09-10-12

Общество

«Город необходимо вычистить»

В середине сентября прошло выездное заседание «Нижегородского пресс-клуба». Говорили об имидже города и способах его формирования. Представляем читателям «Новой» в Нижнем» печатную версию дискуссии.

Игорь Петров: Отрадно, что в последнее время появляется много качественной литературы о родном городе, и люди могут сами узнать много интересного и нового. В первую очередь я веду гостей города в Кремль, на набережные. В какие-то потайные места, например, район Славянской, Студеной, Короленко — туда экскурсии я уже не вожу. К сожалению, мест для показа у нас с годами становится все меньше. Хотя есть исключения — например, набережная Федоровского. Были разные мнения жителей по поводу вырубки деревьев. Я считаю, это была прекрасная инициатива губернатора — очистка территории от ненужной поросли: мощь и крутизна склонов от этого только выигрывает. Со временем, возможно, к этим местам добавится и Стрелка, когда там будет разбит Парк Победы.

Сергей Красиков: Лично моя ассоциация с Нижним Новгородом связана с тем, что много лет назад, когда я впервые приехал в город, я увидел теплую, снежную, совершенно неветренную улицу — проспект Гагарина. В Нижнем замечательная зима. И с этой точки зрения можно было бы сделать что-то привлекательное для нижегородцев и гостей города, чтобы они пользовались этими ресурсами. Пока с этим тяжело, есть всего несколько мест — Новинки, Хабарское. Но это еще не совсем то, что хотелось бы увидеть. А хотелось бы, чтобы это было нечто более компактное и чтобы меньше времени тратилось на проезд туда. С другой стороны, у нас, безусловно, красивейший город с точки зрения его вида с воды. Но разместить вдоль рек большое количество людей и дать им возможность отдохнуть, наверное, пока нереально. Есть несколько кафе и все. И ещё — предложение Игорю Петрову. Если бы во время ваших экскурсий вы не только рассказывали о том, что в разные времена было у нас, но и проводили параллели с теми событиями, которые тогда имели место в западной Европе, Америке, думаю, мы бы от такого сравнения только выигрывали. Как это сделать правильно, не обидев никого, с одной стороны, и показав величие культуры и развитие Нижегородской губернии с другой. Если это удастся, будет очень хорошо. Только нужно делать все грамотно и деликатно. А вообще, элементов развития у нас очень много. Что же касается законодательной части — давайте свои предложения, мы их будем рассматривать и поможем вам, чтобы было легче и удобнее работать.

Татьяна Холуева: Что такое имидж города? Наверное, это и природа, и люди, и события — все, что связано с этим местом. Мне по роду своей деятельности приходится работать с образами, с тем, что потом воспринимается зрительно. И хочу сказать, что визуально мы воспринимаем огромное количество информации. Поэтому имидж — это Стрелка, высокая набережная, две реки — а потом уже дальше. Мы сегодня вспоминаем Ростислава Алексеева. Его портрет находится в Генштабе ООН. Это говорит о многом. Имидж — это те люди, с именами которых связана история нашего города. Лобачевский — наш имидж, Чкалов, Нестеров. Есть город, и он уже существует, а экскурсоводы, скульпторы, художники показывают его каждый по-своему. Город — особый организм, особая энергетика.

Александр Рожков: Я не коренной нижегородец, живу в городе около 15 лет. Так вот, мнение со стороны: Нижний Новгород мало кому известен как за пределами РФ, так и в самой России. Когда я, будучи в служебной командировке в других городах, говорю, что приехал из Нижнего Новгорода, люди не знают, где это. Создать позитивный образ городу чрезвычайно важно для привлечения будущих инвестиций.

Если Нижний и знают, то в основном в связи с именем Андрея Сахарова. Но и это не бесплатно: западные СМИ в свое время в фигуру Сахарова вложили очень большие деньги. О чем же думает наше нижегородское правительство сейчас, когда столь малые средства вкладываются в развитие и имидж нашего города? Нужно вкладывать деньги в этот процесс, хотя бы чтобы Нижний Новгород стал узнаваем в пределах РФ.

