09-01-26

Политика

Все смешалось в ЗАО «Нижегородская область»

До сих пор эксперты и журналисты в основном комментировали реструктуризацию правительства Нижегородской области. Вопрос, почему Валерий Шанцев решил сосредоточиться на инвестиционных вопросах, остался в стороне. А ведь инвестиции хоть и царское дело, но не самое основное…

Административно-организационный шанцевый инструмент

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев озвучил идею создания так называемого инвестиционного блока в региональном правительстве. В результате в его прямом подчинении окажутся министерство инвестиционной политики, министерство государственного имущества и земельных ресурсов, департамент международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей. Решать проблему с помощью административно-организационных инструментов типично для Валерия Шанцева. Но абсолютизировать эти инструменты, как это делает Шанцев, по меньшей мере, наивно. Загубить дело структурными несуразностями можно, а все разрулить только с помощью этого — нельзя. Достаточно привести общеизвестные примеры.

В областном правительстве есть министерство поддержки предпринимательства. И что? Малому и среднему бизнесу от этого лучше не стало. Предпринимательство только пострадало от стыков областных и муниципальных профильных структур. Есть также министерство промышленности и инноваций. Но разве у него есть рычаги позитивного воздействия на хозяйствующие субъекты? Нет. Губернатор Шанцев в 2005 году создал министерство инвестиционной политики, чтобы сигнализировать инвесторам: здесь вас ждут. Вряд ли это стало убедительным поводом для инвесторов. Сейчас он посылает им еще один сигнал: инвестициями будет заниматься непосредственно первое лицо. Это, конечно, хорошо, но для инвесторов такой фактор отнюдь не приоритетный.

Тем более, что у Валерия Шанцева отнюдь не безупречная репутация в этом смысле. Зададимся вопросом: а какие направления в мэрии Москвы курировал Шанцев, когда в 1996 году на него совершили покушение, попытавшись его взорвать? Уж не инвестиционные ли? В принципе, можно предположить, что если чиновник равноудален от инвесторов, его взрывать не будут.

Есть и другие вопросы, например, по имущественному блоку. Туда входит структура, которая занимается земельным ресурсом. Но для инвесторов важен не только участок земли, площадка, но и инфраструктурная составляющая (подведение воды, электроэнергии, газа). Почему в таком случае в инвестиционный блок наряду с министерством государственного имущества и земельных ресурсов не вошло и министерство топливно-энергетического хозяйства?

Скрещивание ужей и ежей

Структура структурой, но главное-то состоит в другом — в благоприятных условиях для инвестора. А тут у губернатора Валерия Шанцева большие проблемы. В 2009–2010 годах в Нижегородской области резко возрастут, например, политические риски. Губернатор становится «хромой уткой» в силу того, что в августе 2010 года у него завершается пятилетний срок полномочий. Кроме того, Валерий Шанцев даже не скрывает враждебности к мэру Нижнего Новгорода Вадиму Булавинову. А разве зажим средств массовой информации не является плохой вестью для потенциальных инвесторов? Вдруг у них появятся претензии к областной власти. И как их озвучить?

Но главное даже не в этом. Изменения в структуре правительства Нижегородской области якобы ускорят инвестиционные процессы, упростив межведомственные согласования. Но главные временные затраты инвестора не тут: проекты готовятся и корректируются годами. И на первый план выходят отнюдь не вопросы документооборота.

Нам часто говорят о сроках прохождения документов через правительственные и иные бюрократические структуры. Но почему-то никогда не упоминается 22%-й инвестиционный сбор. Возникает целый ряд вопросов: со всех ли инвесторов он взимается, на каком основании это делается, почему этот сбор именно 22%, а не 20% и не 25%, каков размер этого сбора в других субъектах федерации, возвращается ли он инвестору в случае реализации проекта, на какие цели он расходуется?

Мы слышим бесконечные разговоры о принципе одного окна для инвесторов, для регистрации предприятий малого и среднего бизнеса. Создается впечатление, что это отвлекающий маневр от реальных проблем, с которыми сталкиваются инвесторы и предприниматели. Но о них почему-то никто не говорит, тут мы сталкиваемся с заговором молчания. Поэтому ситуация с инвестиционным блоком тоже представляется как политический, пиаровский маневр губернатора Нижегородской области. Нам навязывают стереотип поведения того бедняги, который ищет кошелек под фонарем, а не там, где он потерял его. Не туда нас ориентируют чиновники, где у инвесторов реальная головная боль.

