09-08-24

Культурный слой

Кельтская «Радость»

Сегодня в стране довольно много коллективов, играющих кельтский фолк. В Нижнем их как минимум четыре. Квинтет «Ахэс» («радость» по-ирландски) из них, пожалуй, самый востребованный. И это несмотря на то, что этому составу всего год исполнился. Только что вышел дебютный альбом, только что прошла презентация релиза. Лидер «Ахэса» Надежда Рыбакова — в музыке не новичок, пела сольно, участвовала в различных фолк-командах. В «Ахэсе» она играет на дудочках, дарбуке и кельтской арфе. «Что выделяет «Ахэс» в кельтской тусовке?» — спросил я. «Мы самые молодые, и единственные из всех — бескомпромиссно акустический состав. В короткий срок сделали столько, что уже приобрели завистников, — ответила Надежда. — Если говорить о художественной стороне вопроса, то мы отличаемся тщательностью в подборе материала и вкусно его делаем. Не чураемся осваивать традицию, но при этом она не довлеет над нами, а лишь расширяет музыкальный кругозор».

Позитив против отчаяния

— С чем связан бум на кельтский фолк в нашей стране? Причем я бы акцентировал внимание на том, что бум именно на кельтский фолк, а не на русский, что было бы, возможно, логичнее.

— Фолк-бум пошел на спад десять лет назад. Сейчас в теме остались те, кому просто прикольно в ней быть. Прелесть кельтского фолка в том, что он, как верно заметил один из корифеев этого жанра Владимир Лазерсон, «бытует». То есть живет своей жизнью, а не просто исполняется. В чистом исполнительстве нет ничего дурного, но это другой подход.

Сейчас к этому пласту культуры обращаются те, кто не нашел для себя ничего подходящего в современной музыке. «Кельтик» перестал быть моден, и теперь его любят по-настоящему, без ложного фанатизма — наряду с прочей хорошей музыкой. Почему не русский фолк? Как можно любить то, чем пичкают с детского садика, словно манной кашей? Оно же не живое…

— Ты о «Калинке-малинке»?

— Примерно о ней. Настоящий фольклор доступен только студентам профильных ВУЗов. В нем и правда много интересного, но об этом почти никто не знает. «Лубочный» русский фольклор, дискредитированный масскультом, давно не трогает ничье воображение. А у настоящей живой, «живущей» музыки — все шансы обрести своего слушателя. И самое главное — кельтский фолк несет в себе мощный заряд позитива. Тем и привлекателен. Для сравнения: в России — «степь-тоска» либо псевдовеселая истерика от отчаяния. У меня самой, кстати, красный диплом по русскому фольклору, и от природы «белый» голос. Но это не повод создавать «русский народный» коллектив.

— Давай поговорим о том, как родилась группа? Что стало толчком?

— Мы познакомились с Машей Монаковой, у нее был бойран, и она занималась кельтскими танцами, у меня имелись флейта, кельтская арфа и опыт музицирования. По объявлению нашли гитариста, он вообще «металлист», до нас фолк не слушал, а сейчас играет в ирландском строе. Потом втянули в нашу затею мужа знакомой — Андрея Малкина — играть на мандолине, следом нашли скрипача Илью Куимова, у него за плечами консерватория. Тем временем я сама освоила три новых инструмента, изучила основы концертного менеджмента. Кроме того, у меня «конса» по звукорежиссуре. Так и получился «Ахэс». Этап ученичества и дрожащих на сцене коленок уже прошел. Приходит ощущение естественности бытия перед публикой с инструментом в руках. И это самый большой кайф.

— После прослушивания вашего дебютного альбома складывается ощущение, что вы живёте в пещере с хоббитами, целыми днями пьете «гиннесс» и танцуете у костра джигу. Все так?