Александр Косовских: Я совершенно не согласен с тем, что было сказано. Имидж — дело временное. Есть, конечно, вечные символы: великие реки, Стрелка, Кремль, и многим известно, что наш город стоит на слиянии Волги и Оки. Но в целом, имидж — временное понятие. Было время, когда автомобиль «Волга» был мечтой каждого советского человека, и это был бренд нашего города. А сегодня его уже нет. Имидж города как имидж женщины: сегодня она бизнес-леди, завтра — еще кто-то. Навсегда создать имидж городу невозможно, он должен динамично развиваться, причем в определенное время и в определенном направлении. Когда вкладывали в развитие Горького как промышленного центра — о нем в таком ключе и говорили. Теперь промышленность в упадке. В свое время Борис Немцов сумел создать такой имидж, что в город приезжал президент, министры. Если бы нам сегодня удалось построить, например, грандиозный бизнес-инкубатор на девяносто этажей, поверьте, о нас бы тут же заговорили, — мы бы создали городу имидж.

Что касается инфраструктуры, то конечно, имидж только тогда и можно развивать, когда город будет успешный. А для этого необходимо создать условия, чтобы город расширялся по периферии, нужно создавать коммуникации, дорожную сеть. Не нужно «кучковаться» в центре. Туризма в Нижнем Новгороде никогда не будет! Здесь нет солнца как минимум. С точки зрения охоты — ещё да, возможен какой-то интерес, но не курортов. Туризм не может быть в нашем городе серьезным источником бюджетных доходов. Это мое личное убеждение.

Сергей Красиков: Имидж центральной полосы во многом связан с развитием христианства, духовности. Мне кажется, у нас есть прекрасная возможность сделать в Нижнем Новгороде туристическую насыщенность, чтобы она «работала». Предложение к работникам туристической сферы: давайте совместно создадим инфраструктуру туризма. На сайте областного правительства, Законодательного собрания есть вся необходимая информация о возможностях этой совместной работы. И только тогда, когда мы сообща создадим эту благоприятную инфраструктуру, вы будете ею пользоваться в своей работе. К сожалению, сегодня условия в городе плохие, и существующие программы не решают в полной мере всех проблем. А все потому, что нет людей, которые готовы были бы в этом направлении работать. У программ, которые уже существуют, пока нет исполнителя. И не нужно грешить на власть, говоря, что она ничего не делает и ничем не помогает.

Юрий Ежов: Имидж и привлекательность — многосторонние понятия. Это Стрелка и Волга, Кремль и Ярмарка. Люди, великие нижегородцы, которые создавали науку, искусство, и собственно сам город. И ещё одна составляющая — это производство, организация. Сейчас оно сократилось в разы. И совсем плохо дело обстоит с социальной сферой. Мне наиболее близка медицина. Возьмите, к примеру, такую маленькую страну, как Швейцария. Туда едут на операции и лечение со всего мира. И деньги, которые зарабатываются на туризме, — копейки по сравнению с тем, что можно заработать, имея мощную и развитую медицину. В маленькой Швейцарии делается 300 тысяч операций в год. В нашей стране — 30 тысяч, при этом потребность внутри самой России тоже исчисляется 300 тысячами. Вот как можно сформировать имидж городу — создавать хороший медицинский центр, куда будет ехать со всей страны и из-за рубежа. В чем проблема? Я несколько лет не могу выбить клочок земли в 15 га. Все есть, включая деньги, а земли — нет. На имеющихся участках предпочитают строить гипермаркеты, мотивируя тем, что о них будут идти налоговые поступления. Надо создавать такие направления, которые будут улучшать условия для сограждан и привлекать иностранцев. В Нижнем Новгороде есть прекрасный человеческий потенциал, только его нужно использовать уже сейчас. Иначе через десять лет одно поколение специалистов уйдет, а новое еще воспитать не успеем.

