09-07-31

Политика

Депутаты и «папу», и «маму» любят

Есть информация о том, что вокруг вопроса «Как избирать мэра Нижнего Новгорода?» в элите идет серьезная борьба. По образному выражению Александра Хинштейна, у депутатов гордумы Нижнего Новгорода допытываются, кого они больше любят — «папу или маму». А еще у них спрашивают, любят ли они Нижний Новгород. Итог борьбы будет определен, скорее всего, в сен­­тябре. Но уже сейчас понятны и стратегия, и тактика «папы» и «мамы», то бишь губернатора Валерия Шанцева и мэра Вадима Булавинова, а также других игроков.

Шурику птичку жалко

На своей пресс-конференции депутат Государственной Думы «единоросс» Александр Хинштейн предположил, что на президиуме политсовета НРО «Единой России» будет принято решение: партия не станет высказывать своего мнения по поводу схемы избрания главы Нижнего Новгорода, отдав это на откуп городским депутатам. При этом Хинштейн сделал несколько занятных пояснений. Во-первых, кандидатуру на пост мэра областного центра определяет политическое руководство страны и федеральное руководство партии. Во-вторых, принципиально, чтобы на депутатов не было давления и чтобы они реально самостоятельно приняли решение. В третьих, сам Хинштейн выступает за всенародные выборы главы Нижнего Новгорода, как более «прозрачные и демократичные».

Далее поступили сигналы о том, что на президиуме политсовета «Единой России» именно такое решение и было принято. А некоторым членам президиума вроде как сделали замечание, что они в разговорах с депутатами гордумы Нижнего Новгорода ссылаются на якобы уже принятое Москвой политическое решение и тем самым на депутатов оказывается давление. Было отмечено, что политического решения ни по схеме выборов, ни по кандидатуре нет. И партия свою позицию по схеме выборов обозначать не будет.

Возникает вопрос: плохо это или хорошо? С моей точки зрения, вопрос, как избирать глав городов-миллионников, мэров городов-столиц субъектов федерации, является политическим. А, значит, «Единая Россия» обязана иметь тут общую, «выстраданную» позицию. Раз такой позиции нет у федеральной «Единой России» — она должна быть у регионального отделения партии. Пока же получается, что нижегородское отделение партии власти ведет себя не как руководящая политическая сила, а как приводной ремень различных элитных группировок. С одной стороны, НРО не хочет конфликтовать с губернатором Валерием Шанцевым. С другой стороны, без мэра Вадима Булавинова в виде паровоза на выборах в городскую думу партия не даст хорошего результата. К тому же, нужно достраивать вертикаль власти до городов, поселков и сел. С другой стороны, четко артикулированная позиция партии по отказу от прямых выборов глав крупных городов приводит ее к потере голосов наиболее активной и политизированной части населения.

Поэтому, несмотря на все благие пожелания от Хинштейна и Ко, на депутатов го­родской думы Нижнего Новгорода будут давить со всех сторон. Это признает и сам Александр Хинштейн: «С ними идет непростая работа — откровенно говоря, мне их жаль!»

Если честно, то это вполне естественная ситуация: региональное отделение спрятало голову в песок от страха. Что делать «папе» и «маме»? Они работают с депутатами: кому-то что-то сулят, кому-то чем-то угрожают. Нужно ли бедняг-депутатов жалеть? Не думаю. Серьезные люди шли в публичную и не очень политику, понимая, что бывают разные ситуации. Многие помнят, как в 2000 году избирали председателя гордумы Нижнего Новгорода. Ходили слухи о том, что вопрос решался и с помощью чемоданов с деньгами. Этот состав гордумы начинался тоже с непростой политической ситуации: кого выбрать председателем? Как известно, возникли два варианта, и депутатам надо было принимать сложное решение…

С депутатами все ясно?

На данный момент в уставе города Нижнего Новгорода записано, что днём голосования на выборах депутатов городской думы и главы города Нижнего Новгорода является второе воскресение октября года, в котором истекают их полномочия. Позднее эта формулировка уточнялась, но слова «второе воскресение октября» остались. В Уставе же говорится о прямых выборах мэра города.

