09-12-07

Политика

Стойкий химический городок

Директива областных властей об изменении уставов территорий и отказе от прямых всенародных выборов катком прокатилась по Нижегородской области и споткнулась на Дзержинске. Несмотря на подключение тяжелой артиллерии, мэр Виктор Портнов пока не располагает нужным количеством сторонников, а «неправильные» депутаты испытывают колоссальное давление.

Фронт сопротивления

Когда районы Нижегородской области без шума и пыли меняли свои уставы, отказываясь от прямых выборов и выполняя предписание областных властей, напряжение чувствовалось лишь в нескольких муниципалитетах. И прежде всего, это касается двух самых больших городов региона — Нижнего Новгорода и Дзержинска. Города попали под прессинг профильного министерства при губернаторе Валерии Шанцеве, пережили раскол городских парламентов, а политические карьеры действующих мэров стали вызывать много вопросов. Дзержинск замер в ожидании, желая посмотреть на исход ситуации в областном центре.

На первое заседание дзержинской гордумы вопрос об изменении устава был вынесен, но мэр Виктор Портнов его снял, пояснив, что в отсутствие четверти депутатов даже при существующем кворуме было бы неправильно принимать такое решение. Тогда городские власти четко понимали, что число сторонников изменений устава не дотягивает до необходимого. На следующее заседание мэр не вынес вопрос, хотя мог бы сделать это в любой момент, и депутаты ждали. А когда в Нижнем Новгороде вопрос, наконец-то, был решен — стало понятно, что можно было и не засматриваться: у областного центра и его мэра свои отношения и с губернатором, и с федералами. И оказался Дзержинск в определенном вакууме — он не ровня областному центру, но и ориентироваться на 50 сельскохозяйственных районов тоже не следует, хотя мэр именно их ставит в пример, говоря об изменениях устава. Так Дзержинск остался в одиночестве, только лишний раз подчеркнув свою особенность.

Смущала только маленькая северная территория, которая отчаянно отказалась менять Устав, — Варнавинский район. Депутаты земского собрания, подверженные влиянию влиятельных на севере региона депутатов Госдумы Александра Хинштейна и Романа Антонова, «прокатили» инициативу главы района и не приняли изменений в Устав. В дзержинской ситуации некоторым тоже мерещатся тени этих политиков, однако в городе химиков политические интересы оказались тесно спаянными еще и с ­принципиальной позицией ряда депутатов. И как говорит один из депутатов, «торг неуместен и бесполезен».

Неподдающиеся, или Дзержинская математика

К последнему заседанию дзержинской гордумы, назначенному на 2 декабря, региональные власти использовали самую действенную и горькую пилюлю — в пятницу губернатор Валерий Шанцев лично встретился с пятью депутатами городской думы. На встрече присутствовали Алексей Калигин, Виктор Кулепов, Геннадий Голицын, Владимир Потапов и Юрий Шахунц. Губернатор сделал ставку на тех, кто в его понимании подвержен влиянию и силе губернаторского слова. То есть это не те депутаты, которые на тот момент имели репутацию стойкой оппозиции изменениям Устава. Тем более среди них оказалось двое бюджетников — директор дзержинского политеха Виктор Кулепов и главврач тубдиспансера Алексей Калигин. Они по определению должны быть подвержены влиянию и страху перед городскими и областными властями.

Заседание 2 декабря практически все считали судьбоносным. И доказательством тому может служить не только подключение к процессу непосредственно Валерия Шанцева, но и «роскошная» для дзержинского парламента явка — из 36 депутатов явились 30. Явление некоторых вызвало просто шок у коллег. Например, депутат Петр Переведенцев уже три года работает на предприятии в далеком сибирском городе Бийск и все этом время исправно не являлся на заседания, а тут прибыл.

Предложение разнести вопрос изменений в устав на два блока — касающиеся даты голосования и схемы выборов — не прошло. Депутаты отвергли разбивку и предпочли голосовать за все разом. Прений, вопросов, по сути, не было. В итоге, за изменения проголосовали 22 депутата при необходимых 24 голосах, 6 парламентариев — «против», один — воздержался и еще один не участвовал в голосовании. Потом депутат Григорий Тян признался, что просто переволновался и нажал «воздержаться» по ошибке, хотя хотел голосовать «против».

Кстати, в волнение депутатов охотно верится. В Дзержинске происходит что-то невообразимое. Оппозиционных депутатов вызывают в профильные областные ведомства на профилактические беседы, отчего у некоторых уже пошатнулось здоровье. По словам оппозиционеров, в чьих рядах оказались принципиальные депутаты самой разной партийной принадлежности, коммунистку Лидию Угольникову не отпустили на заседание из больницы, главврачем которой является секретарь городского отделения «Единой России». Ее голос пополнил бы копилку оппозиционеров.