Алла Морозова: Именно у нас находится тот генерирующий центр, в котором осуществляется разработка и выбор проектов для имиджа города Нижнего Новгорода. Мы занимаемся тем, чтобы у Нижегородской области и у Нижнего Новгорода в частности появлялись свои бренды и чтобы они появлялись на страницах как российских, так и зарубежных СМИ. Это рекламное направление для нас очень важно. Что мы делаем? В 2002 году была открыта первая программа. Финансирование тогда было катастрофически мизерным. С приходом губернатора Шанцева ситуация изменилась. С 2007 появилась новая программа, по которой мы до сих пор работаем, было выделено финансирование в размере 64 млн рублей в год. В программу входит и развитие инфраструктуры, и льготное кредитование, и маркетинговая политика. Около 10 млн рублей в прошлом году было потрачено именно на маркетинговую составляющую. Мы создаем печатные материалы о туристском потенциале Нижегородской области: здесь и Нижний Новгород, и крупные центры туризма области. Все наши делегации, отправляющиеся за пределы области, а также в составе делегаций других регионов или иностранных государств, прибывающие на нижегородскую землю, обеспечиваются данными материалами. Выпущена целая серия путеводителей по районам области. Второй блок работы — профессиональный сайт программы на нескольких языках плюс сайт по народным промыслам, поскольку это наше культурное наследие, известное всему миру. По сети Интернет размещены баннеры нашей программы, чтобы привлекать туристов именно в наш регион. В течение двух лет проходила мощная рекламная кампания: мы размещали видеоролики, в том числе в аэропортах, на ТВ, информационные щиты по основным магистралям и кольцевым станциям метро Москвы с надписью «Добро пожаловать в Нижний Новгород!». Благодаря этому сюда приезжают коллеги из Москвы и говорят, что видели нашу рекламу, им известно о нашем городе. Эти небольшие усилия формируют имидж Нижегородской области в положительном смысле. В среднем прирост туристов в Нижегородскую область ежегодно составляет 10-15%. Однако есть приятные исключения, например, город Городец в 2005 году посетили 30 тысяч человек, а в прошлом — 150 тысяч. Это одно из перспективных направлений развития туристского потенциала Нижегородской области.

Мы подали заявку в Роспатент и зарегистрировали знак «Нижний Новгород — столица Поволжья». При этом в отличие от «Третьей столицы», которую Казань получила только благодаря тому, что заявку была подана на несколько дней раньше, «Нижний Новгород — столица Поволжья» — это охраняемый товарный знак. В этом наше преимущество. Что касается имиджевой картинки, то в результате серьезного исследования было выбрано изображение площади Народного единства, которое сейчас активно используется. При этом мы не забываем и о Кремле, и о соборе Александра Невского. Мы готовы активно сотрудничать с теми, у кого есть какие-либо интересные идеи в этом направлении. Есть программы, есть нормативная база, работа активно ведется.

Марина Братанова: Мы участвовали в городском проекте социальной рекламы. Есть задумки очень интересные, мы активно сотрудничаем в этом направлении с городской администрацией. Мы готовы к тому, чтобы Художественный музей стал имиджевой структурой. 30 сентября после реставрации открывается здание на Верхневолжской набережной с крупномасштабной постоянной экспозицией западноевропейского искусства XV — начала XVIII вв. из собрания музея. С 1 октября музей готов к посещению. Гости, приезжающие в Нижний, ищут, куда пойти. Их интересуют музей, исторические места, памятники. Поэтому наши учреждения должны быть имиджевыми. Сейчас в нашем музее будет две основные экспозиции: в Кремле — отечественного искусства, а на Верхневолжской набережной — западноевропейское. Мы доносим до зарубежного зрителя информацию о Нижнем Новгороде через участие в международных выставках. Например, в Мюнхене была выставка работ Кандинского с использованием полотен из фондов нашего музея.

Татьяна Маркина: Предположительно Дом Рукавишникова откроется через полтора года. Сохранится краеведческая экспозиция, но она будет подана через призму семьи Рукавишникова. Для продвижения музея на Щелоковском хуторе не хватает финансирования и рекламы в Кремле. Если бы такая реклама появилась, мы могли бы привлекать гораздо больше туристов. Также хотелось бы продвигать экспозицию в Ивановской башне. У нас действует сайт, мы распространяем буклеты, размещаем информацию в СМИ, активно сотрудничаем с туристическими фирмами.

Игорь Петров: Отрабатывается методика по перенесению объектов из центра на Щелоковский хутор с целью их сохранения. Мы нашли возможность финансирования этой программы. Таким образом архитектурно-исторические объекты становятся собственностью музея, областной собственность и могут быть использованы, в том числе в коммерческих целях.

