09-01-26

Экономика

Надолго ли «встал» авторынок?

Тенденции и прогнозы развития ситуации в регионе

Пожалуй, сильнее всего кризис ударил по автомобильной промышленности. Упало как производство отечественных авто, так и продажи иномарок. Что ждет нас в наступившем году?

Авто дешевеют

Резкое падение продаж иномарок на российском рынке эксперты объясняют снижением возможностей банков по автокредитованию. Еще в первом полугодии за счет кредитов было куплено почти 50% всех автомобилей, а сейчас ситуация кардинально изменилась. Если всего три-четыре месяца назад четверо из пяти потенциальных покупателей, обратившихся за автокредитами, их благополучно получали, то сегодня одобрение на выдачу средств для покупки автомобиля получает лишь один из пяти. При этом существенно повысились и кредитные ставки. Процентные ставки по автокредитам в среднем выросли с 9% в долларах и 12% в рублях в июне до 11% и 16% соответственно в декабре. В этих условиях многие автопроизводители в четвертом квартале начали снижать цены на свою продукцию для того чтобы поддержать продажи. Многие эксперты автомобильного рынка считают, что основной спрос на автомобили сместится в России в сторону еще более дешевых моделей и средняя цена продаваемой иномарки в 2009 году скорее всего опустится до 12–14 тысяч долларов. Именно модели, входящие в этот сегмент, и будут наиболее востребованы в ближайшие месяцы, а может, и годы. Так что и производителям придется этот фактор учитывать, тем более что цены на металл, например, за последние месяцы также серьезно снизились. Эксперты утверждают, что в первую очередь начнут дешеветь те модели, которые уже есть на складе. Например, в США сейчас вообще отдают две машины по цене одной. Очень показательным станет начало 2009 года — январь–март. Тогда можно будет уже более точно сказать, каковы глубина падения рынка и уровень снижения доходов населения.

Крайними оказались автодилеры

Тем не менее, нижегородские автодилеры прогнозируют рост цен на автомобили в 2009 году. По мнению директора департамента послепродажного сопровождения автомобилей одного из крупных нижегородских автодилеров Руслана Овчарука, в ближайший год цены на автомобили могут возрасти в три раза. По его словам, «повышение цен зависит от политики государства, которое пытается продать продукцию, не соответствующую мировым стандартам», создавая для этого коридор и повышая цены на продукцию отечественного автопрома. Несмотря на финансовый кризис, многие компании, продающие автомобили, делают не общие скидки, чтобы привлечь клиентов, а индивидуальные, и одинаковые автомобили могут быть проданы по разной цене двум различным людям. При этом, покупателям не имеет смысла долго ждать до последнего максимального снижения цен на автомобили, так как теперь цены будут расти. Депутат Гордумы Нижнего Новгорода, президент крупной автомобильной компании Алексей Гойхман согласен, что цены на автомобили в 2009 году будут расти, иначе компании, продающие автомобили, ждет банкротство, и говорит, что в середине года цены могут уже превысить показатели цен по августу текущего года. Гойхман отметил, что за полтора-два месяца финансового кризиса у его компании объемы продаж упали на 40-50%. По его мнению, на 80% это связано с тем, что произошел отток покупателей, приобретающих автомобили в кредит. Вместе с тем, Гойхман утверждает, что в настоящее время они продают автомобили себе в убыток, однако часть средств компенсирует за счет сервисного обслуживания и ремонта проданных автомобилей. По мнению депутата, банки «избаловали» автодилеров кредитами, которые выдавались в последнее время практически всем желающим. Благодаря доступным кредитным ресурсам многие предприятия, торгующие автомобилями, увеличили свои товарные склады до огромных размеров, а сейчас из-за значительного ужесточения условий выдачи кредитов данная продукция простаивает, поэтому в ситуации кризиса «крайними оказались автодилеры».

Дожить до лета

В «Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года» ставится задача обеспечить лидерство региона в сфере российского автомобилестроения. Сегодня выгодно не только делать авто. Возможно, гораздо более перспективное направление — производство автокомпонентов. И вот. Кризис.

