09-07-31

Политика

Зуд справа

НРО «Правое дело» всколыхнул партийный скандал

Нижегородское отделение «Правого дела» решило пойти по стопам «единороссов» и «справороссов», уже поднаторевших во внутренних интригах и подковерной возне. Как и предполагалось, чисткой регионального политсовета от «балласта» дело не ограничилось. Федеральное руководство изобразило коллективный ужас и отменило решение региональной конференции, вернув местному лидеру Денису Лабузе весь сброшенный им «балласт».

Теперь Денису Лабузе (справа) придется жить с мыслью, что у него под боком есть человек, Александр Котюсов (слева), у которого есть амбиции, более богатый выборный и политический опыт, связи в руководстве, а теперь еще и повод начать борьбу

То, что рано или поздно нижегородское руководство «Правого дела» зачистит руководящие органы отделения от «посторонних», было понятно еще полгода назад. Нижегородское отделение СПС скончалось еще до того, как эта партия перестала существовать, а демократы у нас, если и попадали в какую кампанию, выше ролей статистов не прыгали. Поэтому бодрые предприниматели из «Деловой России» не могли их расценивать как полноценных пассажиров. Политически верно было бы избавляться от балласта позд­нее и более аргументированно, а не через несколько месяцев после создания отделения и так грубо.

Последствия зачистки регионального политсовета от представителей СПС и демократов 30 июня, которых там и так было меньшинство, не заставили себя ждать. Тем более что балласт не всегда так молчалив, как хочется сбрасывающему. Федеральный политсовет уже 18 июля «с тревогой и озабоченностью» рассмотрел решения нижегородской конференции, счел их «недопустимыми» и, воспользовавшись уставом, отменил. После этого родилось строгое письмо с подписью руководителя исполкома партии Андрея Дунаева, которое было разослано в региональные отделения с целью предостеречь местных лидеров от опрометчивых шагов. «В случае возникновения каких-либо спорных ситуаций предлагаю не заниматься «кулуарщиной», а незамедлительно выносить их на суд исполнительного комитета, федерального политсовета партии», — цитируют СМИ текст письма. То есть о том, что в нижегородском отделении начался «зуд», стало известно во всех регионах, где партия имеет отделения. К тому же, письмо просочилось к журналистам. Зачем партии такая огласка?

Официально центральное руководство держит нижегородское отделение на хорошем счету — самостоятельные акции, инициативы, громкие заявления. Однако что происходит в реальности? Партию больше интересуют реальные достижения — места в представительских органах власти, собственные фракции и депутатские группы, хорошие проценты голосов избирателей. Нижегородскому отделению «Правого дела» об этом пока можно только мечтать, политологи и аналитики не дают «правым» шансов. И особой ноткой в их словах звучат слова об отсутствии политического опыта у лидера Дениса Лабузы. И вот один из первых реальных политических шагов оказался просчетом. Партийное руководство в тревоге и озабоченности. Лабуза теперь наверняка получит ярлык «радикала». Не помешает ли он ему, например, когда между регионами будут распределяться какие-то квоты на попадание их представителей куда бы то ни было?

Кстати, это не последнее возможное последствие ситуации, с которой, как с трамплина, опять вылетел из состояния политического забвения бывший активист СПС, экс-депутат Государственной думы Александр Котюсов. Он катапультировался в качестве балласта из политсовета, показав свое несогласие с действиями Лабузы. Разумеется, решение центрального политсовета вернуло его обратно. Но теперь лидеру НРО «Правого дела» придется жить с мыслью, что у него под боком есть человек, у которого есть амбиции, более богатый выборный и политический опыт, связи в руководстве, а теперь еще и повод начать борьбу. И анонсированный приезд председателя комиссии федерального политического совета по внутрипартийным спорам Эдуарда Воробьева, который должен рассмотреть сложившуюся ситуацию на месте и сделать выводы о действиях Лабузы, звучит как сигнал. Генерал Воробьев, бывший член фракции СПС в Госдуме, работал в нижней палате российского парламента одновременно с Александром Котюсовым. А если он сочтет резонанс произошедшего слишком громким?

Настораживает и то, что Лабуза не смог дать политическое объяснение происходящему. Ведь, кроме обвинений в бездействии, можно же было что-то предъявить «балласту». Пока лидер нижегородских «правых» лишь опроверг появившуюся информацию о сложении с себя полномочий руководителя НРО партии.

