09-02-04

Политика

Как придать парламенту гибкости?

Реорганизация структуры правительства Нижегородской области вызвала некоторую неразбериху в отношениях с комитетами регионального Законодательного собрания. А не нужно ли структуру комитетов ЗС НО привести в соответствие с новой структурой исполнительной власти?

Структура комитетов Законодательного собрания Нижегородской области формируется исходя из нескольких факторов. Например, состав комитетов определяется историей и традициями работы представительного органа власти. Некоторые комитеты создаются под определенных депутатов, дабы обеспечить тому или иному уважаемому человеку председательство в одном из подразделений парламента. Наконец, некоторые комитеты создаются, чтобы подстроиться под структуру правительства…

Примером первого рода являются почти все комитеты Законодательного собрания, кроме, пожалуй, комитета жилищной политики и градостроительству, а также комитета по информатизации, работе с общественными объединениями и средствами массовой информации. Комитет по СМИ, хотя и давно существует в структуре ЗС НО, создавался под конкретных депутатов из числа журналистов. Сначала под Александра Блудышева и Александра Хвеня, а потом и под Ольгу Носкову. В настоящее время этот комитет впервые возглавляет депутат, который не имеет отношения к журналистике, — бизнесмен из сферы страхования Сергей Красиков. Всем ясно, что этот комитет никакой работы со средствами массовой информации не ведет, и честнее его будет просто ликвидировать.

Намного более интересная ситуация складывается вокруг комитета по жилищной политике и градостроительству. Изначально в Законодательном собрании созыва 2006 года в этот комитет записалось больше депутатов, чем даже в самый престижный комитет по бюджетам и налогам. В жилищном комитете оказалось 20 депутатов, а в бюджетном — только 17. В жилищном комитете оказались почти все депутаты-строители: Евгений Березин, Вадим Жук, Сергей Зуденков, Александр Кузнецов, Александр Табачников, Александр Тимофеев… Однако вопросы развития строительного комплекса входят в компетенцию другого комитета — по экономике и промышленности, — где практически нет застройщиков. Скорее всего, появление нового комитета по жилищной политике и градостроительству стало реакцией законодателей на появление в структуре правительства Нижегородской области министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Потом этот министерский монстр был разделен на два министерства — ЖКХ и строительства, а в дальнейшем возникло и министерство жилищной политики, образованное на стыке министерств строительства и социальной политики.

В реорганизованном нижегородском правительстве ЖКХ объединили с топливно-энергетическим комплексом, а жилищная политика стала частью социальной сферы. Заметим, что ТЭК также входит в функционал комитета по экономике и промышленности.

Какие напрашиваются выводы? Если следовать логике структурных преобразований, которые проводит губернатор Валерий Шанцев, то комитет по жилищной политике и градостроительству должен влиться в комитет по экономике и промышленности. В свою очередь, в связи с созданием так называемого инвестиционного блока в правительстве из комитета по экономике и промышленности можно убрать вопросы инвестиционной деятельности, порядка управления и распоряжения собственностью области и развития внешнеэкономической деятельности. Таким образом, в результате рокировки вместо комитета по жилищной политике и градостроительству возник бы более актуальный комитет по инвестиционной деятельности.

Что касается оптимизации структуры ЗС НО, то можно было бы слить с аграрным комитетом и комитет по экологии и природопользованию, который существовал до некоторых пор для удовлетворения амбиций Ольги Сысоевой, а сейчас влачит существование по инерции. Таким образом, от громоздкого заксобрания с девятью комитетами можно было бы перейти к компактному ЗС НО с семью комитетами. При этом эффективность работы областного парламента только увеличится, а в центре законотворческой работы окажется мощный комитет по экономике, промышленности и строительству.

Структура комитетов ЗС НО не есть догма. Почему даже чиновники оказываются гибче, чем депутаты, которым на роду написано оперативно реагировать на изменения ситуации? Объективно говоря, председатель Заксобрания Виктор Лунин должен был выйти с планом реорганизации структуры областного парламента даже раньше соответствующих заявлений Валерия Шанцева.

В отличии от большинства комитетов ЗС НО, только комитет по социальным вопросам и комитет по жилищной политике и градостроительству имеют характер прямого действия. Другие комитеты способствуют улучшению жизни населения или косвенно, или в расчете на перспективу. Выполняет ли свою функцию комитет по жилищной политике и градостроительству в этом смысле, когда ежегодно тарифы на услуги ЖКХ растут на 24—25%? Конечно, нет. За почти три годы работы комитета не принято ни одного защитного закона в интересах населения в сфере ЖКХ. Много шума, заседаний, анализа, а где решения? На выходе — ноль. Депутаты постепенно теряют интерес к работе этого комитета. Да, это не пустышка, как комитеты по экологии и по информатизации, но тенденции однако!

Законодательное собрание — это не благотворительная организация по раздаче «слонов». Поэтому «хорошие ребята» Сергей Красиков (комитет по СМИ) и Александр Тимофеев (комитет по экологии) обойдутся без председательства в комитетах. Александр Сериков (комитет по жилищной политике и градостроительству) слишком занят, видимо, в приемной Владимира Путина, которая требует самого большого внимания, сил и нервов. Тут надо делать выбор — либо одно, либо другое.

Депутат — это высший титул, а все эти председательства в комитетах — от лукавого. Видимо, всё-таки настало время оптимизировать структуру ЗС и увеличить эффективность его работы.

Виктор Деменев