09-07-27

Политика

Неуместные перемены

Удивительное все же мышление у наших больших начальников. Они обычно выступают консерваторами, когда дело касается подчиненной им структуры управления, и революционерами, когда речь заходит о нижестоящих уровнях власти. Так губернатор Валерий Шанцев в лучшем случае оптимизирует региональное правительство, но выступает за коренное перетряхивание местного самоуправления.

В областном правительстве настаивают на том, чтобы земские собрания не избирались, а формировались путем делегирования туда поселковых глав и одного-двух поселковых же депутатов. Многие эксперты воспринимают это как низведение земских собраний до поселкового уровня

У губернатора за пазухой

Картинка получается такая. Сразу после новогодних праздников глава региона Валерий Шанцев, как бы отвечая на вызовы финансово-экономического кризиса, изменил структуру правительства Нижегородской области. Главный подтекст этой реструктуризации состоял в уменьшении числа заместителей губернатора с семи до четырех. Мол, происходит экономия средств на управленческих расходах. Но по большому счету, в работе шанцевского кабинета министров ничего не изменилось.

Хотя некоторые специалисты полагают иначе.

Генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Валерий Цыбанев считает, что при Валерии Шанцеве многое изменилось. Уменьшилась роль министерства финансов, которое было самым главным министерством, и резко повысилась роль министерства промышленности и АПК. В доказательство этого тезиса Цыбанев указывает на то, что блок реального сектора экономики возглавляет вице-губернатор Владимир Иванов.

Что называется, если существенных изменений нет, их надо выдумать. Реальный сектор экономики всегда был «под» вице-губернатором. А министерство финансов всегда напрямую подчинялось губернатору. Действительно, Шанцев изначально передал областной минфин на уровень ниже — заместителю губернатора Владимиру Иванову. Но сейчас уровень он опять поднял. Вряд ли гендиректор НАПП об этом не знал. Другое дело, что Валерий Цыбанев — известный консерватор и сторонник того, чтобы предприятия, банки и прочие структуры управлялись в ручном режиме из «облисполкома».

Теперь о реальном изменении роли и места правительства при губернаторе Шанцеве. Правительство, чем дальше, тем больше, обкладывается с разных сторон структурами со статусом «при губернаторе Нижегородской области».

Сначала возник Инвестиционный совет при губернаторе, который со временем набрал обороты, заседая не один раз в две недели, как раньше, а раз в неделю. С моей точки зрения, правительство области в известной степени стало обслугой инвестсовета при губернаторе. Это отчасти доказывается тем фактом, что с начала 2009 года Валерий Шанцев переподчинил инвестиционный блок регионального правительства не на вице-губернатора или просто его зама, а лично на себя. Фактически, связав инвестсовет и целый блок правительства Нижегородской области.

В конце прошлого года был создан координационный совет при губернаторе, который, по словам его участников, работает в практически ежедневном режиме. Понятно, что антикризисный координационный совет встал над промышленно-экономическим блоком, превратив его в свою обслугу.

Встаёт вопрос: а почему с возникающими задачами не в состоянии справиться собственно правительство Нижегородской области, которое, кстати, возглавляет лично губернатор Валерий Шанцев. Если же инвестиционный и координационный совета при нем так необходимы, то не стоит ли достаточно революционно подойти к переформатированию шанцевского правительства? Например, поджать его радикальным образом, а заказы на разработку целевых программ отдать на откуп мозговым центрам, а не бюрократии, которая пытается контролировать всех и вся.

Возможно, мой тезис покажется спорным, но всё же. Что мы видим в Ниже­городской области? Очевидные странности. Например, строительство в Ниже­городском кремле нового здания регионального правительства, которое, похоже, превратилось в придаток при разного рода советах при губернаторе Шанцеве.

Валерий Павлинович и люди из его окружения часто похваляются тем, что у них налажен диалог с нижегородской элитой, экспертным сообществом. Что-то я ни разу не видел аналитических статей о том, что и как нужно изменить в нижегородском региональном правительстве. Как уже говорилось, раньше хоть Законодательное собрание могло пообсуждать те или иные структурные изменения, общую логику схемы правительства. Сейчас и этого нет.