Словом, вот так, одним движением разжечь внутрипартийный скандал, дать всплыть почти конкуренту и поставить себя под удар — редкая политическая неудача. Ясно, что лобби «Деловой России» в «Правом деле» тоже не самое слабое, но в межличностном соревновании это мало поможет. А теперь все видят, что в товарищах согласья нет. И это накануне выборного года. Так как пока непонятны дальнейшие шаги партийного руководства, которое то ли просто погрозит пальчиком, то ли выпорет, несогласные могут просто отойти от дел. Ведь и заявления о том, что «балласт» не желает работать на благо партии, появились, наверняка, после того, как активисты бывшего СПС и демократы изобразили несогласие.

Хорошо, если на этом внутрипартийные разбирательства закончатся и в ходе переговоров будет достигнуто какое-то соглашение. Продолжение сражений может разрушить хрупкие надежды на результат. Так как после всех внутренних передряг уже сгруппировались перед выборным рывком в 2010 году и «единороссы», и «справороссы». А «правые», похоже, только входят во вкус.


комментарии экспертов АПН-НН

«Ничего, кроме бури в стакане»

Сергей Кочеров, политолог

Мне трудно сказать, останется ли Лабуза руководителем нижегородского отделения «Правого дела» после решения федерального политсовета партии или его сместят с этой должности. Насколько я понимаю, пока не много желающих занять эту должность, потому что «Правое дело» — это партия во многом умозрительная, она пока еще ничего не выиграла.

По последним сообщениям, например, «Правое дело» отказалось от участия в выборах в московскую городскую думу. Так что, на мой взгляд, разбрасываться такими кадрами, как Лабуза, для этой партии достаточно проблематично, но в то же время, возможно, всему виной некие интриги и кто-то из лидеров этой партии в Москве хочет видеть на посту нижегородского руководителя другую кандидатуру. В этом случае отмена решения — это хороший предлог для переизбрания Лабузы. Но как правило, такие переизбрания приводят к тому, что от региональных организаций откалываются люди, которых и так не так много, поэтому ничего, кроме бури в стакане, из этого выйти не может.

Для многих сторонников «правых» взглядов — потенциальных членов новой партии — кандидатура Дениса Лабузы не была однозначной и определенной

Центральная организация партии просто окажется перед дилеммой. То есть необходимо будет определить, что для нее важнее, — сохранить нижегородское «Правое дело» в том виде, в котором оно существует, с руководителем в лице Лабузы, или искать нового лидера НРО. Если у них есть на примете новый руководитель, который может успешно заменить Лабузу без потерь в кадровом составе, то флаг им в руки, если нет — то в таком случае это будет просто глупостью.

Партийные организации — это достаточно хрупкие союзы, тем более если речь идет о неправящей партии. Поэтому раз амбиции людей не удовлетворены и после того, как они эту организацию создали, им еще указывают, кого избирать, а кого не избирать, то, исходя из той практики, которая известна мне, такая организация вполне может просто прекратить своё существование. С другой стороны, все зависит от того, насколько крепко Лабуза держит контроль над членами организации. Если он был изначальным лидером, если люди были собраны Лабузой, если он самый яркий из них, то в таком случае его устранение и замена на кого-то другого не может не привести организацию как минимум к расколу.

В этой связи возникает вопрос — а следует ли вообще центру вмешиваться в такие дела? Если, конечно, Лабуза ничего криминального не совершил, если никого, по большому счету, не подставил, то, в принципе, есть же все-таки правила у региональных организаций определять, кто будет входить в руководящий состав. Если «Правое дело» уже на этом этапе начинает из Москвы определять, кто будет руководителем в регионах, то в таком случае можно прочить сему партпроекту недолгую жизнь.

Перспективы участия этой партии в выборах очень слабые. Она создавалась как умозрительный проект Кремля, который на определенном этапе решил, что нужны подконтрольные «правые», но сейчас надобность в них фактически отпала. И поэтому, думаю, никакой обещанной поддержки они не получат и в регионах будут избираться на свой страх и риск.

И вернусь к началу. То, что московская организация «Правого дела» снялась с выборов, — достаточно тревожный симптом, ведь партия на то и существует, чтобы участвовать в выборах. А если она отказывается от них — значит, признает свою политическую несостоятельность.

«Можно говорить об умеренном оптимизме»

Андрей Дахин, политолог

Думаю, кадровые вопросы будут решаться внутри партии. В целом же эта ситуация еще раз показывает: внутрипартийный процесс принятия решений — достаточно сложная процедура, которая состоит из нескольких, иногда даже конкурирующих между собой центров влияний или мнений, из которых окончательное решение или видение какого-то вопроса формируется при более активном участии федерального центра.

