09-09-14
Культурный слой
Рецензия-эссе
«Будем привыкать…»
«Осенний вернисаж» — нетрадиционная выставка произведений изобразительного искусства в Выставочном комплексе. Приурочили её открытие ко Дню города.
Картин на социально-значимые темы на выставке нет. Объяснить это можно тем, что прошло время, когда государство и крупные предприятия давали художникам заказы. Но только отчасти прошло.
Общий план экспозиции, в которой образ Нижнего Новгорода даётся в историческом и современном контексте, определило крупное тематическое полотно Виктора Малиновского. Работы художников, напрямую не связанные с нижегородской тематикой, тем не менее дополняют её поэтико-лирическим содержанием, углубляя понимание современного сложного и противоречивого времени.
В общем, если «тогда» выставлялись портреты героев социалистического труда, жанровые композиции про сталеваров и комбайнеров, исторические картины о военных подвигах народа, то сегодня патриотизм выражается через тему любви к родному городу. Старый и новый Нижний и представили во множестве вариаций: летом и зимой, в закоулках и площадях, задумчивым и пафосным.
Раньше бы наверняка спросили: «А где образ нашего современника?».
Образ есть. Другой. Жизнь ведь другая — и современники другие. Вот, например, девочка-подросток с проводами из ушей, в короткой юбочке и соблазнительными формами. Этакая «лолита». Стоит как живая. Только что с Покровки.
А в другом зале с холста смотрит усталое лицо немолодой женщины. Плюс несколько портретов художников. Почти у всех на лицах печать озабоченности и тревоги.
Французы говорят в таких случаях про «се ля ви».
Одинокая фигура у окна. «Образ современника» в живую. Знакомый художник. Поговорили. На выставке его работ нет. Не до того. Мастерскую отобрали, а другой — нет. Холсты свалены в сарай.
Я в курсе.
В такой же ситуации оказались несколько художников, кто, по несчастью, имел творческие мастерские в здании у Рамадановского вокзала. Там сейчас развёрнута «стройка века» — метромост. Художников срочно выселили, а обеспечить всех равноценными помещениями не могут. Предлагают, правда, кое-что. Но это именно «кое-что» — на окраинах города. Переговоры идут в ультимативной форме: или берите что дают или…
Сами понимаете, с художниками не принято особенно церемониться.
К слову говоря, даже те из них, у кого есть приличные мастерские, не всегда могут оплачивать коммунальные услуги, которые определяются в данном случае по графе «коммерческая деятельность». Художников приравняли к коммерсантам.
Абсурд нам только снится…
На этом фоне многие картины смотрелись особенно остро.
Сильная трагическая нота слышится в натюрмортах Вячеслава Грачева. Здесь сам набор предметов: — старинная утварь, хлеб, пучок цветущего льна, папиросная коробка, — всё неслучайно собрано, усилено мощным цветовым решением — натюрморт становится ярким художественным высказыванием о бренности сущего.
«Натюр», натура, и «морте», смерть, возвращают нас к пониманию глубины жанра. Многие уже забыли, что это не всегда красивый букет и бабочки. Можно было бы и «пройтись» по поводу некоторых работ, созданных по одесскому принципу «сделайте нам красиво». «Красивостью», «салонностью», как выражаются искусствоведы, грешит немалое количество работ на выставке. Но называть их авторов, если честно, не хочется. Более того, лично мне понятно, почему художники работают сегодня в такой манере.
Засилье обывательского вкуса, невежество многих потенциальных заказчиков и покупателей заставляют художников думать не обо искусстве, а о выживании. Стремление во что бы то ни стало продать картину, чтобы прокормить семью, делает их творчество уязвимым для серьёзной критики. Но у кого повернётся язык осудить их за это?
Геннадий Гришин, известный нижегородский живописец, показывал на выставках большую картину «Христос в пустыне». На следующий день пришло известие: «Гришин скончался от инфаркта. «Memento mori»…
Впрочем, «Осенний вернисаж» получился светлым, довольно оптимистичным. Много работ молодых художников, сохранивших бодрость духа и веру в счастливое будущее. Они, видимо, ещё не знают, сколько терний уготовано им по дороге к этим звёздам.
Говорят, ко всему можно привыкнуть. На открытии выставки ни губернатора, ни других его приближённых лиц не ждали. Они и не пришли.
Зато пришёл мэр Вадим Булавинов и, несмотря ни на что, директор областного департаменты культуры Михаил Грошев.
Видимо, губернатору Валерию Шанцеву интереснее ФОКи открывать. Но всё-таки было бы неплохо, если бы его помощники подсказали ему, что при этом страдает имидж, что положение обязывает, в конце концов… Нам ведь есть с кем сравнивать.
На следующий день нижегородские писатели отмечали юбилей — 75-летие своей творческой организации. Из ответственных лиц были замечены всё тот же Михаил Грошев и директор городского департамента культуры Сергей Горин.
Хлеб и зрелища, говорите. Сегодня у нас и с хлебом напряжёнка, и «зрелища» для масс предлагаются только в телевизоре. Печально как-то…
Альбина Гладышева