09-09-07

Политика

Кто в Дзержинске хозяин

или Отложенная порка

Известно, что дзержинское городское отделение «Единой России» долгое время находится в черном списке у областного партийного начальства. И вот выяснилось, как региональная партийная верхушка решила наказать местных «единороссов». Что стояло во главе угла действий регионалов: восстановить справедливость, вернуть статус-кво или показать, кто в доме хозяин?

Виктор ДЕМЕНЕВ: Областной политсовет «Единой России» допустил в своих действиях одну грубую ошибку и одну вынужденную. Не надо было в один и тот же момент сообщать, что результаты воротынской партийной конференции отменяются, а дзержинской — нет. Понятно, что в каждом отделении своя ситуация, где-то нарушения серьезнее, но у наблюдателей и экспертов всегда остается мнение. Помните? Что дозволено Юпитеру — то не дозволено быку. Если бы областная партийная власть разбирала только ситуацию в Дзержинске, то публика говорила бы, что мэра Виктора Портнова «высекли», а теперь чуть ли не все считают, что Виктору Валентиновичу высказали слишком много уважения.

Вторая ошибка вынужденная. И тут надо вернуться в историю вопроса. Несколько месяцев назад в местном отделении дзержинской «Единой России» провели, образно говоря, дополнительную эмиссию акций. В местный политсовет провели ряд людей из жилищно-коммунального комплекса. Тем самым мэр Дзержинска показал, что за год-полтора до выборов происходит серьезное изменение расклада сил. Дело в том, что ранее в политсовете главную роль играли спонсоры прошедшей выборной кампании Виктора Портнова в 2005 году. А тут делегировали спонсоров следующей выборной кампании, которые пригодятся в 2010 году. В отношении бывших спонсоров мэр Портнов поступил дифференцированно: Галину Савченкову убрали из местного политсовета, Артамонова ослабили в политическом смысле, окружив коммунальщиками. Если бы речь шла о восстановлении справедливости, то областной политсовет должен был вернуть Савченкову в местный партийный штаб. Но видимо, это было невозможно в рамках выбранного способа действий.

Юлия СУХОНИНА: Чувствуется, что рамки для решения вопроса были сильно заужены: с одной стороны — интересы нескольких заинтересованных группировок, а с другой — попытки лидера региональных «единороссов» Александра Тимофеева играть дипломатично и по правилам с теми, кто уже забыл, что это такое. Региональное руководство партии отказалось выпороть дзержинский клан накануне выборов, так как времени до марта 2010 года слишком мало, а потерять второй по величине город в области только потому, что администрация «склеит ласты» — это большее поражение, чем временное политическое торжество мэра. Безусловно, признание конференции дзержинского отделения легитимной после нескольких месяцев подвешенного состояния и внутрипартийных разбирательств выглядит как победа Виктора Портнова, слабость регионалов и повод для местной партийной вечеринки.

Впрочем, при более пристальном рассмотрении результатов происходящего, делается понятно, что праздновать сторонникам мэра Дзержинска нечего. Регионалы ввели в политсовет дзержинского отделения своих людей, чем нарушили портновское большинство и, возможно, заложили бомбу медленного действия. Теперь в политсовете пахнет не столько коммунальщиками, сколько Нижним Новгородом и розгами. Невозвращение Галины Савченковой в политсовет партии говорит только об одном — это условие дзержинского клана во главе с Виктором Портновым.

В. Д.: Речь идет либо о восстановлении статус-кво в дзержинском отделении, либо о том, кто в партии решает все. С моей точки зрения, «Единой России» не до тонких материй. Поэтому речь шла о новом хозяине в партийной структуре Дзержинска. Другое дело, что это было сделано так, чтобы Виктор Портнов сохранил лицо. И я бы тоже отметил, что рекомендованный состав политсовета дзержинского отделения для главы города может быть даже хуже, чем домартовский. В том была Галина Савченкова, а в этом есть Виктор Сопин, Юрий Демин и ряд других личностей, которые без внешнего управления вряд ли оказались бы в политсовете. Я считаю, что у портновцев действительно не будет перевеса сил, если рекомендованный список будет проголосован на ближайшей конференции в Дзержинске. Туда введены люди, которые не будут ориентироваться на мэра Дзержинска, зато будут смотреть в сторону областного политсовета. С моей точки зрения, без розыгрыша карты Савченковой регионалы так и не сумели бы прижать Портнова. Мэр занял жесткую позицию по ней, но при этом не смог заблокировать Виктора Сопина и иже с ним.

