09-09-07

Политика

Школы бывают лишними

Миновало 1 сентября. Послушаешь нижегородских чиновников, работающих в сфере образования — все прекрасно. Режет ухо, правда, несколько раз упоминаемое слово «реорганизация». Но в парадных докладах все тревоги тонут в обилии прекрасных показателей. Между тем, вышеупомянутая реорганизация — это страшная вещь. И она показывает, что дела-то достаточно плохи.

В семи-восьми километрах от райцентра Красные Баки располагается поселок Зубилиха. Там есть средняя школа, которая в 2006 году была отмечена президентским грантом — в 1 млн рублей, и губернаторским грантом — в 100 тыс рублей в 2008 году. И вот, в 2009 году предполагается реорганизовать эту школу из десятилетней в восьмилетку, то есть в основную. Причина в том, что эта школа малокомплектная, то есть учеников в ней мало. Здание зубилихинской школы рассчитано на 120 детей, там работают пятнадцать учителей (четверо из них имеют высшую категорию, девять — первую категорию, двое —вторую категорию), а учеников с каждым годом становится все меньше и меньше. В 2004–2005 годах в ней обучались 85 детей, в 2005–2006 годах — 79, в 2006–2007 годах — 70… Сейчас на каждого учителя приходится только три ученика, а к 2013 году будет по два с половиной. А все потому, что в поселке Зубилиха развалилось сельскохозяйственное предприятие, и население в 500 человек теперь живет чем придется.

Образование у нас финансируется с недавних пор в подушевом варианте. В соответствии с законом Нижегородской области от 14 ноября 2005 года №153-3 «Об областном бюджете на 2009 год» и на плановый период 2010 и 2011 годов норматив бюджетного финансирования на общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, на одного ученика (2009 год) составляет 29 613 рублей в год. Официальные расчеты показывают, что содержание ученика в зубилихинской школе составляет аж 140 732 рублей на одного ученика в год. Альтернативные расчеты демонстрируют цифры в два раза меньшие, но в любом случае в разы превышают областной норматив бюджетного финансирования.

Краснобаковский район является глубоко дотационным, поэтому его бюджет не в состоянии покрыть разницу между нормативом и фактом финансирования. В результате учредитель общеобразовательного учреждения в Зубилихе, коим является администрация Краснобаковского района, дает соглашение на реорганизацию средней школы в основную. Следующий шаг понятен: ликвидация основной школы через пару лет, как это произошло с козловской основной школой в этом году. А министерство образования Нижегородской области скорбно разводит руками: это решение учредителя, а не наше. Все переживают, но все ни при чем. Орган местного самоуправления муниципального района ссылается на низкий норматив областного бюджета, министерство — на решение муниципалитета. Общие у них лишь ссылки на отсутствие средств как в областном, так и в местных бюджетах. Вот такая тупиковая ситуация.

Давайте посмотрим на потери, которые несет Зубилиха в результате реорганизации средней школы, которая неизбежно закончится ее скорой ликвидацией. Школа отлично оборудована. Там два компьютерных класса (мобильный и стационарный), которые приобретены на президентский грант, интерактивная доска, мультимедийные установки, в каждом учебном кабинете установлены экраны. Создана хорошая материальная база для спортивно-физкультурного обучения. Понятно, что муниципальные власти заберут это в краснобаковские школы. Но добротное двухэтажное здание не перевезешь в центр — оно будет заброшено.

Пятнадцать опытных учителей остаются без работы. Нет, их не выгоняют с работы. Просто финансирование год от года будет уменьшаться. А бесплатно никто работать не станет.

Поселок Зубилиха вот-вот газифицируют. Это может привлечь в поселок трудоспособные кадры. Но если в населенном пункте нет средней школы, то поедут ли в Зубилиху те, кто думает не только о своём сегодняшнем дне, но и о завтрашнем дне своих детей, в том числе будущих? Скорее всего, нет. Поэтому газификация Зубилихи — это в известной степени деньги на ветер. Одна рука областного правительства газифицирует Зубилиху, другая — ставит крест на школе, опираясь на решение учредителя. Несостыковочка получается.

