09-11-30

Политика

Битва за город проиграна

Дума Нижнего Новгорода наконец-то приняла решение, путь к которому был необычайно тернист и стал для городского парламента настоящим испытанием. Отныне Нижний Новгород — очередной российский город, подчинившийся федеральному тренду и отказавшийся от прямых всенародных выборов главы местного самоуправления.

Вадим Булавинов, Евгений Люлин и Валерий Шанцев символизируют триедиенство региональных центров влияния

Устав от губернатора

Как любое судьбоносное решение изменение системы выборов в регионе имело долгоиграющую историю. Не исключено, что единственное, с чем будет стойко ассоциироваться губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев после схода с политической арены, так это с отправлением местного само­управления под пресс региональной ­власти. Писк о том, что МСУ, по Конституции, не подлежит встраиванию в вертикаль, заглушался скрипом закручивающихся гаек. Еще вчера самостоятельные главы районов и мэры городов, контролирующие и местные отделения «Единой России», и экономические вопросы своих территорий, принимающие у себя действующих губернаторов, ищущих поддержки на предстоящих выборах, постепенно начали расставаться со своим вольным казачеством. Выражения счастья от прихода губернатора-москвича сменились некоторым шоком от прощания со своими полномочиями в земельных, бюджетных и прочих вопросах. Поэтому когда судьба подкинула губернатору такой политический подарок, как исчезновение главы Кулебакского района Николая Рябыкина, уже не надо было удивляться, что комок грязи будет брошен и размазан по всему корпусу глав МСУ. Теперь понятно, для чего вернулся в нижегородское региональное правительство Александр Цапин, знающий, кого и за какую ниточку надо дернуть, чтобы губернатор получил нужный ему результат. Так было создано министерство внутренней политики. Территориям были прописаны изменения в Уставах, предусматривающие отказ от прямых всенародных выборов. Районы брали под козырек по разным причинам: кто-то из глав контролирует район и депутатов, а потому не сомневается в своем присутствии во власти еще на срок как минимум, а кто-то просто был вынужден уступить под нажимом. Отрицать, что нажим был, — глупо. Потому как разговор всегда велся с позиции сильного.

Единственной цитаделью оставался Нижний Новгород, мэр которого продолжал говорить о необходимости сохранять прямые выборы. Было бы, по меньшей мере, странно, если всенародно избранный мэр радовался вытиранию ног о местное самоуправление и полностью с этим соглашался. К тому же безропотное политическое подчинение областной власти означало бы уравнивание города-миллионника и сельскохозяйственных районов, которым руки на тот момент уже выкрутили.

Масла в огонь добавил президиум политсовета регионального отделения «Единой России», который в отсутствие губернатора принял решение вести политику невмеша­тельства и предоставить нижегородской думе возможность самостоятельно принять решение по изменениям в Устав. Федеральный центр, заметив, что губернатор Нижегородской области никак не может справиться с Нижним Новгородом и явно не контролирует ситуацию, решило действовать иначе. Вопрос об изменении Устава был задан самому мэру, который не мог не предполагать, чем может быть чревато для города неподчинение федеральным трендам.

Настал как раз тот случай, когда ради интересов города приходится забывать о политическом противостоянии. В итоге, Вадим Булавинов инициировал внесение изменений в устав и публичные слушания. Это нельзя назвать непоследовательностью по сравнению с тактикой прогубернаторской команды, которой стало выгодно дальнейшее неповиновение Нижнего Новгорода теперь уже федеральным указаниям. Получив задание от федералов, мэр стал уязвим. И орудием для нанесения ему удара стала городская дума, которая при Вадиме Булавинове не знала таких принципиальных противоречий и расколов, а тем более противостояний мэру.

Безусловно, в числе депутатов нашлись те, чьи интересы, связанные с положением в партии, бизнесе и вообще политическим будущим, подвержены влиянию прогубернаторских сил. И гордума раскололась. 3 ноября случился настоящий апогей противостояния — половина депутатского корпуса не пришла на заседание городской думы, чтобы не рассматривать и не принимать решение по вопросу изменения Устава. Поэтому те дни, которые отделяли 3 и 25 ноября, когда решение все же было принято, включали в себя кропотливую работу, направленную на латание бреши в депутатском единстве, пробитой оппозиционным Булавинову лагерем.