Галина Клочкова: Краеведение в кабинете изучать нельзя. Мы учим детей тому, что не бывает решений на все случаи жизни. И город дети должны осваивать по-разному. C родителями, пока они маленькие. С этим проблема, потому что из-за огромных машин детям город не видно. Приходя в школу, где нет школьных дворов, дети также не могут любоваться городом. Но это вопрос глобальной школьной программы. Если говорить о Нижнем Новгороде, то это вопрос выхода на улицу. Нам повезло: школа расположена в живописном месте на набережной Федоровского, и дети были свидетелями, как реставрировался собор, они находились в процессе. Краеведение — это вопрос обживании города. Я горжусь, что научила своих учеников гулять по городу: с площади Народного единства можно выйти в Кремль, оттуда — на Верхневолжскую набережную и так далее. Нужно, чтобы дети выходили на улицы родного города и чтобы рядом находились люди, искренне любящие свой город. А еще необходимо задуматься о самых простых практичных вопросах. Например, о женщинах, которые выходят на Покровку в обуви на каблуке. Приглашая в город гостей, мы должны помнить, что тапочки в начале Покровки не выдают! Нужно обращать внимание детей на красивое, а когда они вырастут, то сами научатся практичности.

Татьяна Холуева: Мы затронули очень важную тему — краеведческое воспитание детей, развитие любви к своему городу, патриотизм. И я снова хочу вернуться к визуальному восприятию нашего города. Детям это наиболее доступно и понятно. Нужно создать музей под открытым небом, которым можно было бы любоваться, не покупая входной билет, в любое время дня. Это мощный воспитательный момент. А еще важно, чтобы дети знали героев своего города, знали их историю и знали, как они выглядят.

Ольга Наумова: К сожалению, у нас нет ни одного учебника по краеведению Нижего­родской области. Во время полпредства Сергея Кириенко была идея издать такой учебник, однако самой большой трудностью стало то, что не нашлось автора, который смог бы написать его простым, интересным и доступным ребенку языком. А еще, сейчас много книг низкого качества, где искажаются факты. С этим нужно что-то делать. Может, стоит в этой области создавать авторитетный экспертный совет, который бы отслеживал выходящий материал…

Борис Гецелев: Музыканты, чтобы иметь возможность развиваться, принимают участие в различных конкурсах. К сожалению, у нас таких конкурсов проводится мало. Имеет смысл провести конкурс, в том числе, на гимн Нижнего Новгорода. Тогда у нас появится, может быть, свой гимн. Это требует не так много денежных вложений. Заниматься культурой нужно параллельно с развитием промышленности, экономики, а не ждать, пока стабилизируется положение.

Галина Симанская: Говоря об имидже города, я считаю, нельзя не упомянуть Художественный музей и Оперный театр. Это вечные ценности. Наши дети только тогда будут знать о великих людях своего города и своей страны, когда в их жизни будет место для классики. А вообще, на мой взгляд, имидж нашего города создают отдельные люди, каждый в своей области. И когда этот каждый сделает немного от себя и усилия работников культуры, образования, представителей власти и бизнеса затем объединятся, мы получим цельный образ, имидж города.

Александр Цирульников: Прежде всего, есть власть, и она должна заниматься городом, его обликом, наводить порядок. Мы должны заниматься сохранением нашего наследия, защищать его. У нас есть удивительные дома на улице Горького, где представлена уникальная резьба, и их надо сохранять. Сейчас город теряет свой странный облик. Имидж нельзя создать, забыв про свое прошлое, свою историю. Нельзя уничтожать Парк Победы, который уже существует, мотивируя это тем, что туда тяжело добраться. Власть должна обеспечить транспортное сообщение. Чтобы у города был имидж, нужно сохранить то, что было создано прошлыми поколениями. Сейчас у нас ведется политика на погубление. Почему гостей города ведут к Коромысловой башне или дому-музею Сахарова? Потому что есть что рассказать. Нужно поддерживать историю. И, в конце концов, у нас есть Волга.