Но даже если мы примем правила игры, которые нам навязываются губернатором Шанцевым и Ко, то в решениях по реструктуризации правительства, в создании инвестиционного блока нет железной логики.

До недавнего времени инвестиционные вопросы курировал заместитель губернатора Владимир Иванов. Сейчас он за инвестиции не отвечает. Почему? Если он не справился, то с чего бы ему поручили курировать сектор реальной экономики? А Иванову отдают почти всю экономическую и финансовую власть в регионе: министерство промышленности и инноваций, министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, министерство экономики, министерство финансов, министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг, комитет государственного ветеринарного надзора, региональную службу по тарифам, а также управление по организации конкурсов и аукционов. Если же Владимир Александрович справляется с инвестиционными вопросами, то зачем эта рокировка с Шанцевым, почему этот блок не оставили за ним? Вполне можно было министерство инвестиций отдать опять же Иванову, а забрать у него министерство АПК, предпринимательское министерство и даже комитет по ветеринарному надзору. Вполне можно было бы объединить министерство промышленности и инноваций с министерством инвестиционной политики. Это куда логичнее, чем сливать министерство топливно-энергетического комплекса и министерство жилищно-коммунального хозяйства, которые в данном контексте напоминают ужа и ежа.

Простые решения сложных вопросов

Отсутствие логики просматривается и в следующем. До сих пор нам говорили о том, что с инвестициями в Нижегородской области все в полном порядке. Губернатор Валерий Шанцев накануне нового года в очередной раз оглушил нижегородских обывателей впечатляющими цифрами количества заседаний инвестиционного совета, количества рассмотренных заявок, не говоря уже о миллиардах рублей и долларов инвестиций, десятках тысяч рабочих мест. Если все так благостно, то зачем такие изменения в работе с инвесторами? Чтобы расширить и углубить? Но, как известно, лучшее — враг хорошего.

Единственный раз губернатор Шанцев концептуально покритиковал систему на заседании правительства, когда принималась областная целевая программа управления государственной собственностью на 2009–2011 годы. Он сказал тогда: «Все имущество требует детальной инвентаризации. Необходимо понять, что нам нужно, как мы это используем, имеем ли мы прибыль от аренды. Надо, чтобы инвестсовет мог предлагать инвестору площадки, а не полагаться только на его инициативу. Тогда инвестпроекты будут реализовываться в соответствии со спецификой развития региона…».

Сейчас мы не видим анализа ситуации в инвестиционной сфере, нет детального разбора тех или иных ошибок. Это плохо. И главное, что непонятно — а будут ли какие-то изменения в механизме работы инвестсовета? Без этого любые изменения, реструктуризации носят косметический, а не принципиальный характер.

До сих пор в работе с инвесторами действовал принцип «любые инвестиции любой ценой». Некоторые СМИ критиковали такой подход, полагая, что примерно с 2008 года нужно было переходить на конкурсные начала в работе с инвесторами. Дело в том, что сформировалась устойчивая точка зрения, что инвестсовет со временем превратился в механизм ухода от конкурсов на земельный участок. Такого не было до Валерия Шанцева, когда муниципальные инвестиционные советы создавали конкурентное поле для бизнеса.

Таким образом, упрощая структуру правительства, нам подсовывают простые решения сложного вопроса инвестиций. А тут нужны решения системные, а не простые. Законодательное собрание Нижегородской области при обсуждения вопроса о структуре правительства тоже обязано проявлять системный, а не поверхностный подход. Мол, губернатору работать с правительством, поэтому пусть как хочет, так и реструктуризирует его. Так можно было решать в 2005–2006 годах, но не сейчас.

Уже неоднократно говорилось о том, что инвестиции дают отдачу через два–четыре года, а у Валерия Шанцева срок полномочий заканчивается через полтора года. Он уверен, что останется в Нижегородской области и после августа 2010 года? Если уверен, то это один вопрос (кстати, кто дал гарантии и почему?), а если не уверен, то уход на инвестиции — это красивое, но все равно лишь бегство от текущих реальных проблем.

Другой мотив Валерия Шанцева может состоять в том, что он позиционировал себя как главу ЗАО «Нижегородская область», который может на равных вести переговоры с любым инвестором. При этом инвестиционный блок является, помимо прочего, и ширмой для бизнес-интересов определенного круга лиц, как это уже было в Японии и Сингапуре. Перед уходом на пенсию идет отработка бизнес-контактов на перспективу?

В общем, надо внимательно смотреть, как бы неожиданно-негаданно какие-нибудь инвесторы не оставили Нижегородскую область без штанов.

Виктор Деменев