09-10-05

Политика

Скандал у гроба МСУ

Мэр Нижнего Новгорода сам назначил публичные слушания об изменениях в устав города. Будут ли они судьбоносными? И что стоит за скандалом в городской думе? Продолжаем тему (начало в №106 от 25 сентября 2009 года — в статье «Гордума между двух дней»).

История болезни МСУ и ее лечение… путем ампутации

О судьбе местного самоуправления в 2005 году сразу после приезда в Нижегородскую область Валерия Шанцева никто тогда не думал. А между тем, оно было уже обречено. Новый губернатор приехал из Москвы, чей мэр, возглавляя субъект Федерации, сам начал ослаблять политические и экономические возможности префектур задолго до того, как законопроекты Дмитрия Козака увидели свет. Юрий Лужков назначает префектов и руководит ими, к тому же? в префектурах отсутствуют представительные органы власти. То есть система власти очень удобна, главе субъекта сухо и комфортно. И вполне ясно, что Валерий Шанцев, приехав из такого рая, начал тосковать.

Система местного самоуправления в Нижегородской области сильно отличается от московских префектур. В выборах в органы местного самоуправления в октябре 2005 года губернатор не принял активного участия, так как еще только знакомился с регионом и людьми. Процесс прошел на старых дрожжах и, как показала жизнь, в последний раз. Зато, как только придворные нижегородского Белого дома заговорили о наступлении стабильности в регионе, именно главы местного самоуправления почувствовали ее железную хватку на собственных шеях: губернатор занялся дрессировкой МСУ. Главы районов, которых всенародно избранный губернатор обычно объезжал и задабривал, надеясь на их поддержку в ходе предстоящих выборов, пережили переворот системы ценностей. Из князей их отправили в грязь. Теперь им уже никто не кланялся, это они стали ездить в Кремль на поклон. У территорий были изъяты «лишние» для них функции: например, право распоряжаться своей землей. С этой своей главной привилегией главы раздавались с улыбками, громко рыдая за кулисами.

Первое публичное откровение губернатора Валерия Шанцева случилось в 2006 году, когда он в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил, что «вслед за отменой выборов глав регионов следует отказаться от выборов глав местных администраций». Губернатор счел, что «отсутствие прямых выборов губернаторов вполне оправданно». Мол, местное самоуправление есть в зарубежных странах, но они живут хорошо, а мы, мол, не доросли. Мысль о том, что они живут хорошо отчасти и потому, что у них есть нормальное свободное от вертикалей местное самоуправление, губернаторскую голову, видимо миновала. Главы нижегородских территорий послушно закивали. Тогда даже руководители сильных муниципалитетов увидели в своей лояльности возможность удержаться в этой отстраиваемой системе — этакая конфетка. Правда, в довесок они получили камень на шею — губернаторский приказ о выходе на финансовое самообеспечение аж к 2010 году, что многих повергло в шок и желание конфету выплюнуть.

Правда, тогда идея губернатора, еще не оформленная в федеральный тренд, понравилась далеко не всем. Обычно с критикой губернаторских новаторских предложений в области МСУ выступал глава Нижнего Новгорода Вадим Булавинов. Так, нижегородская мэрия выступила против централизации налоговых сборов и занялась акционированием муниципальных учреждений и предприятий вместо того, чтобы дать губернатору возможность создать, например, областной «Водоканал». А когда губернатор заявил об изъятии полномочий у тех глав органов МСУ, которые не справляются со своими функциями, мэр Вадим Булавинов порекомендовал ничего не изымать, а просто искать нового главу. С тех пор противостояние по вопросам скрещивания горизонтали населения и вертикали власти стали постоянными.

Теперь, когда мэр Вадим Булавинов ответственен перед федеральным центром за внедрение новой системы выборов, противоположный политический лагерь, просевший в глазах федералов как не имеющий влияния на городских, подложил ему политическую свинью

В это время территории одна за другой вносили изменения в свои уставы и прощались с всенародными выборами своих глав, принимая новую схему — избрание главы на земском собрании или городской думе и найм сити-менеджера, Вадим Булавинов продолжал выражать свое мнение по этому поводу, стойко держа оборону. Попытки регионалов поработать с нижегородской городской думой ни к чему не приводили — представительный орган продолжал поддерживать позицию мэра. Подключение в 2009 году к решению вопроса регионального отделения «Единой России» тоже не имело того успеха, на который могла рассчитывать губернаторская команда: президиум политсовета НРО принял решение не вмешиваться.

Мэр Нижнего Новгорода вообще оказался крепким орешком. Это тот случай, когда губернатор смог переломить целый веник глав МСУ, но не справился с прутиком. Впрочем, Вадим Булавинов — не бывший председатель колхоза, ставший главой сельскохозяйственного района. Это полити­ческая фигура, имеющая за спиной связи на федеральном уровне, успешные выборы и рейтинг, который пока только снится региональному отделению «Единой России». Даже образование городского отделения партии и его первый успех на предстоящих муниципальных выборах, по сути, в руках мэра.