Создано министерство внутренней политики? «Правильное решение губернатора!» — вещают эксперты. И тут же комментируют, что раньше «внутрянка» была раскидана между различными структурами, а сейчас собирается в кулак. А где же раньше было экспертное сообщество, полностью одобрявшее прежнюю схему областного правительства? Почему так? Губернатор считает, что никто не имеет право влезать в его епархию, даже если там творится что-то неладное. Так и происходит. А если Валерий Шанцев плохо видит, что его правительство вместе с инвестсоветом и коордсоветом неэффективны?

Народ, посторонись!

Зато Валерий Павлинович одержим проведением изменений в местном самоуправлении. На уровне городов и районов. Как будто корень социально-экономических проблем там, а не на федеральном или областном уровне. Однако оптимальную схему выборов глав МСУ, представительных органов власти в районах ищут с таким видом, как будто вытаскивают жемчужное зерно из кучи навоза.

Обычно региональные власти говорят, что нужна единая система формирования органов власти в муниципалитетах, чтобы местная бюрократия бесконечно не меняла правила игры под себя и конкретных муниципальных вождей. Но у Валерия Шанцева и тут получается не очень. Мощные лоббисты продавливают в опекаемых ими территориях эксперименты.

Что происходит сейчас в недрах нижегородской реформы местного самоуправления? Практически все главы районов и городов согласились на то, чтобы прямых и всенародных выборов руководителей не было. Они, видимо, будут избираться на городских думах и земских собраниях. Дискуссии переместились на другой уровень: как избирать, формировать земские собрания? Борьба идет вокруг трех вариантов, которые прописаны в ФЗ №131 «О местном самоуправлении в РФ». По нашей информации, в правительстве Нижегородской области настаивают на том, чтобы земские собрания не избирались, а формировались путем делегирования туда поселковых глав и одного-двух поселковых же депутатов. Многие эксперты воспринимают это как низведение земских собраний до поселкового уровня. Лишь формально МСУ будет двухуровневым (район и поселки), а на самом деле одноуровневым — поселковым. Это в максимальной степени ослабит районный уровень власти в угоду губернаторскому наместнику — сити-менеджеру (главе администрации), который будет явно сильнее главы МСУ (председателя земского собрания). При таком формировании земского собрания мы опять сталкиваемся со смешением исполнительной и представительной властей. Кроме того, депутаты земских собраний будут представлять интересы ну очень различного числа избирателей. Впрочем, будут проблемы и у наемных сити-менеджеров, которые могут столкнуться с сопротивлением всенародно избранных поселковых глав. Что касается избирателей районов, то их права тоже сужаются до поселкового уровня. Районная власть просто провисает, не опираясь на население.

Второй вариант подразумевает отказ от прямых выборов главы, но формирование земских собраний по прежней схеме. Он уже реализуется в целом ряде регионов. И далеко не везде доказал свою эффективность. Скорее даже наоборот. Этот вариант является двухуровневым, когда и районное земское собрание, и поселковые власти избираются населением. В Белом доме к нему относятся настороженно, хотя год назад этот способ казался самым предпочтительным.

В Борском районе в качестве эксперимента реализуется третий вариант, который почти полностью копирует систему города Нижнего Новгорода, только без выборного главы. Территория Борского района будет представлять единый городской округ, в котором поселковые главы будут назначаться сити-менеджером. Это одноуровневая система власти (районная), а поселковый уровень — лишь придаток.

Что характерно, дискуссии по этим вопросам проводятся только в элитном слое, даже депутаты земских собраний и городских дум ставятся только перед фактами. Население, о котором якобы пекутся областные власти, полностью находятся вне темы. А значит, все эти реформы обречены если не на провал, то на отсутствие положительного эффекта. Это обычные бюрократические игры не для народа, а для удобства областного начальства, которое на своем уровне проблемы не видит в упор.

Виктор Деменев