09-11-09

Политика

Бюджет-2010: наперекор себе

В 2010 году правительство Нижегородской области после периода авантюризма в финансово-бюджетной политике решило вернуться на более осторожные позиции. Однако очевидно, что от безграмотности в бюджетной политике уйти денежным властям нашего региона не удастся.

Еще в начале 2009 года не только специалисты в финансово-бюджетной сфере, но и простые журналисты упрекали губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, вице-губернатора Владимира Иванова и министра финансов Ольгу Сулиму в нереалистичной, несбалансированной и даже авантюрной денежной политике. Тогда говорили о том, что доходная часть областного бюджета в 2009 году составит 72–74 млрд рублей. Из этой суммы и надо строить политику в сфере расходов. Однако правительство Нижегородской области не прислушалось в рациональным доводам. До сих пор, после трех крупных секвестров областного бюджета его основные параметры выглядят примерно так: доходы — 78 млрд рублей, расходы — 91 млрд рублей, дефицит — 13 млрд рублей. Хотя председатель Законодательного собрания региона уже признал, что доходы в этом году составят только 74–75 млрд рублей. Это означает, что нас ждет еще одно, четвертое по счету секвестирование бюджета на 3–4 млрд рублей.

Возникает резонный вопрос: это была неграмотность денежных властей или все-таки некоторый расчет? Скорее всего, речь идет о втором варианте действий Шанцева, Иванова и Сулимы. Хотя они явно не спрогнозировали сценарий развития событий в российской экономике в целом и в нижегородской в частности. Так в чем же заключался этот расчет? Фактически вся программа развития Нижегородской области в 2009 году и больше половины расходов на переход к новой системе оплаты труда бюджетников были исполнены за счет дефицита бюджета. То есть за счет займов, кредитов, которые рано или поздно придется возвращать. А это будет сдерживать развитие нашего региона в первые посткризисные годы. Поэтому когда губернатор Шанцев говорит, что к 2015 году мы войдем в график выполнения Стратегии-2020, компенсировав кризисные явления 2009–2011 годов, то в это не очень верится. Бюджетная политика будет направлена на выплату долгов, а не на развитие экономики. Валерий Павлинович почему-то об этом забывает. А ведь перед его глазами конкретный пример. В 2008 году в бюджет области поступили излишки налога на прибыль в основном с крупных предприятий, которые подлежали возврату. По разным оценкам эта сумма составляла от 6,5 млрд до 8 млрд рублей. В 2009 году примерно половина этой суммы возвращена. В 2010 году нужно будет возвратить оставшуюся половину. Именно эти обязательства связали правительство по рукам и ногам, тем более что предприятиям в кризисные времена эти денежные средства нужны, как воздух. По некоторым данным, областной бюджет был должен, например, ГАЗу, который и сам задыхается от долгов.

Что характерно для финансово-бюджет­ной политики в 2009 году? Так получилось, что правительство Нижегородской области заблаговременно подтянуло все возможные резервы по доходам. Например, до небес увеличен транспортный налог. В то же время по расходам были взяты запредельные обязательства: например, с апреля 2009 года прибавили зарплату бюджетникам. В результате возник дисбаланс: доходы составили примерно 90% от того, что было в 2008 году, а расходы к уровню 2008 года составляют аж 115%. Это называется «жить не по средствам». От этого дисбаланса и пытаются уйти в 2010 году.

В чем тут основная проблема? Допол­нительных резервов для увеличения доходной части бюджета у нас нет. Не увеличивать же опять транспортный налог. При этом перед областным бюджетом нет задачи перехода на новую систему оплаты труда бюджетников, что приводит к увеличению зарплат. Это уже было сделано в апреле 2009 года. На разжившихся как никогда госслужащих наоборот поставлена задача из Москвы экономить. Отсюда предлагается более сбалансированный подход к финансово-бюджетной политике в 2010 году.

