№16 (54), 20.07.2007
Экономика
А и Б сидели на трубе
Нерентабельное у нас в стране сельское хозяйство. И в советское-то время жило на дотациях, а уж в нынешние времена и подавно. Однако и сейчас бывают счастливые исключения, когда сельскохозяйственные предприятия получают такие доходы, которые западному сельхозпроизводителю и не снились.
Был создан «Фонд поддержки предприятий агропромышленного комплекса», и теперь нужно было просто организовать перекачку в него денег, выплачиваемых сельхозпредприятиям за нанесенный почве ущерб
Так, например, случилось в Кстовском районе. По его территории проходит перегоняющий нефтепродукты трубопровод. Он нуждается в периодическом ремонте, но этот процесс наносит существенный ущерб почве. Поэтому в качестве компенсации за ущерб экологии и сельскому хозяйству предприятие ОАО «Верхневолжскнефтепровод» выплачивает исчисляемые миллионами рублей денежные средства. Эти деньги могут помочь предприятиям закупить новую технику, семена, выплачивать работникам достойную заработную плату. Могут. Точнее, могли бы.
В 2001 году на пост главы администрации Кстовского района был избран директор СПК «Ждановский» Юрий Лебедев. Команде нового главы, в частности директору департамента сельского хозяйства господину Михееву и его заместителю господину Лобанову, видимо, не давали покоя крупные суммы, которые получались предприятиями практически ни за что. «А чем мы хуже?» — так, наверное, могли подумать в департаменте. В результате был создан «Фонд поддержки предприятий агропромышленного комплекса», и теперь нужно было просто организовать перекачку в него денег, выплачиваемых сельхозпредприятиям за нанесенный почве ущерб.
Был составлен план ремонта трубопровода. Но имелась проблема: у этих земель были законные владельцы. И в результате именно на тот срок, в течение которого проводился ремонт, Фонд арендовал земли под трубопроводом. Разумеется, и деньги за ущерб выплачивались не законным владельцам, а арендаторам.
Если земли находились в областной или федеральной собственности, то выпускалось распоряжение главы администрации района, и земли, никогда району не принадлежавшие, сдавались в аренду волевым путем. Сложнее было, если земли находились в собственности сельскохозяйственных предприятий.
К последней категории «сложностей» можно отнести и ЗАО «Коминтерн», расположенное в селе Чернуха Кстовского района.
«Он вышел родом из народа.
Как говорится, парень свой»
(Из русской народной песни)
Когда-то совхоз «Коминтерн» был известен всей стране. Сначала своими трудовыми показателями, согласно которым он занимал третье место в области. Затем громким уголовным делом против директора совхоза: статья о нем занимала целую полосу в центральной газете «Правда» Это несколько позже способ работы Фадеева назовут «новыми методами хозяйствования». А тогда, в 1982 году, директора судили за то, что трудягам он платил существенно больше, чем лодырям. После того, как директор был с позором уволен, дела в совхозе пошли на спад.
Ситуация в ставшем закрытым акционерным обществом «Коминтерне» не развивалась до 2004 года — вплоть до момента, когда чиновники из департамента сельского хозяйства обратили внимание на то, что по территории ЗАО проходит уже упомянутая пресловутая труба и дает вполне очевидные и очень даже неплохие доходы. Должны были начаться ремонтные работы, поступить деньги, а в руководстве предприятия ЗАО «Коминтерн» не было нужного человека, готового перечислить эти деньги в «Фонд».
Сумма активов по балансу составляла 49 млн рублей, а задолженность — 27 млн. Но в выходной день вместе с представителями департамента сельского хозяйства был составлен искусный акт инвентаризации, в котором стоимость активов составила примерно 20 миллионов рублей
Но, как известно, безвыходных ситуаций не бывает, и директор департамента сельского хозяйства Михеев такого человека вскоре нашел. Им оказался двадцатисемилетний гражданин не России, но Казахстана Александр Николаевич Ищенко.