Губернатор Валерий Шанцев любит повторять: без школы не будет и населенного пункта. Будем считать, что Валерий Павлинович не занимается популизмом, а говорит то, что думает. Тогда поселку Зубилиха по сути конец. И это не из-за того, что на школу в год не хотят давать 3,5 млн рублей из-за малокомплектности.

Ну, нет денег на сохранение поселка как такового, нет денег на 15 учителей, на двух­этажное здание, которое по кирпичику раздербанят мародеры. Заметим, что то же самое происходит в других населенных пунктах Краснобаковского района: реорганизуется кирилловская школа и ликвидируется козловская школа со всеми вытекающими отсюда последствиями. На совещании у вице-премьера РФ Сергея Иванова губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев сказал, что за счет реорганизации сферы образования сэкономлено примерно 600 млн рублей.

Зато есть деньги на строительство новых сельских школ, крупные суммы выделяются на поддержку молодых специалистов. Нет ли тут каких-либо противоречий? Пятнадцать опытных учителей из Зубилихи никому не нужны, а новых специалистов, которые еще неизвестно как себя покажут, заманивают в районы машинами, домами и доплатами к зарплате. Ну, сбалансируют этим процент учителей пенсионного возраста и молодых специалистов. А дальше что? Кто может гарантировать, что те школы, в которые приехали молодые специалисты, не будут ликвидированы? Нет, и не может быть таких гарантий. Сфера образования, чем дальше тем больше концентрируется в райцентрах. И останутся молодые учителя, закрепленные на 10 лет в сельских школах, без работы.

Эту несостыковку с высвобождением, судя по всему, сотен, а то и тысяч опытных учителей и привлечением с большими бюджетными расходами сотен молодых специалистов четко уловили в сельских школах. Там уверены, что если эти бюджетные средства перебросить на сферу образования, то реорганизацию средних школ и ликвидацию основных, которые являются малокомплектными, можно было бы и не проводить. И с этим можно согласиться.

Что происходит? На молодых специалистах можно хорошо отпиариться чуть ли не на всю Россию, а про реорганизацию сельских школ распространяться незачем. Я-то всегда удивлялся: почему Нижегородская область единственная, где есть такая хорошая программа поддержки молодых специалистов (учителей, врачей и так далее)? Видимо, все понимают, что на фоне оптимизации системы образования закрытие и урезание сельских школ — это просто рекламный трюк, который может ударить и по молодым специалистам.

Те чиновники, которые поумнее, понимают, что косвенные и прочие потери от реорганизации сельских школ на порядок превышают шанцевскую экономию бюджета. А уж если когда-нибудь придется восстанавливать инфраструктуру сел и поселков, то затраты будут просто колоссальные. Поэтому они объясняют все хитрее. Мол, с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) родители учеников сами выбирают школы для своих детей. Они стараются перевести их из сельских школ в райцентровские. Следовательно, сельские школы закрывает не чиновник из управления образования администрации района, не министр образования Сергей Наумов, не экономящий бюджет губернатор Валерий Шанцев, а сама жизнь.

Все сложнее. В той же зубилихинской школе почти все выпускники поступают в вузы на бюджетные места. Никто не отрицает, что результаты государственной аттестации в форме ЕГЭ там неплохие. Выше среднего по району по пяти предметам, ниже среднего по двум и на уровне среднего по одному. Дело в том, что при малой комплектации классов создаются все условия для индивидуального подхода учителя к ребенку. Это дает свои результаты. В Зубилихе из-за безработицы и сопутствующего ей пьянства 73% детей воспитываются в неблагополучных и малообеспеченных семьях. И хорошая сельская школа тут выполняет компенсаторную функцию. На словах это понимает и Валерий Шанцев: «Если школа дает результат, то ее нельзя закрывать ни при каких условиях». Но на практике получается по-другому. Не будет такого подхода к детям из «сложных» семей в райцентровских школах. И тогда появятся у деревенских детей проблемы.

Если речь идет о реорганизации, реструктуризации, тем более в образовании, пиши пропало. Оптимизируют так, что ни школ, ни сел не останется. Зато будет полно молодых специалистов… без работы. Именно по такому пути пока и идут общеобразовательные учреждения в районах Нижегородской области.

Виктор Деменев