Учитывая, что федералы уже сформулировали тренд о включении местного самоуправления в вертикаль власти и начали это массово внедрять, они не могли не заметить, что у губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева на этой ниве плохие урожаи. Город-миллионник явно выпадал из мейнстрима. И тогда федералы сделали беспроигрышный ход — наведение порядка было поручено самому мэру Вадиму Булавинову.

Праздник непослушания

Получив задание, мэр нигде не сказал, что он приветствует отмену прямых всенародных выборов. Так же, как не приветствовал отбор права распоряжаться городскими земельными ресурсами, доходов от ряда налогов и так далее. Расстаться-то все равно пришлось. Иначе, что могло быть следующим шагом? Объявление суверенитета? Федералы не оставляют выбора. И странно, что городская дума, которая, сокрушаясь вместе с Вадимом Булавиновым, пережила все отъемы у муниципалитета, теперь решила бороться с федеральным трендом. Годы бесскандальной работы были перечеркнуты разом.

Мэрия пошла по законному пути, предлагая депутатам городской думы назначить публичные слушания и справиться о мнении населения. Вопрос появился в повестках комиссий гордумы и вызвал шквал эмоций у неожиданно принципиальных депутатов. Ничто не помешало парламентариям сдать первый бастион своей обороны — согласиться всей фракцией «Единой России» с переносом муниципальных выборов в Нижнем Новгороде с октября на март 2010 года. А тут вышел скандал. Депутат Олег Сорокин даже заявил о желании выйти из фракции, а своих коллег сравнил с «мерзким стадом». Страсти накалялись. Комиссии приняли решение не выносить вопрос о назначении публичных слушаний по изменению в устав на пленарное заседание городской думы. Однако вопрос в повестке все же появился.

Попытки обойти «ЕР», ставя желание порулить регионом в сухости и комфорте, могут очень дорого обойтись губернатору, ожидающему переназначения

Все началось с того, что депутат Владимир Паченов поднял вопрос о снятии с повестки заседания этого вопроса. Парламентарий сослался на то, что документ о слушаниях появился в папках депутатов за несколько минут до заседания и его принятие будет грубым нарушением регламента. К тому же, он напомнил позицию комиссий, которые не рекомендовали выносить его. Интересно, что председатель комиссии по законности, правопорядку и депутатской этике Владимир Шанин отметил, что он не имеет ничего против рассмотрения данного вопроса. Он справедливо напомнил, что городская дума нередко допускает нарушения регламента, например, когда есть необходимость оперативно принять изменения в городской бюджет. Депутат Олег Кондрашов, видимо, тут же устыдился и решил соблюдать регламент прямо с этого дня и часа. Он признался, что нарушения регламента не красят депутатов. А блеснувший парламентаризмом на комиссии Олег Сорокин вспомнил о формальностях и возмутился отсутствием пояснительной записки, прогноза социально-экономических последствий его принятия, ряда сопроводительных документов, заключения прокуратуры и не соблюдением сроков вынесения постановления. Он также сказал о том, что не желает за один день принимать вопрос, который кардинально изменит управление городом. Кому, как не ему, члену градостроительной комиссии, знать роль публичных слушаний? Что они решают и что они меняют, если их протоколы по закону носят лишь рекомендательный и необязательный для исполнения характер? Тем более если речь шла об отказе от демократических выборов, то это решение все равно в итоге будет принимать городская дума, которая и внесет изменения в устав города. И интересно будет посмотреть на принципиальное голосование некоторых парламентариев, которые на самом деле пошли не против мэра, а против федерального центра, который ничего не забывает и ничего не прощает.

Характер полемики свидетельствует о том, что городская дума все же попала между двух центров влияния в Нижегородской области: мэрским и губернаторским. Теперь, когда мэр Вадим Булавинов ответственен перед федеральным центром за внедрение новой системы выборов, противоположный политический лагерь, просевший в глазах федералов как не имеющий влияния на городских, подложил ему политическую свинью. Ставка была сделана на амбициозных депутатов, которым есть что терять, и есть, что хотелось бы приобрести. О мэрских амбициях, например, депутата Олега Сорокина уже давно говорят в кулуарах Серого дома, поэтому его внезапная оппозиционность мэрскому курсу вполне объяснима. Кстати, о давлении на депутатов городской думы неназванными политическими силами говорил и депутат Государственной думы Александр Хинштейн. Спродюссировав спектакль, в котором некоторые парламентарии от души исполнили свои роли, областной политлагерь изобразил в подконтрольных ему СМИ политическую слабость мэра.

