09-11-30

Экономика

Политический пиар на экономических рельсах

Много раз говорилось о том, что областной бюджет на 2009 год оказался несбалансированным. Предполагается, что бюджет на 2010 год денежные власти сделают обязательно сбалансированным. Однако уже сейчас понятно, что политика мешает этому.

На сегодняшний день примерные параметры областного бюджета-2010 примерно таковы: доходы — 69 млрд рублей, расходы — 71 млрд рублей, дефицит бюджета — около 2 млрд рублей. Бюджет формировался по следующим принципам: социальные расходы индексировались на инфляцию примерно в 10–11%, учитывался рост тарифов на 12–13%. Все остальные расходы, вроде резервного фонда губернатора или целевые программы, рассматривались исходя из 75% от плана на 2009 год. В итоге, на индексирование части социальных расходов не хватает доходных источников примерно на 2 млрд рублей. В этой ситуации областное правительство предполагает, что раз бюджет сверстан очень осторожно, то могут быть дополнительные доходы. Вскоре будут разработаны приоритеты, в соответствии с которыми и будут расходоваться все остальные доходы. Если они, конечно, будут.

Казалось бы, система отработана, и нужно от нее только не отклоняться. Но вдруг выяснилось, что в 2010 году областное правительство вдруг решило с большим при­ростом, а не на уровне 75%, профинансировать ­областные средства массовой информации. Тут выделяется несколько более чем странных позиций.

Позиция 1

Во-первых, наряду с сайтом областного правительства планируется профинансировать еще и сайт губернатора. Если правительственный сайт — это своего рода рабочая информационная площадка, то ­губернаторский сайт будет работать только на рейтинг первого лица региона — губернатора Валерия Шанцева. По нашей информации, на оба сайта в 2010 году собираются потратить

6 млн рублей. Мягко говоря, недешево. Есть версия, что это интернет-ответ на появление антишанцевского интернет-ресурса ­

Shantzev.net, который уже не раз вызывал очень нервную реакцию в окружении губернатора Нижегородской области.

Еще более любопытной является попытка губернаторского окружения потратить 11 млн рублей на так называемый областной выпуск газеты «Новое дело», куда соучредителем около полугода назад вошло областное правительство. По нашей информации, стояла задача покрыть самые крупные населенные пункты региона подпиской на областное «Новое дело». Ясно, что 11 млн рублей для этого проекта — огромная сумма. Ведь тут имеются в виду не средства на помещение, оборудование, а именно на информационную экспансию.

Надо прямо сказать, что значительная часть областных депутатов (из состава комитетов по бюджету и налогам, а также по экономике и промышленности) не вдохновились этим проектом. Известно, что осенью 2007 года была предпринята попытка силовым путем уничтожить оппозиционную прессу в Нижегородской области. Теперь то же самое пытаются сделать квазирыночным способом. С помощью административного ресурса будут навязывать определенные издания всем и каждому. Ясно, что это попытка не мытьем, так катанием вмешаться в и так куцую конкурентную среду на рынке прессы.

Интересно, что ряд депутатов Законо­дательного собрания Нижегородской области призвали лучше раскручивать бюджетные проекты — «Нижегородскую правду», «Нижегородские новости» и «Землю нижегородскую». Пусть, мол, они делают масштабную подписку. А депутат Александр Шаронов логично задался вопросом: зачем областному правительству понадобилась «желтая пресса»?

Такой отпор депутатов вызвал яростную реакцию чиновников. Министр финансов Ольга Сулима дошла до того, что сравнила снятие с финансирования «Нового дела» с прекращением финансирования больницы им. Семашко. Контрольно-счетная палата областного Заксобрания указала, что средства на проправительственное «Новое дело» не просчитаны. И это граничит с нарушением финансово-бюджетной дисциплины.