— Я вот вообще не пью, потому что за рулем — главный извозчик нашего стаффа. Остальные могут иногда пивка, ага. Пещера у нас имеется, хрущевской постройки — моя квартира, тут и репетируем. Если серьезно, все мы живем нормальной жизнью с ее нормальными проблемами. Реалисты. Не хоббиты-ролевики. Кто-то более, кто-то менее благополучен, но я борюсь с вмешательством личных проблем в общее дело. Просто стараюсь дать коллегам возможность заработать нашим делом и помогаю, чем могу.

Сильное женское начало

— Я тебя знал как исполнителя авторской песни. Почему ты не солируешь в «Ахэсе»? И появятся ли авторские вещи?

— Нет, формат «Ахэса» изначально замышлялся как традишнл, авторских песен здесь не будет, особенно на русском, если только что-то в шутку споем. Сольно я вообще в банде не пою. У меня со времен моих авторских проектов — «Сбора Трав» и «Частностей» — многое в жизни произошло, я до сих пор не могу себя переломать, чтобы запеть хоть на каком-то языке.

— Насколько я понимаю предмет, кельтский фолк можно играть, как Clannad, то есть с обволакивающим звуком, а можно по-панковски угарно — как The Pogues. Стоит ли ожидать от «Ахэса» изменений в звучании в ту или иную сторону?

— Мой друг Ди Курцман из питерских The Dartz как-то сказал мне, что мы — «кланнедообразная группа». Это немного упрощенная классификация, но у нас сильно чувствуется женское начало. И еще я люблю роскошные аранжировки — с красивостями, с распределением по тесситурам, с яркими разнообразными тембрами. И отстаиваю подобный подход. Хотя на концертах мы жжем так, что мало не кажется никому. Но в отличие от панков на идеальном звуке.

— Как находите песни для исполнения? Снимаете их с дисков?

— Подслушиваем. Снимаем. Вычитываем в нотных сборниках.

— Про ирландский язык говорят — язык сломаешь? У вас не ломается?

— А где ты слышал, что бы мы на ирландском пели? Вполне себе инглиш. Маша, закончила иняз, английский — ее профессия. Ирландское у нас только название, и даже это — условность. Музыку-то играем разную. Иногда даже балуемся чешскими, галисийскими и еврейскими песнями.

— Даже еврейские?!

— Мы на свой день рождения подшутили над публикой: вышли и сказали — меняем формат. В новом сезоне вы-де услышите совсем новый «Ахэс». И спели «Хава Нагила». Народ взревел от восторга. Теперь придется петь: нас, наверное, со сцены не отпустят без нее. Хотя это ведь так естественно — играть музыку, которая нравится. Есть ли разница, какого она этноса.

— С вами на концертах выступают танцоры. Как образовался подобный союз?

— Танцоры — наши родные, из Машиной школы ирландского танца «Шинах». Они были нашей первой публикой и остаются самыми преданными слушателями. С постановочными танцами они выступают редко, только на больших фестивалях. Обычно приходят просто оторваться, поплясать вволю. Им свое мастерство больше негде показать. Ну, и иногда Маша танцует с нами степ одна. Это перкуссионный элемент, хорош вместо бойрана. И в небольших залах, где хорошо слышно «каблуки», мы используем такой прием.

Дружба с арфой

— Кельтская арфа в наших широтах редкий зверь. Как она очутилась в твоих руках?

— Ой, только не жди от меня романтической истории знакомства с арфой (смеется). Лет семь назад узнала про этот инструмент. Даже не помню, как. И тогда же познакомилась с питерским мастером, который их изготавливал. Заказала у него экспериментальный образец, совсем недорого. Мне тогда показалось, что будет прикольно аккомпанировать своим песням не на гитаре, а на арфе. Полгода назад продала ту первую малышку и купила в Америке другую, побольше. Арфа — инструмент для кельтики необязательный, но считается одним из символов Ирландии. У «ирландки» и звук красив, и внешний вид. Но она непроста в освоении. Дружить с ней я начинаю только сейчас. В апреле познакомилась с замечательным арфистом Элизбаром, он из Венгрии, иногда приезжает в Нижний с концертами, и я беру у него уроки. До этого были самостоятельные занятия, благодаря чему я испортила постановку рук.

