09-11-16
Общество
Перхоть красит белым цветом стены древнего кремля…
В так называемый «День народного единства» на площади Минина состоялась презентация гимна Нижегородской области. Музыку к нему написал известный композитор Александр Морозов («В краю магнолий плещет море…»), а слова — Валерий Шамшурин, замечательный поэт и один из лучших исторических писателей в России. О музыкальных достоинствах презентованной композиции мы судить не будем, а вот по поводу ее литературных «красот» и потаенных смыслов редакция решила позволить нашему постоянному колумнисту сделать несколько ироничных, но добродушных замечаний.
Уже в первом предложении шамшуринского гимна, лишь для приличия украшенного запятой («Родные дали с Волгой и Окою, седые башни древнего кремля»), угадывается плохо замаскированный намек на пожалование Валерию Павлиновичу Шанцеву Нижегородского феода. Под «родными» здесь, видимо, следует понимать ельцинскую «семью», один из представителей которой, Владимир Владимирович Путин, и передал Шанцеву в 2005 году право на владение Нижегородской вотчиной (Шамшурин обыгрывает это событие с помощью омонима «дали», совмещающего в себе глагольное и субстантивное значения). Волга и Ока указывают на главные географические ориентиры полученной территории, а упоминание кремля вызывает неизбежные ассоциации с губернаторской резиденцией. Несколько смущает эпитет «седые», использованный для характеристики фортификационных сооружений, разбросанных по вершинам Дятловых гор. Конечно, можно предположить, что уважаемый стихотворец употребил его в значении «древние». Однако нормальному функционированию данного эпитета в пространстве поэтического текста мешает исходная цветовая семантика: практически любой читатель, выстраивая в своем воображении образный ряд нижегородского гимна, будет почти бессознательно заменять слово «седые» на слово «белые». В результате у него неизбежно возникнет ощущение, что речь идет не о Нижегородском, а о Казанском кремле, который, если верить географическим картам, находится на территории Татарстана.
Во втором предложении первого куплета («Навеки сердцу стала дорогою моя Нижегородская земля») роль камуфляжной сетки, наброшенной на зашифрованную информацию, выполняет слово «сердцу». Если мы его устраним, то получим фразу, которая в полной мере отражает реальное состояние дел в экономике региона. Ведь ни для кого не секрет, что по многим ключевым показателям нижегородская земля действительно «навеки стала дорогою». Например, в Нижегородской области самая высокая в стране инфляция; по росту тарифов на платные услуги мы также прочно занимаем одно из первых мест в России; цены на жилье в Нижнем Новгороде приближаются к московским и петербургским (именно в этом, наверное, и проявляется пресловутая «столичность» нашего города); по итогам 2008 года администрация Нижегородской области заняла первое место в стране по затратам, которые идут на ее содержание, и т.д. В том, что подобное положение дел сохранится «навеки», сомнений практически нет. Остается только радоваться, что автор гимна совершенно чужд бездумному расточительству: экономя творческие усилия, он целенаправленно превращает заключительные строчки каждого куплета в припев.
Начало следующего куплета («В суровый час в колокола ты била, одну судьбу с Отечеством деля») вновь заставляет читателя призадуматься. Под «суровым часом» здесь, как можно догадаться, имеется в виду Смутное время 1598–1613 гг., а под битьем в колокола — созыв Нижегородского ополчения. Однако нужно помнить, что в период Смуты нижегородское княжество не столько «разделило», сколько «изменило» судьбу отечества, поэтому и расставлять исторические акценты следовало, наверное, как-то иначе. Окончание второго куплета («Ты для России Минина взрастила моя Нижегородская земля»), лишенного почему-то запятой перед словом «взрастила» (во всяком случае, в том тексте, который вывешен на сайте Законодательного собрания Нижегородской области, она отсутствует), дает нам понять, что подлинным оправданием существования Нижегородской земли, с точки зрения Валерия Шамшурина, является появление на свет Кузьмы Минича Захарьева Сухорукого. В значении этой фигуры не приходится сомневаться, но возникает вопрос: неужели только Мининым исчерпывается набор имен, символизирующих славную историю нижегородского края?