Про село Чернуха он и не знал, пока ему не рассказал о нём сам Михеев. Правда, каким образом эти двое нашли друг друга, история умалчивает. Но факт остается фактом: простого лаборанта с линдовской птицефабрики привезли с семьей в село Чернуха и назначили исполняющим директора ЗАО «Коминтерн». На общем собрании акционеров, в основном пенсионного возраста, всю жизнь проработавших в совхозе, был поставлен ультиматум: либо избирайте Ищенко директором, либо предприятие будет банкротом. Акционеры даже поверили в то, что молодой, энергичный руководитель сможет вывести предприятие из кризиса, и Ищенко стал директором. Возрадовавшись столь странному и счастливому для него стечению обстоятельств, он тут же в благодарность своим покровителям перечислил в Фонд поддержки АПК сумму в размере семи миллионов рублей, забыв погасить задолженности по зарплате и налогам.
Понятно, что доверие акционеров новый директор не оправдал. Показатели не росли, а напротив, падали. Молоко скармливали свиньям, а то, что оставалось, сливали в овраг. Мясо тоннами реализовывалось по цене некондиционного. Здание кормоцеха остаточной стоимостью 3 798 223 рубля было разобрано на металлоконструкции. Оборудование продавали по 500 рублей за тонну, то есть даже дешевле, чем металлолом. Выручка составила двадцать с небольшим тысяч целковых. Кормоцех, коим раньше здесь гордились, теперь смотрится так, будто побывал под бомбами. Общая сумма задолженности предприятия составила 27 миллионов рублей. При этом денежные суммы исправно переводились в тот самый Фонд.
Описать все трудовые подвиги нового директора не хватит никакой бумаги. Возможно, именно по причине ее нехватки закрывались уголовные дела, неоднократно возбуждаемые кстовскими правоохранительными органами против молодого руководителя.
Как бы то ни было, но терпению акционеров пришел конец. И 4 июня 2005 года состоялось новое общее собрание акционеров, на котором был избран новый директор ЗАО «Коминтерн». Им стал Владимир Фадеев. Сын того самого уволенного в 1982 году за неадекватные «методы» Фадеева.
«У верблюда два горба,
Потому что жизнь — борьба»
(Из русского народного опыта)
Дело в том, что хотя Фадеева-старшего с позором выгнали с поста директора, среди работников совхоза он всегда пользовался заслуженным уважением. Именно к его сыну, памятуя о заслугах отца, и обратились пенсионеры совхоза с просьбой возглавить ЗАО «Коминтерн». Тем более что Владимир Викторович когда-то возглавлял министерство сельского хозяйства, а потом стал фермером, а значит — понимал специфику работы.
Новый директор Владимир Фадеев, может, и спас бы «Коминтерн» от банкротства, но ему помешали
В общем, Фадеев-младший решил принять предложение акционеров, — согласитесь, неприятный сюрприз для районного департамента сельского хозяйства. Кстати, кандидатов было несколько. В том числе и сам Александр Ищенко. Однако на собрании он под бурные, продолжительные аплодисменты акционеров снял свою кандидатуру.
Но практически сразу выяснилось, что, «честно» и красиво уходя с должности, прежний директор оставил подарок. За две недели до общего собрания он написал заявление в Арбитражный суд с просьбой обанкротить ЗАО «Коминтерн». Сумма активов по балансу составляла 49 миллионов рублей, а задолженность — 27 миллионов. То есть, по факту, оснований для банкротства не было. Чтобы исправить эту неловкость в выходной день вместе с представителями департамента сельского хозяйства был составлен искусный акт инвентаризации, в котором стоимость активов резко упала до 20 миллионов рублей. Однако заседание должно было состояться 7 июня, а к этому времени Ищенко уже не был бы директором. Чтобы новый директор не отозвал заявления, Ищенко написал ходатайство в суд с просьбой перенести заседание на более раннее время, мотивируя это тем, что будет находиться в командировке за пределами области. Суд охотно пошел ему навстречу.
Тем временем в ЗАО появился временный управляющий — некто Каргин. Это опытный и поднаторевший в деле банкротства хозяйств человек: он уже банкротил Птицефабрику села Подлесова и МУП «ПКХ» Кстовского района. Каргин привёз определение Арбитражного суда о запрещении совершать любые сделки без его согласия. С большим трудом его уговорили разрешить погасить работникам долги по заработной плате за два года. В Чернухе был праздник. Впервые за десять лет людям закрыли все долги по зарплате.
Но временный управляющий боролся за каждую статью расходов. Он искренне не понимал, зачем сельскохозяйственному предприятию нужны запасные части, удобрения. Как и то, зачем оплачивать электроэнергию? Эти сложные вопросы в голове Каргина не укладывались.