Дзержинские депутаты оказались настолько суровы, что даже беседы с губернатором Валерием Шанцевым, которого белым и пушистым никто не назовет, закончились полным провалом. Из «пятерки» только гос­подин Потапов увидел смысл в изменениях устава и проголосовал за них 2 декабря. И то, он в оппозиционеры был зачислен случайно — просто редко посещает заседания. Остальные, даже заглянув в губернаторские глаза, поступили по своему разумению: депутаты Кулепов и Голицын вовсе не пришли на заседание, депутат Шахунц вообще не проголосовал, а бюджетник Калигин проявил просто чудеса депутатского героизма — проголосовал «против».

Мэр Дзержинска лишний раз упрекнул депутатов в плохой явке, чем вызвал возражения спикера Ильи Поляшова. И председатель был прав — явка для заседания была очень хорошей, к тому же дзержинцы не проваливали заседаний, как это сделали их нижегородские коллеги. А вот перспективы, которые нарисовал в общем-то лояльный, но видимо вычеркнутый из создаваемой политсистемы господин Поляшов, должны были вызвать нервную дрожь у мэра. «Утешение» состояло в том, что изменения будут приняты или в декабре этого года, чтобы успеть к мартовским выборам, или уж только к октябрю 2010 года. Второй вариант развития событий, вообще-то, означает провал не только городской власти, но и губернатора, который впустую тратит время на разговоры с депутатами.

Впрочем, математика депутатских голосов не лишает надежды ни одну из сторон. Можно предположить, что господин Переведенцев вряд ли поедет в такую даль еще раз, вряд ли поправятся те депутаты, которые уже долгое время лечатся, вряд ли некоторые еще раз перепутают кнопки или забудут на них нажать. И получается, что мэру Виктору Портнову для избежания политического краха не хватает всего пары депутатских голосов. Где их взять? И вот тут появляются три загадочных депутата, коллеги с предприятия «Авиабор». Пока они не ходят на заседания, что оппозиция расценивает как вступление в торг с властями. Кто сказал, что депутатские голоса в такой щекотливой ситуации дешевле бизнес-интересов? Впрочем, один из этой троицы уже побывал на беседе с губернатором в числе избранной «пятерки», но на заседание опять не пришел. Значит, не прозвучало нужных гарантий, воп­рос пока открыт. Но что будет дальше?

Что ждет мэра?

Судя по всему, ничто не ограничивает мэра от внесения одного и того же вопроса на городскую думу несколько раз подряд. Правда, в следующий раз было бы прилично внести несколько видоизмененный вопрос — например, только о дате проведения выборов или только о схеме выборов. Депутаты признаются, что нервное напряжение уже на пределе. Другое дело, что сейчас за суетой и давлением мало кто замечает, что политический вес действующего мэра начал сдуваться. Об этом даже говорят слова о том, что новая схема выборов нужна для наведения порядка в городе. Это что? Признание, что в Дзержинске беспорядок? Что очередной мэр подошел к окончанию своих полномочий со спорными результатами? Возможно, это даже цитата областного руководства.

У дзержинского мэра в отличие от его нижегородского коллеги не получилось так славно выйти из сложившейся ситуации. Вадим Булавинов не просто смог публично защищать демократические выборы, но при этом выполнить требования федерального центра и не оставить город без перспектив различных дотаций, вновь собрать гордуму в кулак и изменить Устав. Булавинов еще и получил бонус — источники утверждают, что он возглавит партийный список в городскую думу в октябре 2010 года и станет главой МСУ. А позиции сити-менеджера прописаны в Уставе очень призрачно. Что получит Виктор Портнов?

Если принятие Устава отнимает столько времени и сил, то политическое влияние и авторитет действующего мэра, безусловно, подорван. Участие в процессе губернатора, причем бесполезное, вряд ли гарантирует расположение областных властей к Портнову. К тому же, череда громких внутрипартийных скандалов в городском отделении «Единой России» тоже не прибавляет шансов действующему мэру даже возглавить список. Партии нужна безоговорочная победа. Словом, у Виктора Портнова есть месяц, чтобы доломать городскую думу или пойти на некоторые соглашения и договоренности с теми, чьи голоса могли бы исправить ситуацию. Но даже в таком случае положительное решение не будет гарантировать ему политических перспектив. Процесс явно затянулся, и начались осложнения. И даже очередная внеочередная городская дума, проведенная явно при сознании нехватки голосов сторонников, но под нажимом областных властей, — тому свидетельство.

Неприятного в этом много. Если Вадим Булавинов может с его рейтингами не обращать внимания на некоторых депутатов городской думы, которые хотели бы претендовать на его кресло, то в Дзержинске опять же все неоднозначно — оппозиция дышит в затылок.

Юлия Сухонина