А между тем, речь идет о слабости парламента. Вадим Булавинов молча смотрел на происходящее и готовился встретить слабость своего парламента. Он решил воспользоваться своим правом и пресек полемику демонстрацией собственного постановления о назначении даты слушаний. Свой шаг он объяснил тем, что желает вывести из-под удара депутатов, которые испугались давления, а потому берет ответственность на себя. И неудивительно, что городская дума аплодировала мэру. Спектакль не вызвал восторга у главы города, который тоже нашел хлесткие слова о политической премьере отдельных актеров в постановке известных режиссеров и продюсеров: «Дерьмо поперло наружу, его стало видно».

Кому и что за это будет?

Реплики о том, что Вадим Булавинов пытается гарантировать себе очередной срок мэрства лишены оснований. Если бы выборы оставались всенародными, Вадим Булавинов с его рейтингом и прошлой победой на 77% голосов вновь возглавил бы Нижний Новгород. Он уже изъявил желание идти на выборы, заранее придавив своим политическим весом объявившихся конкурентов, которые как-то разом перешли в ранг массовки. Где его место в новой системе выборов? Так как речь идет о том, что мэр Вадим Булавинов может возглавить список «Единой России» на муниципальных выборах, то можно считать, что он будет не просто «паровозом» — а реально пойдет в гордуму, чтобы стать потом главой МСУ, который выбирается из числа депутатов. В большинстве территорий глава МСУ тонет в представительских функциях. В то время как сити-менеджер реально управляет городским хозяйством и финансовыми потоками. Первый — выбирается, второй — работает по контракту. Выходом, по словам экспертов, видится лишь такое изменение устава Нижнего Новгорода, при котором глава оставался бы сильной фигурой, имея контроль над городской думой и сити-менеджером, который был бы по сути вице-мэром по хозяйственной части. Однако такой расклад не выгоден губернатору, который явно устал от непослушного Вадима Булавинова. Есть опасения, что при невозможности внесения именно таких изменений в устав, действующий мэр просто потеряет интерес к работе и уйдет, что не выгодно партии, которая хотела бы выехать на его рейтинге и авторитете. «Единая Россия» очень страдает от своих падений именно в крупных городах, да и держать в своих рядах серых пиджаков хотя бы одного вкусного для населения и яркого, как апельсин, тоже выгоднее. Поэтому сейчас крайне важно увидеть, что же победит — партийные или губернаторские «хотелки»? Главе региона вообще невыгодно сейчас разворачивать элитную войну в регионе. Предыдущие военные действия уничтожили и тех, кого поджигали, и тех, кто подносил спичку. Тем более попытки обойти «Единую Россию», ставя желание порулить регионом в сухости и комфорте, могут очень дорого обойтись губернатору, ожидающему переназначения.

Алексей АНДРЕЕВ


дословно

Николай Рябов, депутат Государственной Думы РФ, первый секретарь Нижегородского обкома КПРФ:

«Давление на депутатов Гордумы и клановая борьба развернутся при выборе главы местного самоуправления Нижнего Новгорода из числа депутатов. При таком выборе это будет не тот человек, которого захотел народ. И в борьбе за пост главы МСУ примут участие, не побоюсь этого слова, мафиозные группировки и кланы, которые есть в Нижнем Новгороде. Не нужно отбирать у жителей города право выбора, народ мудрый, и дай ему выбор, без обработки через средства массовой информации, — он сам примет правильное решение. О давлении — на депутатов городской думы Нижнего Новгорода, членов КПРФ давления не оказывалось. Я вам могу сказать совершенно точно. Это связано с тем, что мы являемся сторонниками того, чтобы выборы главы города и депутатов Гордумы Нижнего Новгорода проводились в срок, то есть тогда, когда заканчиваются их полномочия. Депутатов избрали на определенный срок и этот срок они должны отработать».

Игорь Кондратьев, депутат городской думы Нижнего Новгорода:

