09-09-14

Политика

О вреде опыта

или Секретарь в розыске

Создание городской нижегородской организации «Единой России», полностью соответствующее Уставу партии, носит предвыборный характер. А вот избрание секретаря городского отделения партии носит политический характер. Вступят ли в противоречия грядущие выборы и политика?

Население Нижегородской области не купилось на защитника рабочих и народного избранника Сергея Некрасова

Виктор ДЕМЕНЕВ: Не раз уже отмечалось, что если муниципальные выборы будут проходить в марте 2010 года, а выборы главы Нижнего Новгорода — на городской думе, то перспективы действующего мэра Вадима Булавинова будут находиться в прямой зависимости от результатов «Единой России» на этих выборах. Так как «паровозом» «единороссов» будет, конечно, Вадим Булавинов.

В этой ситуации по кандидатуре на пост секретаря городского политсовета есть несколько вариантов. Первый вариант состоит в том, чтобы политсовет нижегородского отделения возглавил сам мэр Нижнего Новгорода. Второй вариант — секретарем избирается не Булавинов, но его человек. Для четкой координации «паровоза» и «вагонов» (штаба «Единой России»). Третий вариант состоит в том, чтобы мэру города сверху, из Москвы, или сбоку, то есть из президиума политсовета регионального отделения партии навязали некую кандидатуру, дабы исходить из принципа: исполнительно-административная власть — это одно, а партийно-контрольная — это другое. И не надо их объединять под одним флагом.

Юлия СУХОНИНА: Учитывая предыду­щие грустные результаты «Единой России» в Нижнем Новгороде, до марта 2010 года можно было бы и забыть о разделении исполнительно-административной и партий­но-контрольной властей. Повторение ошибки 2005 года очень нежелательно. Не стали усиливать Вадима Булавинова партийным багажом. И что получили? У мэра 77% народного обожания, а у партии только 27%. И наконец, состав гордумы как-то сразу прилип к мэру в борьбе за интересы города, а партийная дисциплина как-то не особенно соблюдалась. Поэтому определенное соглашение с мэром в предвыборный период необходимо. Я согласна, что нахождение компромиссной фигуры, подконтрольной мэру, тоже было бы вариантом. Но для чего городить огород? После выборов можно назначить секретарем городского отделения человека, с которым было бы удобно работать лидеру нижегородских «единороссов» Александру Тимофееву. В конце концов, он ответствен за ситуацию в регионе с партийной точки зрения.

В. Д.: Я тоже думаю, что первый вариант, на мой взгляд, логично реализовывать как временную схему в интересах получения «единороссами» положительного результата на выборах. А после выборной кампании вернуться к разделению властей — административной и партийной. Это объективная сторона вопроса. Субъективная состоит в том, что Вадим Булавинов имеет опыт ­партийной работы. Кстати, напомню, что когда он вступил в «Единую Россию» (тогда отношения в нижегородской элите были более здоровыми), ему предлагалось подумать о должности секретаря областного политсовета партии власти. Что касается партийной жилки мэра, то он был одним из создателей «Народной партии», занимал пост заместителя руководителя этой партии и заместителя руководителя фракции в Госдуме. Поэтому Булавинов, как опытный предвыборный боец, справится с партийной работой, даже совмещая эту работу с руководством администрацией Нижнего Новгорода.

Второй вариант ближе к первому, чем к третьему. Он отвечает всем формальным принципам разделения властей. Дает мэру Булавинову больше пространства для маневра в объединении своих сторонников, которые не полностью солидарны с «Единой Россией». Но тогда нужны не политические игры вокруг этого, а четко и ясно отдавать этот кадровый вопрос на откуп именно мэру Булавинову. Пусть, скажем, городской политсовет возглавит вице-мэр Алексей Ляпин.

Однако, скорее всего, известные силы попытаются продавить третий вариант. Ведь в Белом доме всегда найдутся силы, которые с удовольствием будут мешать Булавинову с результатами для «Единой России», который якобы нужен и губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву.

Ю. С.: Кстати, а почему вы в своих вариантах не учли губернатора? Можно ведь выстроить тончайшие схемы, взвесить все интересы, а потом в эту посудную лавку заглянет глава региона. Лично я не исключаю, что Валерий Шанцев имеет свой взгляд на затеянное мероприятие по созданию городского отделения партии. И, безусловно, это для него в политическом смысле важный момент: контроль над городской элитой. У него будет свой кандидат. А вот когда думаю о том, что городской политсовет окажется в руках мэра или человека из его команды, то начинаю сомневаться, позволит ли Москва создание такого политического монстра, как мэр и секретарь политсовета в одном лице? Что это будет значить для региона? Усиление войны элит, два мощных полюса притяжения? Насколько политически тяжеловесным в регионе будет тогда губернатор, чтобы он мог говорить о том, что он, так и быть, уж согласится поработать еще один срок. Мне кажется, что партия во главе угла может поставить именно свой интерес. То есть секретарем городского отделения станет человек Александра Тимофеева, которому и придется координировать всю работу. А мэра просто по партийной линии обяжут изобразить паровоз на выборах. Вадим Булавинов же обещал покориться любому приказу партии.