Александр Прудник: На мой взгляд, первая проблема с созданием имиджа состоит в том, что происходит уничтожение нашего наследия — городской деревянной архитектуры. Пройдет время, и мы будем смотреть только на здания из цветного силикатного кирпича. Второе — город потерял единство в административном и управленческом плане, потому что территорией Нижнего Новгорода город не распоряжается, и, например, Кремль находится в ведении областной администрации. Поэтому единой концептуальной среды не создается. Третье — проблема чистоты. Город необходимо вычистить. Во дворах и на въезде в город — жуткие зрелища. Наконец, наш главный позор — маршрутки и ПАЗики. Большего ужаса, который может увидеть иностранец, нет. Требовать от нашей молодежи, чтобы она была культурной, современной, креативно мыслящей, при том, что с утра людей трамбуют в грязные разбитые перемотанные скотчем маршрутки и по ужасным пробкам доставляют в верхнюю часть, нельзя! Этим нужно заниматься. С этого начинается изменение облика города.

Александр Рожков: Скажу одно: на городе не надо зарабатывать, город надо любить.

Андрей Дахин: Хотел бы сделать две ремарки относительно внешнего и внутреннего имиджа. Если мы хотим, чтобы мы знали сами о своем городе, нужно организовать систему шаттлов, которая бы помогала людям добраться в интересные места, познакомиться с этим культурным наследием. Например, на Щелоковский хутор. В противном случае, простому жителю преодолевать пространство города неудобно и стимулов к этому не так много. Бизнес показывает прекрасный пример, как нужно эту систему организовать: налажено прекрасное сообщение с деревней Федяково. Почему бы то же самое не сделать и с некоммерческими объектами. Говоря о внешнем облике, мы не участвуем ни в одном интересном и крупном проекте, как это было в Казани или Сочи. Нужно заявлять о себе, чтобы о нас знали.

Наталья Панкова: То, как нас воспринимают, зависит от того, как мы встречаем людей. У нас есть Международный аэропорт. В Москве есть пример того, как в здании аэропорта создаются тематические экспозиции. Почему бы нам не применить это в своем городе. И это лишь частный пример того, как мы не используем то, что у нас есть.


эксперты

Марина Братанова, директор Нижего­род­ского государственного художественного музея;

Борис Гецелев, профессор Нижегород­ской Государственной консерватории им. М.И. Глинки, заслуженный деятель искусств России, секретарь Союза композиторов РФ, председатель Нижегородской региональной организации Союза композиторов России;

Андрей Дахин, политолог, директор Нижегородского Центра социально-экономи­ческой экспертизы;

Юрий Ежов, депутат городской думы Нижнего Новгорода, заместитель директора ННИИТО;

Наталья Звягинцева, главный редактор художественного вещания НОГТРК «ННТВ;

Татьяна Маркина, заместитель директора по развитию Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника;

Алла Морозова, заместитель начальника управления поддержки и развития предпринимательства и туризма министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области;

Галина Клочкова, директор частной гуманитарно-художественной школы им. М.В. Ломоносова;

Александр Косовских, депутат Законо­да­тельного собрания Нижегородской области;

Николай Морохин, профессор, доктор филологических наук, председатель Фольклорного Фонда им. В.Н. Морохина, заведующий Кафедры русской литературы

XX века Филологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, писатель, журналист;

Сергей Красиков, председатель комитета по информатизации, работе с общественными объединениями и средствами массовой информации ЗС НО;

Ольга Наумова, директор издательства «Кварц», лауреат премии Нижнего Нов­города;

Наталья Панкова, художник, советник представителя МИД России в Нижнем Нов­городе, руководитель Нижегородского фонда «Русское искусство»;

Игорь Петров, заместитель руководителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Нижегородской области;

Александр Прудник, социолог, старший научный сотрудник института социологии РАН, Фонд «Открытая социология»;

Александр Рожков, независимый политолог;

Галина Симанская, заслуженный работник культуры РФ, руководитель пресс-службы НГТУ им. Р.Е. Алексеева, музыковед, журналист;

Татьяна Холуева, заслуженный художник РФ, лауреат премии Нижнего Новгорода;

Александр Цирульников, член Общественной палаты Нижегородской области, почетный гражданин Нижегородской области, журналист, писатель;

Игорь Чурдалев, директор студии «Горький-НН», журналист, писатель.