— Почему выступаете в оранжевом? А тебя я вообще видел в клоунском парике?

— Так мы выступали весь год. А сейчас у нас вообще костюмы зеленые. Просто любим эти цвета, к тому же они присутствуют в ирландском флаге. А в парике я выступала однажды — на фестивале в честь кельтского праздника Самайн, когда принято рядиться кто во что горазд.

— Думаю, для широкого круга кельтский фолк — это прежде всего группа «Мельница», которую крутят по радио. Каково твое отношение к фолк-року?

— Хорошее, если за ним стоит талантливая харизматичная личность. Я даже помогаю классной питерской фолк-рок-группе The Dartz с концертами в Нижнем. С Хелависой из «Мельницы» иногда переписываюсь по арфовым делам, кроме того люблю аутентичные проекты с ее участием — к примеру, Clann Lir. Саму «Мельницу» тоже иногда слушаю.

— Уютно ли играть кельтский фолк в Нижнем?

— Играть кельтский фолк здесь, наверное, прикольно, если не делать это своей работой. Для большинства из нас это хобби, которым мы занимаемся с профессиональным подходом. Разумеется, инфраструктуры в городе никакой нет, все приходится организовывать и выдумывать самим. Мы умудряемся существовать на самоокупаемости, то есть сами делаем рекламу и имеем гонорары со входа. «Влетных» мероприятий не было, но свой черный список мест и хозяев, с которыми нельзя иметь дело, появился. В итоге выбрали для себя несколько заведений с приличной кухней, хорошим обслуживанием и удобными залами — там и проводим регулярно свои вечеринки.

— Узнав, что альбом «Ахэса» выложен на «нижегородском кольце» для бесплатного скачивания, ты всполошилась. Тебя беспокоит здешнее пиратство? Задаю этот вопрос потому, что сейчас слышно много голосов за то, чтобы отменить авторское право.

— Меня беспокоит пиратство. Точнее, беспокоит отсутствие понимания у публики, что нужно платить небольшую мзду за тот гигантский труд, который музыканты вкладывают в свое дело. Потому что если не платить, то ничего и не будет, кроме оголтелой самодеятельности. Альбомов не будет, концертов с хорошим звуком не будет, солистов хороших в ансамблях не будет. Да и меня не будет в этом бизнесе: ведь если я не верну себе ту сумму, которую недавно вложила в наше развитие, повторной инвестиции не случится и не состоится какой-то важный и интересный проект. Это на Западе можно пищать об отмене авторского права. Там менталитет другой. Люди приучены платить, поскольку все на этом повязаны. А у нас авторского права еще и не было, чтобы отменять его. Альбом наш, кстати, с «кольца» по моему требованию убрали. Залью туда демо-материалы, пусть висят, но это будут избранные композиции.

— По твоим ответам сложилось мнение, что администратор ты жесткий — и по отношению к своим музыкантам, и по отношению с арт-менеджерами клубов. С тобой не забалуешь. Это черта характера или приходится себя заставлять быть такой?

— Народная мудрость гласит: чтобы женщину оценили хотя бы наполовину, ей нужно быть вдвое лучше. К счастью, нам это несложно (хитро улыбается). Жесткость в делах — неизбежна, если хочешь чего-то добиться, защитить себя и свое дело. Но эта жесткость у меня — в первую очередь по отношению к себе. И только во вторую — это нетерпимость к разгильдяйству, непорядочности, непрофессионализму. В остальном я — незаменимый товарищ и партнер, готова отстаивать общие интересы. Никогда не нападаю первой, не генерирую конфликтные ситуации. Взаимностью на нападение — могу ответить, да.

Виктор Деменев