Но региональный голос определенную роль все-таки тоже играет, поэтому, я думаю, в данной ситуации можно говорить, что какое-то время будет вестись внутрипартийный анализ ситуации или, может быть, просто тихая дискуссия. Опять же внутри. А вот каковы соотношения веса регионального мнения и федерального мнения — мы сможем увидеть, когда будет известен её результат.

Что касается того, не повредит ли смена регионального руководителя (если она случится) позициям «Правого дела» в Нижегородской области и не ослабит ли их, то это надо сначала посмотреть, каковой окажется итоговая конечная реакция федерального центра, и только потом можно будет как-то оценивать последствия.

Кстати, перспективы участия «Правого дела» в выборах в Нижегородской области вполне неплохие. То есть эта партия всегда на виду — их видно, лидеры партии настолько, насколько они могут, её позиционируют и продвигают в нашем регионе. Поэтому мне кажется, что, глядя на развитие этой партии, можно говорить об умеренном оптимизме, в том числе и при участии в выборах.

Теоретически «праводелы» могут получить места и в городских думах, и в земских собраниях, но будущее прокажет, что будет на практике. Потому что «Правое дело» — достаточно молодая партия, и эти вертикальные внутрипартийные отношения, которые есть, в общем-то, и в других партиях, строятся достаточно сложно, поэтому все зависит от того, насколько действенно и активно партия будет готовиться к местным выборам. Еще раз повторюсь — теоретически шансы у них есть.

«Не надо было обижать людей»

Дмитрий Скворцов, политолог

Положение главы нижегородского «Правого дела» Дениса Ивановича Лабузы серьезно пошатнулось, но делать прогнозы о том, сохранит ли он за собой пост руководителя регионального отделения партии — дело неблагодарное.

Лабуза попытался выстроить работу партии — по определению организации открытой — как в некоем небольшом, некоммерческом партнерстве, где собираются коллеги по бизнесу или по общественным интересам, которые они готовы вместе защищать.

Поскольку федеральная партия пред­усматривает достаточно открытые процедуры работы со сторонниками и «правые» партии всегда отличались большим демократизмом в выдвижении руководящих органов, то такое изменении практики на региональном уровне (притом что у наших «правых» достаточно большие традиции работы) и вызвало извест­ную реакцию.

Вторая половина проблемы заключается в том, что Денису Ивановичу не надо было обижать людей, которые на данный момент, может быть, и не являются активистами новой «правой» партии, но имеют большой вес не только в руководящих структурах этой партии, но и в структурах, которые у нас курируют партийную деятельность в Администрации президента. Это была его явная тактическая ошибка.

В принципе, человек может исправиться, попробовать договориться, ведь дело не только в изменении состава политсовета — там еще было и столкновение позиций. Не знаю, все ли оппоненты Лабузы готовы пойти на мировую, но думаю, в принципе, база для соглашения еще какая-то остается. Не исключен и другой расклад с кадровыми изменениями, тем более что для многих сторонников «правых» взглядов — потенциальных членов новой партии — кандидатура Дениса Ивановича не была однозначной и определенной. Возможно, были варианты, и не исключено, что они могут вернуться.

«Правому делу» уже нанесен имиджевый ущерб, а дальнейшие действия либо минимизируют этот ущерб, либо усугубят его. А когда ошибки совершаются, а потом ради чести мундира защищаются до последнего — это как раз и идет имиджу партии в минус, поэтому все будет зависеть от того, как будут разворачиваться события дальше.

Что касается перспектив участия «Правого дела» в выборах, то при нынешних раскладах я с большим сомнением отношусь к тому, что партии удастся завоевать сколько-то мест по партийному списку. Однако я не исключаю, что её сторонники могут пройти по одномандатным округам, потому что среди них были люди, которые у нас избирались, и люди, которые если и не избирались, то вполне могли бы быть избранными. Поэтому такой вариант развития событий не исключен.

Партия «Правое дело» на федеральном уровне, и как мы видим, на региональном, не заработала пока такой авторитет, который сработал бы в пользу ее кандидатов на выборах. Именно поэтому я сомневаюсь, что они наберут достаточное количество голосов, чтобы провести хотя бы несколько депутатов, что в городскую думу, что в Законодательное собрание.

Но потенциал есть. «Правые» — это не просто люди, которые готовы прийти проголосовать, но те, кто может выставить свою кандидатуру, собрать деньги на выборы разного уровня, а некоторые из них ещё и имеют опыт политической борьбы и знают, как выборы организовывать. Таким образом, шансы у «праводелов» вполне могут быть.

Юлия Сухонина