В один прекрасный день временный управляющий в очередной раз запретил оплачивать электроэнергию. Система машинного доения остановилась, следовательно, хозяйство могло остаться без коров. Фадеев отправил губернатору Валерию Шанцеву факс, в котором обрисовал сложившуюся ситуацию.
Как рассказывали работники министерства сельского хозяйства области, факс этот, абсолютно случайно оказавшийся на столе у Шанцева, привел к отставке министра сельского хозяйства Николая Родина. На его место заступил Леонид Седов.
В это время бывший директор ЗАО Ищенко обратился в суд с требованием восстановить его на работе как незаконно уволенного: он заявил, что кандидатуру свою на собрании не снимал. Акционеры срочно созвали общее собрание с целью еще раз уволить Ищенко. Назначенная дата — 1 октября, а суд должен был состояться 30 сентября. Однако судья перенёс слушание дела на 15 сентября в связи с внезапно свалившимся на голову отпуском.
Стоит ли говорить, что, несмотря на свидетельские показания и документы, наглядно демонстрировавшие, что Ищенко действительно снял свою кандидатуру на собрании акционеров, в должности Ищенко был восстановлен. Просто суд не мог не поверить словам Александра Николаевича, который утверждал обратное.
Более того, за две недели до этого собрания акционеров Ищенко успел забрать все подлинные документы. Фадеев во второй уже раз был избран директором, однако, из-за банального отсутствия этих самых документов, не смог получить право финансовой подписи.
Ищенко же вновь обратился в суд с требованием восстановить его на работе. Акционеры, на этот раз уже заранее, организовали очередное общее собрание, чтобы в третий раз избрать Фадеева.
А самому Фадееву удалось договориться с кредиторами о подписании мирового соглашения. Это означало, что процедура банкротства должна была завершиться, а предприятие получало шанс выжить. Однако за два дня до судебного заседания кредиторы без объяснения причин отказались подписывать мировое соглашение.
22 ноября состоялось судебное заседание Арбитражного суда, на котором дважды уволенного акционерами Ищенко признали законным директором, а трижды избранного Фадеева — нет. Суд постановил: ввести процедуру конкурсного производства. Это означало, что ЗАО «Коминтерн» должно умереть. Конкурсным управляющим был назначен Каргин.
Кстати, появилась информация, что на месте ЗАО «Коминтерн» возникнет другое предприятие — ООО агрофирма «Коминтерн», учредителем которой является «Сейма» и которая, по слухам, имеет некоторое отношение к нынешнему министру сельского хозяйства господину Седову.
«И пошли они,
солнцем палимы»
(Из русской народной жизни)
Незадолго до оглашения вердикта Арбитражного суда о банкротстве «Коминтерна», правление ЗАО решило выплатить работникам премию и надбавки за стаж, предусмотренные коллективным договором.
Деньги были начислены, однако не выплачены. В 2006 году работники ЗАО «Коминтерн» обратились в суд с требованием о взыскании денежных средств. Мировой судья выдал им судебные приказы, и в течение года работники тщетно пытались получить по ним денежные средства.
Просто конкурсный управляющий решил, что денег и так было мало, и своим приказом отменил все выплаты. Тот же конкурсный управляющий обжаловал судебные приказы в надзорной инстанции. Президиум Нижегородского областного суда отменил приказы и направил дело на новое рассмотрение, мотивируя этот шаг тем, что мировой суд не известил надлежащим образом ЗАО «Коминтерн».
25 работников ЗАО «Коминтерн» обратились в мировой суд с просьбой отменить незаконный приказ конкурсного управляющего. Мировой судья заявил, что дело не в компетенции мирового суда, и передал его в Кстовский городской суд. Потом начались три месяца ожидания судебного заседания, которое состоялось 17 мая 2007 года. Было объявлено: дело не подлежит рассмотрению в Кстовском городском суде и его направляют обратно в мировой суд. Таким образом, работники ЗАО «Коминтерн» ходят по этому кругу уже второй год.
Тем временем, имущество ЗАО «Коминтерн» успешно распродается, хотя конкурсный управляющий так и не подписал акт приема-передачи имущества от Фадеева-младшего. Деньги у ЗАО появляются, однако, выплачивать их работникам никто не собирается.
Время идет. Надежда на справедливость тает на глазах. Наверное, так исчезает доверие к власти…
Евгений Родин