08-12-29

Экономика

Бой на подушках

Сейчас экономическая жизнь и России в целом, и Нижегородской области в частности делится на два этапа: до кризиса и во время кризиса. О докризисном этапе особенно разговаривать нечего: по течению плыть нетрудно, что и делали с определенным успехом и губернатор Валерий Шанцев, и мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов. А вот то, как они себя повели во время кризиса, — это вопрос интересный. Предварительный вывод таков: Шанцев просто провалился и чуть было не потянул за собой Булавинова, а тот, заняв осторожную позицию, создал финансовую подушку безопасности на 4–6 месяцев 2009 года, который представляется очень тяжелым.

Их разъединил метромост

Еще в марте-апреле 2008 года губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев пуб­лично потребовал у мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова 1,5 млрд рублей на достройку «железа» метромоста через Оку. При этом Валерий Павлинович сетовал, что город участвует в этом проекте плохо, нужно бы софинансирование в формате «50х50». Аргументация губернатора была вроде бы логичная: объект строится, прежде всего, для Нижнего Новгорода, а у мэрии есть дополнительные доходы. Нижний Новгород ответил Шанцеву мягким отказом, сославшись на то, что у администрации большие затраты на расселение домов, которые располагаются в линиях подъезда и развязок к метромосту. Тогда ряд СМИ заняли позицию поддержки Нижнего Новгорода исходя из того, что договариваться о деньгах 2008 года нужно в середине 2007 года, когда формируются межбюджетные отношения на следующий год. А в марте–апреле 2008 года нужно обсуждать расходы уже на 2009 год. Этот спор между городом и областью о 1,5 млрд рублей, как оказалось, имел далеко идущие последствия.

Надо отметить, что губернатор Шанцев, не договорившись с мэром Булавиновым, в июле 2008 года встретился с депутатами городской думы Нижнего Новгорода и убеждал их передать 1,5 млрд рублей из бюджета города на метромост. Во время этой встречи Валерий Шанцев опять говорил о дополнительных доходах города и о том, что эти средства можно давать на метромост без ущерба программам Нижнего Новгорода.

Кроме того, к октябрю–ноябрю 2008 года вдруг выяснилось, что областной бюджет задолжал метростроителям примерно 2,4–2,5 млрд рублей, из которых примерно 400–500 млн рублей составляли долги по заработной плате. Так как из областного правительства, кроме победных реляций, никакой информации не добьешься, можно предположить, что областное правительство заведомо полагало, что городские 1,5 млрд рублей у них уже в кармане, отсюда и такая большая задолженность перед подрядчиками. Несмотря на то, что метростроители трудились ударно и своей самоотверженностью ковали авторитет Валерию Шанцеву, им позорно задолжали огромные деньги по заработной плате. На мой взгляд, это и есть истинное отношение губернатора и его команды как к Нижнему Новгороду, так и к конкретному трудовому коллективу.

Эта война за деньги началась до кризиса. Тут еще можно понять Шанцева и его команду. Однако и после того, как в стране разразился кризис, областное правительство продолжало настаивать на том, чтобы Нижний Новгород передал 1,5 млрд рублей на строительство метромоста. А вот это было уже смешно. Администрация города, в отличие от правительства области, поняла, что грядут тяжелые времена, и эти 1,5 млрд рублей составили финансовую подушку безопасности Нижнего Новгорода на самые тяжелые 4–6 месяцев 2009 года.

Картина Репина «Не ждали»

Губернатор Шанцев, в отличие от мэра Булавинова, опоздал с реакцией на кризис. А ведь сигналы на локальный кризис в нижегородской промышленности стали поступать задолго до сентября–октября 2008 года. Вот только один красноречивый пример. Известно, что на 2009–2011 годы областное министерство экономики под диктовку Валерия Шанцева запланировало промышленный рост с индекса физического объёма промышленности в 108%. За первое полугодие нынешнего года ИФО Нижегородской области составил всего 100,1%. Таким образом, еще в июне–июле 2008 года стало ясно, что рост данного показателя у нас прекратился, — это означало и предстоящие трудности с доходной частью бюджета. Однако реакция и правительства, и Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей была благодушной: «Столь низкий ИФО — симптом нехороший, но у правительства Нижегородской области есть уверенность, что до конца года упущенное будет наверстано и мы выйдем по ИФО на прогнозируемые 108% роста». Это говорилось в сентябре 2008 года. В ноябре было объявлено, что ИФО составляет 96,9 %. А это уже промышленный спад. И началось все до кризиса, фактически с начала 2008 года.