Бюджетная политика 2009-2011 годов будет направлена на выплату долгов. Губернатор Шанцев почему-то об этом забывает

В то же время бюджет развития в будущем году не обнуляется. Он предполагается в размере 6 млрд рублей, что лишь немногим меньше, чем в 2009 году. Якобы и сохраняется поддержка реального сектора экономики и малого бизнеса в нынешних размерах. Это примерно 4 млрд рублей. Понятно, что в таких условиях не обойтись без дефицита бюджета, но выглядит явно скромнее, чем в 2009 году — около 2,5 млрд рублей. А как же без дефицита бюджета, если спорт высших достижений (хоккейная команда «Торпедо», футбольный клуб «Волга») обеспечивается за счет… налоговых льгот и в бюджет Нижегородской области не поступит от 400 млн рублей и больше. На содержание физкультурно-оздоровительных комплексов из бюджета Нижегородской области поступают сотни миллионов рублей. И это только сейчас, когда число ФОКов у нас около десятка, а когда их будет 42, то на содержание и эксплуатацию будет уходить уже более миллиарда. О чем речь? Спорт, физкультура, забота о здоровье — это дело серьезное, но где экономическое обеспечение всего этого? Пока не видно. Тем более в условиях экономического кризиса и большой долговой нагрузки бюджета Нижегородской области.

И все-таки у читателя не может не возникнуть впечатления, что расходы областного бюджета и в 2010 году будут не по достижениям в экономике «жирные». За счет чего? В райцентрах строят ФОКи за сотни миллионов рублей, а в селах и деревнях десятками закрывают так называемые малокомплектные школы, объекты здравоохранения. Сотнями и тысячами сокращают учителей и врачей, прочий персонал. По консолидированному бюджету за 2009 год и 2010 года на этом сэкономлено более 2 млрд рублей. Жизнь в районах концентрируется в райцентрах.

Есть масса доводов, как в пользу этих процессов, так и по их критике. Мы уже не раз об этом говорили. Но ведь большинство из закрывающихся школ и объектов здравоохранения капитально отремонтированы при Шанцеве в 2006–2008 годах. Потрачены огромные средства, можно сказать, впустую. Не исключено, что это затронет достроенные и заново построенные сельские школы. А кадровая политика? Заманивают молодых специалистов в школы и больницы, а опытные кадры списывают под видом пенсионеров. Получается, что за огромные бюджетные средства улучшается соотношение молодых специалистов и пенсионеров в школах. Это, конечно, нужно, но цена вопроса велика, а общий эффект все же сомнителен. Кстати, вспомним, что пару лет назад губернатор Шанцев сам выступал против таких процессов на селе.

В тех же 2006–2008 годах резко выросли зарплаты госслужащих, при Валерии Шанцеве увеличилось их количество. Ведь не случайно решили на территории Нижегородского кремля строить новый Дом правительства. Теперь вроде как намечается и сокращение госслужащих, и некоторое урезание их фонда оплаты труда. Опять же политика 2010 года и действия в 2006–2008 годах находятся в полном противоречии друг с другом. Можно все свалить на кризис, а можно сказать и другое — нет элементарного среднесрочного анализа, а есть желание повыгоднее для чиновничества освоить бюджетные средства.

Из той же серии программа по строительству дорог к деревням и селам. Будут освоены бюджетные средства, а вскоре малокомплектные деревни попытаются ликвидировать. Зато чиновники будут как всегда в шоколаде.

В районах Нижегородской области вновь заговорили об укрупнениях, о которых Валерий Шанцев заявил в послании к депутатам Законодательного собрания в 2008 году, а потом от своих замыслов, вроде бы, отказался. Как бы и ФОКи в некоторых бывших районах через какое-то время не повторили судьбу сельских школ и объектов здравоохранения.

Кстати, за заседаниях комитетов Зак­собрания Нижегородской области не раз говорилось о том, что прогноз социально-экономического развития региона, на основе которого разрабатывается областной бюджет, не может устроить ни депутатов, ни общественность. Одна программа перечеркивает другую, и никто не несет ответственность за сотни миллионов потраченных средств.

Виктор Деменев