09-09-07

Общество

Семь дней — на воде и аскорбинке

Они подняли всю страну, но не достучались до местных чиновников

Завтра, на следующий день после выхода номера, группа голодавших актеров нижегородского ТЮЗа даст пресс-конференцию и расскажет, чем закончилась беспрецедентная акция протеста, которую в течение недели обсуждали множество российских электронных СМИ и представительства самых влиятельных радиостанций мира — «Би Би Си» и «Радио Свобода». Уроки демократии, которые все мы получили в эти дни, будут осмысливаться еще долго.

В среду по требованию врачей и просьбе присоединившейся к ним комиссии СТД из Москвы голодовка была прекращена. К этому времени число голодавших выросло с 13 до 24 человек, в абсолютно жесткую непримиримую голодовку вошел народный артист России Леонид Ремнев. Те, кому по медицинским показаниям запретили участвовать в акции, день и ночь находились в театре, поддерживая ослабленных коллег. 1 сентября увезли в больницу заслуженного артиста России Евгения Калабанова: стало плохо с сердцем. «Скорую» пришлось вызвать и для актрисы Анастасии Ковалив. «Приехал врач и сказал, что госпитализировать бесполезно, надо есть, иначе начнутся необратимые изменения (сказал: запах ацетона, распад тканей), если уже не начались. И это касается не только ее одной», — сообщили голодающие в своем блоге в «Живом Журнале».

Они голодали — не символически, а по-настоящему, держась на одной воде и аскорбинке — ровно семь дней.

Сегодня ясно: как бы ни сложились дальше обстоятельства, они добились главного — благодаря этой горстке людей многие поверили в неуничтожимость человеческого достоинства, совести и солидарности.

Собрано более полутора тысяч подписей в поддержку протестующих актеров, а звонки и электронные письма продолжают поступать со всех концов, нет, не только России уже, но и из зарубежных стран — Германии, Австрии, Украины, Голландии. Интернет переполнен прямыми обращениями к губернатору области Валерию Шанцеву. Открытые письма на его имя прислали творческие организации, дирекции театральных фестивалей для детей и юношества, в которых участвовал наш ТЮЗ в последние два-три года, известные театральные деятели во главе с председателем творческого Союза, народным артистом России Александром Калягиным. Многонациональная группа Общества друзей российской культуры из Голландии в своем открытом письме написала: «Мы взываем ко всему лучшему, что есть в Вас: вверенной Вам властью разрешить ситуацию и позволить людям, которые любят свою профессию больше жизни, работать и делать театр — именно такими людьми, как эти актеры, сильна Россия».

Жаль, мы никогда не узнаем, прочитал ли все эти, адресованные ему лично, слова Валерий Павлинович. Актеры, не получившие доступа к первому руководителю области, на шестой день голодовки отправили ему второе письмо. Вечером они увидели губернатора в прямом эфире ННТВ и с изумлением узнали, что у них «так себя вести оснований нет», зато есть большие проблемы — потому что, оказывается, «за последние два-три года репертуар детских спектаклей в театре резко сократился: их было двадцать четыре, а осталось два, а вся работа, по сути дела, была построена на гастрольных поездках».

Совершившие очевидную кадровую ошибку подчиненные в аппарате губернатора, похоже, предприняли все, чтобы задним числом обосновать свои неумелые и разрушительные действия, приведшие к катастрофе. Но оценки уже прозвучали.

«Губернатор озвучил информацию, прямо противоположную тому, что происходит, — сообщила корреспонденту интернет-представительства глав регионов «Клуб регионов» заслуженная артистка России, актриса ТЮЗа Елена Фирстова. — Нас дискредитируют в СМИ, и директор департамента культуры, вероятно, дает абсолютно лживую информацию про нас».

«Актеры Нижегородского ТЮЗа, которые избрали в качестве меры воздействия на власти голодовку, стали заложниками непрофессиональной кадровой политики регионального департамента культуры в отношении руководства в ТЮЗе, — заявила нижегородский журналист и драматург Нина Прибутковская в ходе «круглого стола», срочно собранного по поводу по ситуации в ТЮЗе 31 августа в Центре современного искусства. — Актеры не должны продираться к уху власти через голодовку».

Накануне, в субботу, директор департамента Михаил Грошев, наконец, приехал в ТЮЗ, чтобы встретиться с голодающими. Они говорили, он слушал. Когда одна из молодых актрис не выдержала и заплакала, сказал: «Вы актеры — вы меня убедили».

В понедельник, 31 августа, произошла встреча двух несогласных сторон в кабинете Михаила Грошева. Журналистов и независимых экспертов на встречу не пустили. Вообще, с такого уровня информационной блокадой и дезы я в своей журналисткой работе встречалась только однажды — в 1988 году, когда на улицы украинских шахтерских городов Горловки и Донецка вышли бастующие шахтеры, впервые в новейшей истории.