«Вадим Булавинов является одним из лидеров партии «Единая Россия» в Нижнем Новгороде и, естественно, не может не выполнять решения партии. Городская дума — это то место, где можно и нужно спорить, отстаивая интересы города и своих избирателей. Четыре года мы дискутировали, спорили, но в целом всегда находили здоровый компромисс. В спорах, как мы все знаем, и рождается истина. Это правильно и хорошо, но в тоже время не нужно забывать о депутатской и человеческой этике. Нужно помнить, что излишние эмоции, некорректное поведение никого не красят. Если уйти от эмоций и перейти к фактам, то можно сказать, что вопрос №17 в повестке дня заседания городской думы «О назначении публичных слушаний об изменениях в Устав Нижнего Новгорода», касающийся формы избрания главы города и городской Думы, вызвал полемику среди депутатов. Так как в работе депутатов городской думы Нижнего Новгорода был обычный ежегодный перерыв в июле-августе, то подготовка этого вопроса была скомкана. Были нарушения регламента, а кроме того, не у всех депутатов была ясность по сути вопросов. В связи с возникшими спорами и разногласиями по вопросу публичных слушаний, видя, что многие депутаты не разобрались в данном вопросе и не определились, мэр предложил снять вопрос с обсуждения. Но дело в том, что вопрос о переносе выборов на март 2010 года необходимо решать сейчас, чтобы если он будет одобрен, успеть соблюсти все юридические процедуры. Поэтому мэр сам назначил публичные слушания. Имея для этого все права и полномочия. Считается, что предполагаемые изменения Устава города соответствуют федеральному вектору, позиции партии «Единая Россия» и принятым в июле 2009 года поправкам в закон Нижегородской области «О выборах в органы местного самоуправления». Надо понимать, что мнения каждого из депутатов складываются из настроения нижегородцев, личного мнения и интересов, решений партии и фракции, которые они представляют, влияния исполнительной власти, мнения коллег по Думе. Причем, кроме открытой информации и выступлений, есть много и той, которая скрыта полностью или частично».

Олег Сорокин, руководитель фракции партия «Единая Россия» в городской думе Нижнего Новгорода:

«Вадим Булавинов, подписав постановление о проведении публичных слушаний, разрядил обстановку в городской думе Нижнего Новгорода. Он, видимо, увидел, что в думе города начала накаляться обстановка, поэтому взял на себя ответственность и разрядил обстановку в Гордуме. И говорить о расколе в рядах депутатов пока рано… Лично на меня никто никакого давления не оказывал и никаких советов не давал».

Олег Кондрашов, депутат городской думы Нижнего Новгорода:

«Мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов сам формирует раскол в городской думе. Раскол, о котором говорит мэр, действительно возможен, если он продолжит по-прежнему не прислушиваться к депутатам, мнение которых не совпадает с их собственным. Я считаю, что в городской думе существует не раскол, а высказывание разных мнений. На заседание городской думы в условиях необъяснимой спешки, которая была и на заседании фракции «Единая Россия», и на заседаниях комиссий, был вынесен архиважный вопрос для всего города — о форме избрания мэра. О том, что принимать решение по этому вопросу необходимо, ни у одного из депутатов не было сомнений. Несправедливо то, что говорит Вадим Евгеньевич, — что депутаты отказались выносить этот вопрос на народное обсуждение. Это не так. Депутаты отказались выносить неподготовленный документ, с которым не в полной мере ознакомились, на обсуждение населения. Собственно, это было так: утром 23 сентября в 10:00 в папки с материалами к заседанию положили единый документ — проект изменений в Устав города, меняющий форму выборов мэра. То, что было после, вызвало законное непонимание. Депутаты попросили дать объяснения и назвать основание для сокращения полномочий городской думы, но ответа не получили — только туманную формулировку, что мы «что-то сэкономим». Именно поэтому депутаты проголосовали против такой формы принятия судьбоносного решения. На заседании гордумы депутаты приводили в пример ситуацию с парком «Дубки», говоря, что не хотят повторять ситуацию, когда жители были вынуждены защищать то, что отдали депутаты. Депутаты были лишь против спешки. И мэр принял их позицию, сняв вопрос с голосования. Но затем Вадим Евгеньевич, имея на это право по закону, вынес данный вопрос на общественное обсуждение своим постановлением. Мы еще рассмотрим эту ситуацию с юридической точки зрения. Торопливость мне не понятна. Вадим Булавинов сам, своим скороспелым решением лишил избранных депутатов полномочий на полгода. Депутаты были против, но, несмотря на это, он принял такое решение. Если говорить о давлении, то ведь никаких фактов приведено не было — лишь «какие-то туманные высказывания, что кто-то кому-то что-то обещал». Если такие факты существуют, о них нужно говорить напрямую, но их нет. Я про давление ничего не знаю. Может быть, Вадим Евгеньевич не может придумать другое объяснение, что депутаты не согласны с его точкой зрения».

Михаил Барковский, депутат городской думы Нижнего Новгорода:

«Мнения депутатов Гордумы разделились, и Вадим Булавинов воспользовался своими полномочиями, чтобы не вносить раздор. Глава города Вадим Булавинов имел право вынести вопрос на общественные слушания своим постановлением, тем самым он не нарушил закон и сохранил консолидацию депутатов».

Алексей Гойхман, депутат городской думы Нижнего Новгорода:

«Подписание постановления о проведении публичных слушаний об изменениях в Устав Нижнего Новгорода — законное право Вадима Булавинова. Если бы данный вопрос был вынесен на заседание Гордумы, лично он проголосовал бы так, как подсказывает разум и совесть, а уж потом бы прислушался к мнению партии. А что касается давления, то лично на меня никто никакого прессинга не оказывал».