Третий куплет («Зовут к себе и города, и нивы, и шум лесов, и волны ковыля. Твои святыни вечно будут живы моя нижегородская земля») способен сбить с толку любого человека, хоть немного разбирающегося в природных условиях нижегородчины. Больше того, он может его полностью дезориентировать. И причина тому — «волны ковыля». Шамшурин каким-то образом упустил из виду, что ковыль (лат. Stipa) покрывает не поверхность Нижегородской области, а целинные степи южной России и Сибири. Можно, конечно, допустить, что автор гимна случайно проговорился и раскрыл тайну грядущего присоединения указанных территорий к нижегородской «короне». Но, скорее всего, дело обстоит значительно проще. Будучи глубоко законспирированным постмодернистом, Шамшурин не мог отказать себе в невинном интертекстуальном удовольствии. Если внимательно присмотреться к первому предложению третьего куплета, то становится очевидным, что оно восходит к стихотворению Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». Непосредственного цитирования мы, конечно, не найдем, но зато с легкостью обнаружим совпадение «опорных» («ключевых») лексем: шамшуринским «нивам», «шуму лесов» и «волнам ковыля» будет соответствовать набор идентичных природных объектов и состояний в лермонтовском тексте: «Когда волнуется желтеющая нива, и свежий лес шумит при звуке ветерка…» Можно также предположить, что семена ковыля занесло в нижегородский гимн из блоковского цикла «На поле Куликовом», в котором наличие данного растения не противоречит климатическим условиям донских степей («Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…»).
Во втором предложении третьего куплета снова почему-то пропущена запятая (она должна стоять перед обращением «моя нижегородская земля»). Кроме того, появление «святынь», которым автор дарует вечную жизнь, практически ничем не мотивировано: если считать «святынями» города, нивы, леса и виртуальные степи, то придется признать, что нижегородский гимн имеет ярко выраженную языческую окраску.
В последнем куплете, напоминающем по своему характеру застольную здравицу («Так процветай в свершениях и силе, души своей широкой не тая, на радость нам, на славу всей России, земля Нижегородская моя»), автор продолжает упорствовать в своем пунктуационном анархизме. Вместо восклицательного знака, который диктуется здесь не только интонацией, но и смыслом, он ставит вяло-безразличную точку. Из-за этого все дионисийские призывы («процветай», «раскрой свою широкую душу») приобретают, к сожалению, несколько фальшивый оттенок.
Когда-то Владимир Войнович обронил замечание, что «соцреализм — это восхваление начальства в доступной для него форме». Если отталкиваться от этого определения, можно сказать, что гимн, сочиненный Валерием Шамшуриным, восхваляет Нижегородскую область исключительно в той форме, которая доступна ее начальству. Не случайно пламенным поклонником гимна стал председатель Законодательного собрания Нижегородской области Виктор Лунин. Он заявил, что Валерию Шамшурину «удалось учесть и подчеркнуть индивидуальные особенности нижегородской земли». Видимо, Виктор Лунин относится к тем людям, которые всерьез полагают, что для того, чтобы во рту стало сладко, нужно как можно чаще произносить слово «халва». Ведь вполне очевидно, что простое упоминание Волги, Оки, Кремля и Козьмы Минина еще не гарантирует художественного воплощения нижегородской региональной индивидуальности, «духа» нижегородцев. Это доказывается хотя бы тем, что незначительная механическая переделка шамшуринского гимна позволит приспособить его к нуждам любой области. Не верите? Замените, например, в двух последних куплетах слово «нижегородская» на слово «новосибирская» и вы увидите, что гимн от этого нисколько не пострадает.
дословно
Гимн Нижегородской области
Музыка А. Морозова
Слова В. Шамшурина
Родные дали с Волгой и Окою,
Седые башни древнего Кремля.
Навеки сердцу стала дорогою
Моя Нижегородская земля.
Навеки сердцу стала дорогою
Моя Нижегородская земля.
В суровый час в колокола ты била,
Одну судьбу с Отечеством деля,
Ты для России Минина взрастила
Моя Нижегородская земля.
Ты для России Минина взрастила
Моя Нижегородская земля.
Зовут к себе и города, и нивы,
И шум лесов, и волны ковыля.
Твои святыни вечно будут живы
Моя Нижегородская земля.
Твои святыни вечно будут живы
Моя Нижегородская земля.
Так процветай в свершениях и силе,
Души своей широкой не тая,
На радость нам, на славу всей России,
Земля Нижегородская моя.
На радость нам, на славу всей России,
Земля Нижегородская моя.
Текст гимна взят с официального сайта Законодательного собрания Нижегородской области zsno.ru
Алексей Коровашко