Но в 1988-м не было интернета. Все семь дней голодовки буквально в режиме реального времени любой житель планеты Земля мог, набрав в поисковике слова «ТЮЗ голодовка», попасть на специальный блог участников акции и увидеть все собственными глазами: как приезжают и осматривают голодающих врачи, как под окнами гримерок выступают сочувствующие музыканты и артисты театра «ZOOпарк». Как, слушая музыку, плачут молодые зрители. Вообще, столько молодых умных лиц и переполненный молодыми родителями с детьми большой зал ТЮЗ видит только в последние два-три года. То есть как раз тогда, когда, по версии чиновников, число детских спектаклей сократилось, молодежь в театр не ходит, а коллектив вообще занимается исключительно коммерческими гастролями.

За время голодовки территория возле ТЮЗа стала уникальной концертной площадкой, стянув сюда все лучшее, что сеть в городе. Милиция попросила убрать плакаты и палатку, в которой расположились поддерживающие актеров молодые зрители. Их вежливо попросили не устраивать митингов — они отказались от слова. Но зазвучала музыка. В том числе из спектакля «Король Лир», судьба которого оказалась теперь, в связи с новыми кадровыми назначениями, под вопросом. А еще — они создали свое неподцензурное пространство в интернете. Именно там, в сети «вконтакте», например, можно услышать и фонограмму того, как председатель Нижегородского отделения Союза театральных деятелей РФ Александр Мишин «прессует» участников голодовки в кабинете директора департамента, прибегая к своеобразной лексике:«Щербак и Кокорин (Сергей Щербаков, бывший до М.М. Грошева директором департамента, и Вячеслав Кокорин, бывший худрук ТЮЗа. — Прим. ред.) смылись, ваши гениальные замыслы рухнули. Я хочу вас предупредить — есть только три варианта: первый — вы прекращаете голодовку и работаете с Симакиным; второй — если не согласны, пишете заявление и покидаете театр; и третий — я собираю мужей города, народных и заслуженных, театральную общественность, иду к Шанцеву и требую распустить театр. И набираем новую труппу!»

Что же в сухом остатке? После совещания с обеими сторонами конфликта в театре председатель комиссии СТД, первый заместитель председателя Союза театральных деятелей РФ Евгений Стеблов сказал, что комиссия будет встречаться с администрацией и постарается убедить чиновников в своей правоте. «Дело даже не в Симакине, — сказал он, — а в том, что внедрен сомнительный эксперимент с введением должности заместителя директора по художественной части», — заявил Стеблов.

Сегодня принято решение путем консультаций с юристами решить конфликт в правовом поле: переписать текст коллективного договора, уточнить зоны влияния и должностные инструкции, закрепить автономию обеих групп — Симакина и Золотаря. Хотя логичнее было бы, конечно, властям признать допущенную ошибку и отозвать непродуманное кадровое назначение. Министерство культуры в случае с РАТИ так и проступило — Юрий Шерлинг был отозван с поста проектора через два дня после назначения. И ничего, министерство извинилось, лица никто не потерял, наоборот. Виктор Симакин в разговоре со мной на вопрос, не считает ли он, что самый достойный выход — ему самому заявить об уходе, сказал: «Я думал об этом. Но та часть труппы, что за меня, сказала, что тогда она объявит голодовку». Но почему бы не собрать театральную общественность в помощь режиссеру Симакину, чтобы поддержать его организационно и финансово и дать возможность работать с этой частью труппы, скажем, на площадке Дома актера? Начать с того, с чего начинал театр «ZOOпарк», например.

Актёры добились того, чтобы не работать с режиссером, которому они не верят ни как худруку, ни как человеку. Они хотели, чтобы их услышали властные структуры — а услышала вся страна и даже мир. Но, внедряя непродуманную и неустойчивую «новую» структуру руководства театром, Нижний Новгород сегодня закладывает еще одну мину замедленного действия. Уже сейчас работники постановочной части задают вопрос, на который нет ответа: «А нас как делить будут?»

А актеры уже в день прекращения голодовки приступили к репетициям: сезон должен начаться «Королем Лиром» — самым мощным, непростым и интеллектуально насыщенным нижегородским спектаклем последнего десятилетия. С моей точки зрения.


ps

В №94 «Новой газеты» в Нижнем Новгороде» от 28 августа 2009 года в статье «Актёры ТЮЗа решились на голодовку» содержалось высказывание, которое было воспринято некоторыми читателями как личное оскорбление. Мы приносим свои извинения. Хотим отметить, что данное высказывание представляет собой лишь не в меру эмоционально окрашенную реплику, а не характеристику, имевшую целью кого бы то ни было оскорбить или оклеветать.


Как со мной подрался председатель СТД

Когда я (на правах журналиста) после окончания встречи актеров с директором департамента спросила вышедшего первым из кабинета председателя Нижегородского отделения СТД Александра Мишина, какой выход ему видится в этой перегретой ситуации, Александр Иванович стал кричать: «Вы, Елена, собираете сплетни и слухи, как где скандал — там и вы! И газета ваша — собирает сплетни!». Не стесняясь присутствия актеров, сотрудников администрации, раскрытых дверей кабинетов, журналиста и оператора телеканала «Домашний», он довольно крепко схватил меня за руку и стал выворачивать руку с диктофоном. Дальше последовал диалог: «Александр Иванович, вы что, физическую силу будете применять? Вы отдаете себе отчет, что вы делаете?». — «А что вы мне диктофон тычите?!».

Елена Чернова,

театральный критик, лауреат театральной премии имени Александра Свободина «Хрустальное перо»

Елена Чернова