Что самое странное в этой ситуации? Областные налоги в значительно большей степени, чем муниципальные, зависят от экономической ситуации. Именно в областном бюджете сконцентрирована большая часть налога на доход физических лиц и налога на прибыль. Но муниципалитеты, например Нижний Новгород, раньше поняли, что нужно создать «жировую прослойку» на тяжелые времена. Только в середине ноября, видимо, под давлением из федерального центра, заместитель губернатора Сергей Потапов заговорил о создании резервного фонда в области и муниципалитетах. Но было уже поздно. В нашем распоряжении есть некоторые цифры по сбору налога с доходов физических лиц в Нижнем Новгороде. В октябре их сбор шел с приростом в 25% к уровню прошлого года, а в ноябре этот прирост составил всего 2%. То есть даже в бюджете Нижнего Новгорода план, скорее всего, уже не выполнялся. Для областного бюджета эта тенденция еще более показательна. А, значит, резервный фонд нужно было создавать до ноября, что и было сделано администрацией Нижнего Новгорода.

С началом кризиса губернатор Шанцев просто провалился и чуть было не потянул за собой мэра Булавинова, но тот, заняв осторожную позицию, создал финансовую подушку безопасности на 4–6 месяцев

Неслучайно 18 декабря депутат городской думы Нижнего Новгорода Владимир Паченов в телеинтервью покаялся: мы, мол, ругали мэра за то, что он плохо использует финансовые средства, а он все сделал правильно…

Удивительно то, что областное правительство так промахнулось с подушкой безопасности. Ведь в региональном правительстве работают такие профессиональные люди, как заместитель губернатора Владимир Иванов, министр финансов Ольга Сулима. В курсе дела находился и опытный финансист, председатель регионального парламента Виктор Лунин. Объяснение этому только одно — либо решения принимали некомпетентные в экономике Валерий Шанцев и Сергей Потапов, либо правительство Нижегородской области — это «не место для дискуссий», и профессионалам не дали слово. Мол, начнется паника, а это будет еще хуже. Похоже, в правительстве возобладала такая точка зрения: надо не подушку безопасности создавать, а остановить промышленный спад и выйти на кривую роста, утерев нос всей остальной России. Но эта авантюра явно не удалась.

Откуда такой вывод? Дело в том, что губернатор Нижегородской области, в отличие от ряда глав муниципалитетов, многих депутатов Законодательного собрания, неадекватно оценивает ситуацию. Казалось бы, давно надо было признать, что показатель 108% — это благоглупость. Но нижегородский губернатор все еще находится в плену иллюзий по этому поводу. 29 ноября он говорит в телеинтервью о том, что 8% роста в год без помощи федерального правительства нельзя обеспечить. Валерий Павлинович не понимает, что и с помощью федерального центра такие темпы роста не обеспечишь. Разве Шанцев не читал отчетов вице-губернатора Виктора Клочая: «Негативные процессы в металлургии и в автомобилестроении серьезные, и динамика последних двух месяцев говорит о том, что рассчитывать на прирост объемов сегодня уже нельзя». Тот же Клочай говорит о том, что «потребительский спрос падает по всей номенклатуре, в первую очередь, промышленной продукции». И вообще «резко снизился экспортный потенциал…». Но у Валерия Шанцева свои аргументы. Он совершенно безосновательно декларирует в газете «Трибуна»: «Иностранные инвесторы считают, что финансовый кризис продлится год–полтора и меньше всего заденет российскую экономику. Так что мы наращиваем объемы международного сотрудничества». Вряд ли с этим согласны иностранные инвесторы.

Опять время прибедняться

Сейчас нам говорят о том, что консолидированный бюджет 2008 года будет выполнен с плюсом и составит 103–105 млрд рублей. Что это означает? У области почти нет подушки безопасности — максимум 1,5-2 млрд рублей, а скорее всего нет и их: одни только долги по метромосту обнуляют запас финансов. У ряда муниципалитетов-доноров (прежде всего у Нижнего Новгорода) такая подушка есть. Это означает, что первое полугодие для Нижегородской области будет очень тяжелым. Уже объявлено, что относительно плановых цифр бюджета 2009 года невыполнение составит порядка 16–20 млрд рублей, что подрубает под корень программу развития социально-экономической инфраструктуры Нижегородской области. Мы возвращаемся в первую половину 2006 года.

Чем еще характерна сегодняшняя ситуация. Все говорят о недоверии вкладчиков к банкам. Но есть и другой фактор недоверия — муниципалитеты играют в свои игры с нижегородским правительством. Доноры будут будут прятать от губернатора свои «подушки», слабые муниципалитеты будут говорить о том, что у них все плохо. Настала пора прибедняться, иначе областной центр урежет помощь. Это уже было при Иване Склярове и Геннадии Ходыреве.

И впору задаться вопросом: а что изменилось при Валерии Шанцеве за три с лишним года? Практически ничего. Более понятен стал и сам губернатор. Это точно не кризисный менеджер, он привык много тратить и дорого платить. Сейчас нужен другой губернатор, которому не требуется постройка нового Дома правительства в Кремле и другие масштабные хотелки.