Что дозволено Юпитеру — то не дозволено быку. Если бы областная партийная власть разбирала только ситуацию в Дзержинске, то публика бы говорила, что мэра Виктора Портнова «высекли», а теперь чуть ли не все считают, что Виктору Валентиновичу высказали слишком много уважения

Ю. С.: Да, есть женщины в русских селеньях. Галина Савченкова приняла на себя весь артиллерийский огонь дзержинской мэрии и при этом выстояла. В то же самое время мэру с тыла подогнали засадный полк, оккупировавший теперь городской политсовет. И Виктор Портнов, теряя опору, был вынужден это проглотить, ведь его условие — чтобы Галины Савченковой не было в ­политсовете — выполнено. Вообще, уникальный случай рождения новой политической фигуры в ходе партийных разногласий. У нее нет своей команды, она не попала обратно в политсовет. Но все это вряд ли является политическим поражением — ее теперь знают. А членство даже в региональном политсовете не гарантирует попадания в Законодательное собрание или в городскую думу Нижнего Новгорода. Поэтому нахождение в политсовете — чисто статусный вопрос. С другой стороны, иметь за своими плечами предприятие, успешно работающее в кризисное время, может быть, и посильнее внутрипартийного статуса. Так же как и быть ночным кошмаром действующего мэра, которому, конечно, виднее, кого стоит опасаться. Кроме того, в партии признают, что Савченкова немало сделала для становления дзержинского отделения, и у партийного регионального начальства о ней положительное мнение. Словом, как-то все очень смахивает на многоходовую схему: отвлечь мэра на борьбу с конкурентом и в итоге ослабить его. И как говорится, ищите женщину.

В. Д.: После всего этого вторую дополнительную эмиссию акций провел региональный политсовет «Единой России», выбивая клин клином. Растворили они «главного казначея» Артамонова и «серого кардинала» Воронина в расширенном составе местного политсовета. А что дальше? Зачем все это делается? Можно предположить несколько вариантов развития событий. Первый и мягкий вариант состоит в том, что партию отделяют от Портнова де-факто, а не только де-юре. Когда-то мне говорили, что мэр Дзержинска еще раньше отошел от ручного управления местной «Единой Россией». Видимо, тогда речь шла о прямом управлении, а не опосредованном — через Сергея Клейменова, который является вообще-то заместителем мэра. «Единая Россия» становится контролером исполнительной власти? Но для этого нужно поставить такого секретаря политсовета, который будет ориентироваться не столько на Виктора Портнова, сколько на лидера нижегородских «единороссов» Александра Тимофеева.

Второй и жесткий вариант состоит в том, чтобы в несколько этапов оттеснить мэра Дзержинска от реальных рычагов власти. Надо прямо сказать, что ни губернатора Нижегородской области, ни часть нижегородской элиты не устраивает то, что Дзержинск по сравнению с Нижним Новгородом имеет бледный вид. Есть попытки позиционировать Арзамас как второй центр Нижегородской области, но там нет нужных масштабов. Зато в советские времена положение было несколько иным: за счет так называемого московского снабжения между Горьким и Дзержинском была некая конкуренция. В этом контексте Виктор Портнов не оправдал надежд?

Ю. С.: В регионе работает целая плеяда неэффективных глав территорий, и с ними не происходит ничего подобного. Поэтому я не склонна искать какие-то экономические истоки дзержинской истории. Есть ощущение, что ее корни именно в политике. Если дзержинские городские власти думали, что смогут так же потягаться с региональным руководством партии по ряду вопросов, как нижегородский мэр Вадим Булавинов, то они ошиблись весовой категорией. К тому же, в руководстве регионального отделения произошли перемены, и Сергея Некрасова сменил человек, склонный вникать в ситуации на местах и возвращать излишне суверенных товарищей в лоно партии. К тому же действительно процесс партийного контроля над территориями стал воплощаться в реальность. А в ходе изменения схемы избрания органов местного самоуправления любые подзатыльники сверху обещают проблемы. Раз уж в городе теперь не один центр влияния, то, как знать, куда будут смотреть новый секретарь городского отделения, политсовет и депутаты? А они, к сожалению, не все являются особо приближенными или родственниками.

В. Д.: Понятно, что в Дзержинске многие смотрели на происходящее в свете дуэли Портнова и Савченковой. И я думаю, что тут нет ни победивших, ни проигравших: мэр политически ослаблен, а депутат не попала в политсовет. И мне кажется, что политсовет не будет той площадкой, где будут решаться важные вопросы власти. В нем существующие группировки будут просто вязать друг друга по рукам и ногам и более ничего. Важно не просто «состоять», а вести свою игру, выработать свою повестку дня. И собирать под эту игру команду. Поэтому шоу продолжается, несмотря ни на что.

Ю. С.: В следующем году система МСУ в Дзержинске претерпит изменения. Кому и что пообещают — это большой вопрос, но расслабляться игрокам точно не стоит. Городская элита не скрывает, что пора отдать город промышленникам, а не офицерам. Все ссылки городских властей на губернаторскую любовь сейчас кажутся наивными, так как глава региона слишком занят экономической ситуацией в регионе, а обеспечение стабильности и правильных результатов на выборах он, скорее всего, поручит именно партии. А в партии подходы сменились и артиллерийские приемы уже не в моде. Так же, как и игры в суверенитет, раскол элиты и прочая вольница. Поэтому я не исключаю, что настоящая партийная порка просто отложена.

Что дозволено Юпитеру — то не дозволено быку. Если бы областная партийная власть разбирала только ситуацию в Дзержинске, то публика бы говорила, что мэра Виктора Портнова «высекли», а теперь чуть ли не все считают, что Виктору Валентиновичу высказали слишком много уважения

Виктор Деменев, Юлия Сухонина