В. Д.: Как реализуются чиновно-бюрократические варианты Белого дома, мы уже знаем. В этом плане показателен случай с избранием Сергея Некрасова сек­ретарем областного политсовета «Единой России». Из чего исходили тогда губернатор Шанцев и его окружение? Из формальных соображений. Мол, назначение Некрасова будет символизировать единство профсоюзов и партии власти. Перед выборами в Госдуму считалось, что это сильный ход. С точки зрения властной бюрократии. Избиратели доверчивы и наивны, но не до такой же степени. Опять же формально кандидатура Сергея Некрасова была подходящей в силу того, что он является депутатом Законодательного собрания Нижегородской области. Мол, лидером регионального отделения партии является не чиновник, не столоначальник, а народный избранник. Но такой хитрый маневр не прошел. Не купились на защитника рабочих и народного избранника население Нижегородской области. Да и разные это понятия — «профсоюзник» и «партиец». Если смотреть опять же не на форму, а на содержание. Выяснилось, что даже бизнесмен Александр Тимофеев более дееспособен на этой должности.

Ю. С.: Да, не исключено, что подход региональной власти к кандидатуре на пост секретаря городского политсовета «Единой России» будет таким же формальным. Но мне кажется, что повторения ошибки все же не будет. Это был вредный опыт.

В. Д.: У окружения Шанцева чиновно-бюрократическая логика, и поменять свою методологию эти канцеляристы не способны. Можно даже спрогнозировать ход их мысли. Нужно, во-первых, сделать секретарем городского политсовета депутата городской думы Нижнего Новгорода, а во-вторых, найти аналог Сергея Некрасова. В городской думе нет профсоюзных лидеров, там все больше предприниматели. Тогда надо сделать ставку на руководителя областного пенсионного фонда Андрея Тарасова. Тем самым, по формальным признакам в Нижнем Новгороде перед муниципальными выборами будет создан блок «Единой России» и пенсионеров, которые, как известно, активно участвуют в выборах всех уровней. Якобы пенсионеры получат от партии власти сигнал, что «Единая Россия» поворачивается к старшему поколению лицом, готова на деле им обеспечить достойную старость. Мол, Тарасов пользуется ­авторитетом у пенсионеров, и это сыграет свою роль. Мягко говоря, не уверен, что это сработает. Слишком часто избирателей, в том числе пенсионеров, обводили вокруг пальца.

Ю. С.: Ну я могу понять стремление найти секретаря среди депутатов городской думы, хотя и большая часть «единороссов» в Законодательном собрании состоят не в уренском и не в гагинском отделениях, а именно в городском нижегородском. Однако я не думаю, что с назначением Тарасова родится нерушимый союз партии и пенсионеров. Что общего у стариков и нижегородского управления федеральной структуры? Оно же не сможет им доплачивать к пенсиям еще какие-то деньги за правильность выбора. Сам Тарасов — руководитель Автозаводского отделения партии, то есть человек деятельный и, безусловно, достойный. Но я думаю, что пора уже оставить в покое эти символические назначения. Назначим врача — и все медицинские работники, их пациенты и родственники последних будут голосовать за партию. Мне это кажется неправильным.

В. Д.: А может быть, белодомовцы и хотят подставить мэра Вадима Булавинова, чтобы оппоненты «Единой России» на муниципальных выборах организовали атаку на него за эту нехитрую, лукавую уловку? Одно дело, когда действующая власть прямо смотрит в глаза избирателям, ведет честный диалог с народом. Другое дело, когда власть ищет варианты впарить населению какой-то вариант «а-ля Сергей Некрасов». Думаю, что Тарасов — неплохой руководитель. Но это не значит, что городское отделение «Единой России» должно идти на глупости, через которые прошло уже областное отделение с подачи ближнего круга Валерия Шанцева. Надо помнить о главном для них — о результате «Единой России» на муниципальных выборах, который будет иметь далеко идущие последствия.

Ю. С.: Сейчас очень скользкий период, чтобы заниматься политическими «подставами». Лодка-то у нижегородских «единороссов» одна, и раскачивать ее, чтобы выкинуть соседа — это риск утонуть всем: и пассажирам, и гребцам. А в Москве над нижегородскими партийными отжигами уже давно не смеются. К тому же указующий перст московский все равно задаст верное направление поиска достойного. И ситуация станет настоящим экзаменом и для губернатора, и для мэра, и для лидера регионального отделения «Единой России». Посмотрим, кто из них укрепится этим кадровым решением.

Виктор Деменев и Юлия Сухонина