Если нам говорят, что вопрос выборов главы города находится в компетенции депутатов гордумы Нижнего Новгорода, то это означает, что они под давлением или без оного должны либо внести те или иные изменения в Устав, либо оставить в нем все как есть. Чтобы внести изменения в Устав Нижнего Новгорода, нужно квалифицированное большинство голосов, то есть не менее двух третей от списочного состава, в котором числятся 42 депутата.

Таким образом, для изменения положения о всенародных выборах мэра нужно 28 и более депутатских голосов. При этом президиум политсовета НРО отклонил возможность консолидированного голосования «единороссов» из гордумы по этому вопросу. Также есть информация о том, что на фракции «Единой России» в гордуме все депутаты единогласно поддержали схему всенародных выборов главы города.

Итак, сегодняшняя позиция городских «единороссов» ясна. И трудно понять, как можно изменить их позицию. Для коммунистов, «справороссов» и «либерал-демократов» уход от прямых выборов мэра вряд ли ­приемлем. Они превращаются в статистов. А прямые выборы любого уровня — это хорошая разминка для них перед выборами в Госдуму.

Внепартийные независимые депутаты, которых в нынешней городской думе можно насчитать человек пять–семь, в большинстве своем понимают, что они живут и работают в Нижнем Новгороде.

Можно сделать предварительный вывод о том, что только чудом можно сподвигнуть городскую думу Нижнего Новгорода на изменение способа выборов главы города.

Группа риска

Каковы болевые точки действующих депутатов и тех, кто собирается участвовать в следующих выборах? Они опасаются ударов по бизнесу и снятия с выборов под надуманными предлогами. Уязвимых действующих депутатов гордумы довольно много, но недостаточно для того, чтобы продавить через них антинижегородское решение, состоящее в отмене прямых выборов мэра Нижнего Новгорода.

И все же, кто потенциально входит в так называемую группу риска? Это, в основном, те депутаты, которые прямо или косвенно имеют отношение к финансово-промышленным группам, тесно сотрудничающим с губернатором Нижегородской области, а также госбюджетники и некоторые представители строительного бизнеса. Это почти максимальный список тех, на кого область может нажать или что-то у них отобрать: Мелешкин, Мельникова, Пушкин, Кондрашов, Сорокин, Тюрин, Аверин, Амельченко, Жижин, Кузнецов, Анисимов, Воронков, Ежов, Кузин, Растеряев, Тарасов. Всего 16 депутатов.

Понятно, что области будет трудно сформировать лояльное большинство. Главная причина состоит в том, что на протяжении длительного времени губернатор и региональное правительство экономически прижимали город, что всегда вызывало негативную реакцию со стороны городских депутатов. Это неоднократно доводилось до коллег со стороны руководства постоянной комиссии гордумы по бюджетной, финансовой и налоговой политике — Ирины Семашко и Владимира Паченова. Слишком большую зависимость городского бюджета от вышестоящих бюджетов неизменно отмечали и международные рейтинговые агентства, что находило отражение в их оценках. Депутаты понимают, что уход от прямых выборов мэра приведет к еще большей бюджетно-финансовой зависимости города от области, что явно сдерживает развитие Нижнего Новгорода. Одно дело — констатировать этот факт, другое дело — своими голосами способствовать этому. Дело тут, безусловно, не в межличностных, а в экономических причинах. Нижегородский бизнес оказывает сопротивление в полити­ческой форме. Трудно ожидать чего-то иного после четырех лет ползучего омосковления городской площадки.


У «НГ» в НН» есть данные о том как выбираются главы в 63 крупных городах России. Из 11 городов-миллионников только в столице Башкирии Уфе нет всенародных выборов главы города. В менее крупных городах выборы главы МСУ и администрации на городских думах — явление более частое: Саратов, Ижевск, Рязань, Пенза, Тюмень, Набережные Челны, Киров, Брянск, Курск, Тверь, Белгород, Мурманск, Смоленск, Саранск, Тамбов, Нальчик, Йошкар-Ола, Сыктывкар, Псков (тут глава пока избирается всенародно, но уже следующий будет избираться на гордуме). Общая статистика такова: в 41 городе мэр избирается на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании граждан. В 22 городах мэр избирается представительным органом.

Виктор Деменев