09-11-16

Культурный слой

«Время для новых боуи и диланов существует всегда»

Эссе Вадима Демидова в усечённом виде изначально было размещено автором в сети, и реакцией на него стало несколько масштабных дискуссий на форумах, в ЖЖ и Вконтакте. Предлагаем читателям «Новой» в Нижнем» небольшую подборку мнений.

korney_prutkov: Радио по жизни слушаю мало. Поэтому не берусь судить, справедлив ли автор статьи в отношении «Нашего радио». Мне кажется, что предъявлять ответственность за мельчание русского рока этому радио — преувеличение, узость мысли. Поток всякого западного г**** (ориентир на деньги, потребительские ценности, разврат, «бери от жизни все», открытая алкоголизация населения и т.п.) в девяностые разрушил и искренность, и самобытность рок-музыки. Привязывать это к какому-то отдельному радио — неправильно. Да, признаться, для меня все радио на одно лицо.

meaerror: Откровенно говоря, рок и сам имел несчастье зародиться на Западе, среди потребительских ценностей и разврата. Так что наш «русский рок» есть некоторым образом адаптация чужеродного организма на нашей почве. А потом и почва адаптировалась к доминирующему на планете общественному строю. Так что все закономерно. Если мы найдем, что противопоставить капитализму, кроме дискредитированного зажравшейся номенклатурой социализма, рок исправится сам, вот увидите. Может быть, к коммунизму есть еще какой-то путь? Надо искать.

leba: Дело не в эволюции (деградации) групп и творчества. История стара, как мир, и название ей — коммерциализация. У меня упоминающиеся группы отнюдь не выстраиваются в вектор деградации. Ну, например, я терпеть не могу Гребенщикова. Беда в том, что он необратимо портит вкус лучшей части «рок-аудитории» из числа тех, кого, в силу жизненных обстоятельств, родители и учителя не воспитывали на символистах с акмеистами и, тем самым, не привили иммунитета против ложноглубокомысленной околопоэтической безвкусицы… Мне кажется также методически ошибочным срубать разные ветви дерева и пытаться положить их в последовательный ряд. Я ненавижу гопничество во всех его проявлениях, но смешивать с ним Хоя или Шнурова… Не являясь большим знатоком музыкальных стилей, позволю себе утверждать, что идеологически это, несомненно, панк (хотя подобное гораздо раньше собственно панка появилось — достаточно вспомнить тот же Slade), а значит — эпатаж. Говнорок же он, руссрок этот, или не говнорок? Лет этак 13–14 назад Сева Новгородцев «Urian Heep» в Нижний привозил. Я впервые попал на живой концерт одной из мировых групп, которую задолго до этого по записям знал и любил. Ох, не сразу после этого я смог что-то наше снова слушать… Никогда ни одна отечественная группа и близко к такому уровню не играла и играть не сможет. Потому что настоящая рок-музыка — это, прежде всего, музыка. Но музыка не наша. Она — часть другой, их культуры, на афро-американо-британских корнях возросшая. А копия никогда не будет равна оригиналу. Так что не говнорок и не руссрок он. Не рок просто, вот и все…

Andrey_N: В СССР не было рынка. То есть совсем. Единственно возможного условия нормального функционирования общества (тогда бы сказали «буржуазного») через взаимосвязь спроса и предложения. Поэтому можно было заниматься теоретической физикой и проектированием космических ракет, не имея в достаточном количестве самого необходимого. И тогда же можно было заниматься той музыкой, для которой необязательно, чтобы она нравилась. Ее не нужно было продавать, не нужно было бороться за слушателя и пр., можно было просто творить. Так же, как делать космический корабль, не взирая на экономическую абсурдность этого мероприятия в нищей стране. И еще. Не знаю про восьмидесятые, но в начале девяностых «говнорока» (по выражению автора) было предостаточно. Просто про него уже давно забыли, как забудут и про нынешний. А останутся — Земфира, Светлана Сурганова… (продолжить можно по желанию).

Андрей МИНУС Дмитриев: На смену творцам-романтикам, творцам-философам пришли творцы-циники. Это, вероятно, обусловлено новыми реалиями, в которых искусство изменило вектор и стало не средством поиска смыслов и само­очищения, а китчем. На смену инженерам, врачам и педагогам пришли менеджеры с иной системой ценностей. Та же группа «Ленинград» и ей подобные — частые гости на корпоративах крупных компаний, куда ни один гопник не в состоянии попасть. Для меня русский рок — скорее пласт в истории нашей культуры, чем музыкальный жанр. Я рассматриваю его наравне с Серебряным веком и движением шестидесятников. Русский Рок, помимо непосредственно музыкантов, представлял собой сообщество вообще творческих и одухотворённых людей — литераторов, художников, актёров и драматургов, кинематографистов. Эта эпоха, на мой взгляд, прошла. Движения нет, остались отдельные творческие единицы, выбирающиеся из окружения в одиночку, так сказать… А время для новых боуи и диланов существует всегда. Разве современный мир по прошествии десятилетий перестал быть серым и чёрствым? Просто мода на них во всём мире действительно прошла. Но ищущий да обрящет, ведь я думаю, что в этом мутном потоке, именуемом говнороком, обязательно найдётся досель тихий и неприметный властитель душ.

Илья Nobody’s Child Волков: Очень спорное эссе, потому что «Кукрыниксы» и «КиШ», например, мне очень нравятся и «Пилот» тоже. Воспитанники Шевчука, птенцы его гнезда так сказать. И ещё. Я терпеть не могу термина «говнорок». Не проще ли «Зверей» и иже с ними называть привычным словом «попса»? Мне кажется, всё-таки потребители формируют эфир радиостанции. Если бы Земфира не обладала гениальным вокалом, никакое «Наше радио» её бы не спасло. Точно также не спасло оно группу «Звери», о которых я лично вообще давно вообще ничего не слышу. У каждого молодого поколения свои герои. С одной стороны. С другой стороны, разве мало молодёжи на концертах «корифеев русского рока»?

Александер … Носков: Во многом согласен с автором, но только не уверен, что такое засилье «говнорока» и его последователей — это только заслуга музыкантов и радиостанций. Общество не меньше виновато в этом, и даже не оно само, а время настало такое, когда хотелось простоты и даже, черт побери, дворовой, понятной простому обывателю вульгарщины, хотя Цой, по-сути, тоже писал дворовые понятные песни, но в другом ключе — стремление к свободе, быть последним героем своего времени. По-моему, говнорок не котируется уже несколько лет. Да, массы все ещё ходят на концерты «Зверей» и пр., но это уже совершенно другая цифра людей, гораздо меньшая. Наступает ренессанс экспериментальной рок-музыки и даже андерграунда. Есть сотни прекрасных бэндов, раскиданных по провинциальным городам, на концерты которых ходят сотни слушателей. Да, их нет на радио, ТВ и т.д. Но им этого и не нужно, они не делают музыку ради денег, не подстраиваются. Есть множество музыкальных фестивалей фолк-музыки, более того, по-моему, русским роком сейчас только и можно называть фолк-рок, типа «Возвращения», «Медвежьего угла»: в нем нет подражания Западу, а есть прекрасная музыка и прекрасные стихи.