«Белый» дом начал и не выиграл

На заседании городской думы Нижнего Новгорода в минувшую среду проблем с кворумом не было — командированные вернулись из поездок, а больные поправили здоровье: из 42 парламентариев явились 39. К тому же, по словам источников в городской администрации, федералы имели наблюдателей за процессом, то есть держали руку на пульсе и смотрели, как справится мэр с тем, что не удалось губернатору. Проект постановления содержал три вопроса — о форме избрания мэра, перенос выборов с октября на март и увеличение численности депутатов с 42 до 48. Депутаты были готовы голосовать по всем, однако Вадим Булавинов воспользовался своим правом и оставил только один пункт — об избрании главы города. Итог голосования встроил Нижний Новгород в федеральный тренд и снял угрозу федерального гнева, который обычно чреват в неполучение городом разнообразных финансовых вливаний из вышестоящих бюджетов и фондов. Для городов, которым подобные бонусы нужны, как воздух, их отсутствие обычно становится страшным ударом в обмен на политическое непослушание.

Итог голосования встроил Нижний Новгород в федеральный тренд и снял угрозу федерального гнева

Проект постановления предусматривал, что глава города избирается тайным голосованием депутатами Гордумы из ее состава на срок полномочий Гордумы. В таком случае глава города будет еще и спикером гордумы. Также будет введен пост главы администрации города, который будет назначаться конкурсной комиссией. Гордума устанавливает общее количество членов комиссии: две трети будут назначаться депутатами думы, одна треть — Законодательным собранием Нижегородской области по представлению губернатора. Согласно проекту, глава администрации города будет работать по контракту. Досрочно контракт можно расторгнуть по инициативе губернатора, депутатов гордумы и по собственному желанию главы администрации.

Некоторые политологи отказались называть победителя и проигравшего в этой битве двух нижегородских центров влияния. Однако следует отметить, что картина достаточно ясная: федералы могут не вникать в способы преодоления трудностей, но в целом уже способны наслаждаться результатом — мэр вполне продемонстрировал политическое влияние. За такое не только город может рассчитывать на экономические и финансовые бонусы, но и Вадим Булавинов наверняка получил на руки несколько политических козырей. И заглянуть ему в карты можно уже сегодня.

Вадиму Булавинову позволили оставить выборы городской думы и главы МСУ в октябре. Главное счастье этого бонуса состоит в том, что и глава МСУ, и депутаты будут избираться в одно время. Не надо скрывать, что кому-то было бы выгодно избирать депутатов в октябре, а главу города выбрать из нынешнего созыва в марте. Где тогда был бы Вадим Булавинов, не являющийся, разумеется, депутатом? Правильно — максимум в кресле сити-менеджера, которого можно снять по инициативе губернатора, который может ее сгенерировать уже к вечеру первого булавиновского рабочего дня. Оставление выборов на октябрь устраивает и депутатов — им не подрезали полгода полномочий и не заставили кидаться с места в карьер, то есть в избирательную кампанию.

Безусловно, такой сценарий сразу высвечивает первый номер в «единоросском» списке на выборах в городскую думу Нижнего Новгорода. Партия, которая пренебрегла усилением самой себя рейтингом Булавинова в 2005 году, теперь опомнилась. Вполне вероятно, что мэр сможет влиять и на составление остальной части списка, что может оказать содействие в кулуарных переговорах при избрании главы МСУ и спикера гордумы в одном лице.

Отказ от увеличения числа депутатских мандатов с 42 до 48, безусловно, говорит о том, что к этому вопросу могут и не вернуться. Партия вполне может увеличить свое влияние через более высокий результат на этих выборах и не устраивать еще одну войну в рамках города, так как увеличение числа мандатов повлекло бы перекройку округов.

Интересно, что согласно Уставу полномочия главы МСУ достаточно широки и это уже смущает некоторых парламентариев, которые, собственно, готовят изменения и лелеют надежду их внести. Однако, скорее всего, сделать им это не удастся, так как внесение изменений в устав оказалось процедурой болезненной.

Не излишни для заострения внимания и отдельные реплики нижегородских персон, задействованных в процессе. «Для меня важно, что попытка создания политического кризиса в Нижнем Новгороде не удалась, хотя даже на последнем этапе прогубернаторские силы пытались затянуть этот процесс путем создания согласительной комиссии и подвешивания ситуации. Попытка представить ситуацию как победу «белого» дома над «серым» абсолютно безосновательна», — отметил одному из информационных агентств депутат Государственной думы Александр Хинштейн.

Зато дважды проигравший «белый» дом пытается обратить внимание публики на то, что с подобным успехом можно было бы провести изменения в устав и на прошлом заседании. Наверное, стоит заценить такое потрясающее чувство юмора…

Алексей Андреев