Например, фирма «Савеко» (дочернее предприятие компании Iveco, которая принадлежит концерну Fiat, и нижегородской промышленной группы «Самотлор-НН») перенесло сроки строительства завода по выпуску легких коммерческих грузовиков IVECO Daily в Семенове. По словам менеджера проектов ООО «Савеко» Умберто Скотти, срок ввода в эксплуатацию предприятия перенесен с I квартала на конец 2009 года. Кстати, завод будет выпускать фургоны и специальные автомобили, в том числе полноприводные IVECO Daily. Масса 70% выпускаемых автомобилей превысит 5 тысяч тонн. Общий объем инвестиций в проект превысит 50 млн евро. С выходом будущего производства на проектную мощность — в 2010 году — «Савеко» рассчитывает занять около 15% на российском рынке специализированных легких коммерческих грузовиков.

Изменение сроков создания производства обусловлено финансовым кризисом и проблемами в оформлении документации по проекту. Господин Скотти отметил, что проект не приостановлен, поскольку уже выпущена первая пробная партия из 40 автомобилей. Другое дело, что второй партии, равно как и третьей, видимо, придется ждать достаточно долго. Но главное, что итальянцы не развернулись и не ушли совсем. Например, на площадке будущего завода началось строительство производственного корпуса. Оборудование для окрасочного цеха готово на 40%, для сварочного — на 80%. Оно будет поставлено в Нижегородскую область после того, как решится вопрос с документацией на земельный участок. «Мы проведем мероприятия, чтобы стройка пережила зиму», — сообщил г-н Скотти.

Благодаря доступным кредитам многие автодилеры увеличили свои товарные склады до огромных размеров — теперь из-за ужесточения условий выдачи кредитов эта продукция простаивает

По словам генерального директора ООО «Завод «Автокомпонент» Олега Зайцева, главная трудность сегодня — даже не финансы, а люди. Полторы тысячи специально обученных специалистов вынуждены искать работу в другом месте. Это примерно каждый пятый сотрудник предприятия. «При восстановлении ситуации у них есть право на возвращение», — сообщил Олег Зайцев. Другое дело, все ли вернутся потом?

Ещё одна проблема — кредиты. Вернее, их возврат. «Банкиры стояли в очереди к нам, а сейчас даже не берут телефонную трубку», — сокрушается Олег Зайцев. ООО «Завод «Автокомпонент» специализируется на изготовлении автомобильных комплектующих. В настоящее время «Автокомпонент» выпускает комплектующие для 18 тысяч машин в месяц. Завод планировал до конца года создать совместное предприятие (СП) по выпуску автокомплектующих с испанской компанией Ficosa. Производство автокомпонентов фактически уже ведется на территории нижегородского предприятия. Сейчас «Автокомпонент» и Ficosa уже заключают совместные договоры на поставку продукции будущего СП. После налаживания поставок автокомпонентов для автомобилей Renault Logan партнеры планируют привлечь заказы на выпуск продукции для российских производителей автомашин Ford, Toyota. С последней уже ведутся переговоры о возможности локализации пластмассовых деталей для автомобиля Toyota Camry, производимого в Санкт-Петербурге.

По словам Олега Зайцева, «пока у ГАЗА все было хорошо, мы ни о чем не думали». Однако уже к лету на предприятии планируют выйти на прежний уровень. «Перебьемся на стиральных машинах, кружках и ложках», — пообещал г-н Зайцев. Любопытно, что в стратегии развития предприятия конечной целью значится стать лидером российского автопрома по производству комплектующих. Невольно призадумаешься — если даже потенциальные лидеры сегодня собираются «перебиваться кружками и ложками», значит кризис — это всерьез. Надолго ли?

Эксперты утверждают, что уже весной следует ждать оживления спроса на российские авто. Дескать, рубль девальвируется, как десять лет назад, и народ ринется покупать отечественную автопродукцию. Конечно, всякое может случиться, но в данном случае желаемое все-таки выдается за действительное. Специалисты, безусловно, сейчас ждут, как откликнется рынок на «Волгу-Siber»? А еще надеются на вторичный рынок автокомпонентов. Здесь свои проблемы. «Мы делаем зеркала для «ГАЗелей», которые вовсю подделывают китайцы. Конкуренция жесточайшая», — говорит Олег Зайцев. С ним солидарен генеральный директор ЗАО «Технопласт»: «Люди покупают сегодня китайские бамперы, которые лопнут через две недели». Тем не менее, большинство экспертов надеются, что к лету ситуация стабилизируется. В этой связи так и хочется пессимистически спросить — к какому?

Сергей Анисимов