В итоге, депутат Александр Сериков внес дельное предложение израсходовать эти

Некоторое время назад Валерий Павлинович рассказал, почему он не любит выборы. Мол, купят телеканал или газету и начинают пиариться во всю мощь. Вот и у нас назначаемый, по сути, губернатор. И что? Он пытается купить дзержинский телеканал, тратит огромные средства на газеты и журналы. Вдруг оказалось, что назначаемый губернатор обходится бюджету в разы дороже, чем избираемый. Для переназначения Валерию Шанцеву нужен высокий рейтинг популярности. Вот он и пускается во все тяжкие

11 млн рублей на детей-сирот. Что и было сделано на заседании комитета по бюджету и налогам при непосредственном участии вице-губернатора Владимира Иванова. Сразу стало ясно, что он лично не является сторонником этих бесперспективных затрат на губернаторский пиар. Могут спросить — а почему бесперспективных? По той же причине, по которой бесперспективно реанимировать ту же «Нижегородскую правду»: если есть бюджетные вливания, зачем стараться работать лучше? Вот так рано или поздно загибаются все бюджетные проекты.

Мы даже не подозреваем, насколько увеличилось количество медийных проектов губернатора. Мало кто знает, что есть такое издание, как «Инвестиционный ­каталог Нижегородской области». Сей продукт, тиражом шесть тысяч экземпляров, предназначен для действующих и потенциальных инвесторов. Поэтому вице-губернатор Владимир Иванов ратует за подобный проект. Вот только содержание инвестиционного каталога на двух языках (русском и английском) при всей его дороговизне явно подкачало. Только самые стойкие почитатели официоза способны опуститься до чтения текстов с универсальной установкой «Все хорошо, прекрасная маркиза!».

Позиция 2

Но иногда весьма полезно ­полистать и этот «Инвестиционный каталог Нижегородской области», от которого может вздрогнуть даже самый оптимистичный инвестор. Недавно, в октябрьском номере, я прочитал интересные предложения в интервью губернатора Валерия Шанцева: «Необходимо в сжатые сроки переходить на инновационный уклад экономики, для поддержания и развития которого должно быть полностью задействовано основное налоговое поле: нормальные налоги платит тот, кто занимается инновационной деятельностью. Если какое-то предприятие выпускает плохую продукцию, оно может ее выпускать, но должно платить повышенные налоги».

Это что-то новое не только в налоговой политике, но и в управлении экономикой в целом. До сих пор губернатор Нижегородской области проводил совершенно иной курс. Производите как можно больше, платите зарплату как можно больше. Этот волюнтаристский подход начал давать сбои задолго до мирового кризиса. Уже в начале 2008 года Нижегородская область потеряла темпы по индексу физических объемов промышленного производства. Региональная экономика начала работать на склад, а не на покупателя. И вот крутой поворот, через предложение свести к нулю повышенным, а не нормальным налогообложением немодернизированную экономику. Я думаю, что 80% нижегородской промышленности, а том числе ГАЗ, ПАЗ и прочие, пойдут под шанцевский налоговый пресс. Вот такой информационный продукт для сигналов инвесторам.

Позиция 3

Некоторое время назад Валерий Павли­нович рассказал, почему он не любит выборы. Мол, купят телеканал или газету и начинают пиариться во всю мощь. Вот и у нас назначаемый, по сути, губернатор. И что? Он пытается купить дзержинский телеканал, тратит огромные средства на газеты и журналы. Вдруг оказалось, что назначаемый губернатор обходится бюджету в разы дороже, чем избираемый. Для переназначения Валерию Шанцеву нужен высокий рейтинг популярности. Вот он и пускается во все тяжкие.

В целом, несмотря на сложное финансово-экономическое состояние в регионе, губернатор Валерий Шанцев хотел было себе ни в чем не отказывать. О пиаре в областных СМИ мы уже говорили. Вертолетные поездки стоимостью в 24 млн рублей в год он решил сохранить. В планах губернатора устроить грандиозный парад на 9 мая. На эти цели планируется потратить из областного бюджета

30 млн рублей. Победа, конечно, бесценна, но траты без счета на праздники — это, на мой взгляд, перебор. Лучше бы потратить часть средств на помощь старикам.

Идея годичной давности насчет создания представительств Нижегородской области за рубежом, как это ни удивительно, реализуется. Пусть и не в Сингапуре. В 2010 году будут открыты два представительства — в Германии и Франции. Траты на это пока довольно скромные — около 8 млн рублей. Но если так пойдет дальше, то за бюджет Нижегородской области становится страшно. Политика как-то скромно и со вкусом внедряется в бюджетные реалии следующего года.