зато в Москве оппозиция умело блокирует кандидатуры от губернатора Шанцева. Поэтому сложилась тупиковая ситуация: те, кто имеет возможность выдвигать, не могут согласовать, а те, кто не имеют возможности выдвигать, сидят на согласовании.
Избрание Александра Хинштейна в Генсовет «Единой России» подтверждает сильные позиции определенных группировок в Москве. Но это не означает, что их аппаратные позиции в Нижегородской области становятся сильнее. В этом смысле мало что меняется.
Не исключено, что прошанцевские силы даже выиграют от этого. У нас же полно любителей баланса сил, сдержек и противовесов. Кто-то может посчитать примерно так: раз Хинштейну и Ко дали кусок в Генсовете, то в НРО надо что-то дать и губернатору. В итоге, со скрипом согласуют на посту секретаря регионального политсовета «шанцевца». Хочется дать понять, что неопределенность не преодолена. Членство в Генсовете — это хорошо, но главное — обладание аппаратным ресурсом, рычагами управления, в том числе в «Единой России». А значит, излишне поднимать ажиотаж вокруг Александра Хинштейна. Все только начинается!
Виктор Деменев