09-02-04

Политика

МЭРские мысли

Если решения о губернаторах принимаются на политических небесах, то по мэрам областных центров задействованы силы пониже. При этом учитывается не только воля Кремля, но и масса иных факторов. Поэтому уже сейчас различные силы в Нижегородской области начали готовить свои сценарии мэрской выборной кампании.

Кому обрезание сроков?




Николай Сатаев, Дмитрий Сватковский, Александр Крючков — кого выберет губернатор?

Нижегородской выборы главы областного центра имеют некоторое своеобразие. Дело в том, что у нас очень краткий временной разрыв между датой окончания полномочий губернатора Валерия Шанцева (в начале августа 2010 года) и датой выборов главы Нижнего Новгорода (середина октября 2010 года). Этот временной промежуток составляет примерно 65–70 дней. Для губернатора Шанцева и его команды, которые очень заинтересованы в нужном для них исходе выборов мэра областного центра, это создает серьезные неудобства.

Прошанцевского кандидата в главы Нижнего Новгорода нужно будет проталкивать в федеральных структурах (администрации президента, генсовете партии «Единая Россия») как раз тогда, когда будет решаться судьба самого Валерия Шанцева. В этой ситуации для губернатора важно расширить этот временной промежуток: либо передвинуть выборы мэра на март 2010 года, либо досрочно просить президента Дмитрия Медведева о доверии. Первый вариант вряд ли пройдет: у Вадима Булавинова первый срок полномочий оказался короче запланированного, и повторно он на это не пойдет. Второй вариант неоптимален теперь уже для Валерия Шанцева. Он находится в цейтноте, который усугубляется экономическим кризисом, а тут еще и досрочное обращение к президенту.

Как бы то ни было, губернатору в такой ситуации трудно будет готовить своего кандидата, который тоже оказывается в подвешенном состоянии: губернатор его предлагает, а где он сам будет к «моменту Ч» — неизвестно.

Слишком малый промежуток времени между плановым согласованием кандидатуры губернатора и плановыми выборами главы Нижнего Новгорода мешает не только Шанцеву. Фактор Шанцева, нерешенность губернаторского вопроса к июлю 2010 года неизбежно будут вносить сумятицу в умозаключения тех структур, которые будут принимать решение по кандидатуре мэра Нижнего Новгорода. Дело в том, что к мэру, который будет работать с губернатором Шанцевым, могут быть предъявлены одни требования, а к мэру, который будет работать с другим губернатором — совершенно иные. Так, если в Москве примут решение, что глава областного центра должен быть нешанцевским, то, скорее всего, на этот пост предложат политическую фигуру, а не хозяйственника. Если Шанцев уйдет с нижегородской площадки после августа 2010 года, то в мэры Нижнего Новгорода надо предлагать хозяйственника, который будет совместим с новым главой региона… В условиях неопределенности сделать выбор кандидата будет трудно.

Прелесть выбора

Если Валерий Шанцев останется губернатором Нижегородской области на второй пятилетний срок (вероятность этого несколько ниже 50%), то у федерального центра есть два варианта. Первый состоит в том, чтобы согласиться с прошанцевским кандидатом в мэры. Второй состоит в том, чтобы удерживать его в неких рамках, как по партийной линии, так и по управленческой.

Вернее всего, Шанцев будет действовать прямолинейно и по старой номенклатурной привычке пообещает город сразу нескольким фигурам и поручит им следить друг за другом

Допустим, что Кремль, Старая площадь и генсовет «Единой России» пойдут навстречу Шанцеву на все 100%. Кого он будет двигать на мэры Нижнего Новгорода? Теоретически губернатор может затеять хитрую игру и сделать вид, что он согласен и на кандидатуру Вадима Булавинова, но в последний момент все переиграет и откажется от такого варианта. Вернее всего, Шанцев будет действовать прямолинейно и по старой номенклатурной привычке пообещает город сразу нескольким фигурам и поручит им следить друг за другом. Дабы обеспечить видимость системного, всестороннего подхода, Шанцев поставит задачу своему окружению рассмотреть все возможные варианты: нижегородца, который наведет порядок в городе (Николай Сатаев), перспективного, растущего менеджера, который мыслит современно (Дмитрий Сватковский), управленца, который способен выстроить стратегию развития города в сфере ЖКХ и благоустройства (Александр Крючков)… Первого знают в городе, а пост министра промышленности только придаст ему веса, несколько уравняв с тяжеловесом Булавиновым. Второй — известный спортсмен, фактурный малый, из которого можно вылепить харизматика. Третьего можно

позиционировать как человека, способного сформулировать задачу, продумать стратегию проекта и выполнить запланированное. Например, решить проблему полигона в Игумнове… В этой ситуации наибольшие шансы у типичного чиновника Александра Крючкова, который пользуется особым доверием Шанцева еще со времен Москвы.

Фигуры Сатаева, Сватковского могут приниматься с расчет. Но вспомним о том, что в мэры Нижнего Новгорода сватали и Живихину, и Мошонкина. Не исключено, что через месяц-другой в коридорах Белого дома заговорят о том, что мэром Нижнего Новгорода должен стать строитель (заместитель губернатора Валерий Англичанинов) или даже архитектор (Михаил Рыбин), который до тонкостей знает новый Генплан города.

Господа Противовесы

Вполне вероятно, что федеральный центр выскажется за сдерживание губернатора Валерия Шанцева. Для Нижнего Новгорода эта ситуация скорее типичная, чем экстремальная. Первый постсоветский глава областного центра Дмитрий Бедняков поссорился с губернатором Борисом Немцовым из-за дележа бюджета. Следующий мэр Иван Скляров в целом дружно жил с «батькой» Немцовым. Третий мэр Юрий Лебедев пошел войной на губернатора Ивана Склярова. И его сгубил, и сам погорел. Мэр Вадим Булавинов выдержал нейтралитет в отношениях с губернатором Геннадием Ходыревым, которого повязали по рукам и ногам полпредство президента в ПФО. Губернатор Валерий Шанцев в отличие от своих предшественников сам атаковал мэра Вадима Булавинова.

Жесткий вариант такого противостояния состоял в том, чтобы Москва сохранила статус-кво: губернатором остается Шанцев, а мэром Нижнего Новгорода — Вадим Булавинов. В этом случае федеральный центр фиксирует ничью, некое неустойчивое равновесие, носящее временный характер. Более мягкий вариант для Шанцева состоит в том, чтобы ему была противопоставлена другая политическая фигура. Например, депутат Госдумы Роман Антонов (напомним, что Вадим Булавинов также баллотировался в мэры Нижнего Новгорода в 2002 году как политик из депутатов Госдумы).

Если Шанцева в августе 2010 года уберут, то круг кандидатов в мэры будет иметь несколько иную конфигурацию: от политика Романа Антонова до бизнесмена из гордумы Олега Сорокина. Если губернатором станут замгубернатора Владимир Иванов или мэр Вадим Булавинов, то разборки за пост мэра Нижнего Новгорода будут носить не такой жесткий характер. Иванов, скорее всего, проявит склонность к компромиссу в широких рамках — от Николая Сатаева до Романа Антонова. В этой ситуации Булавинов тоже не будет устраивать вселенский скандал — он может ратовать за нынешнего вице-мэра Владимира Колчина, но в случае непонимания в верхах взял бы его в правительство, также как и другого вице-мэра Сергея Гладышева. После ухода Валерия Шанцева более вероятен не ожесточенный дележ его наследства, а компромиссный, псевдоконсенсусный характер развития событий, когда каждый получит долю власти по политическим трудам своим.

Борьба повесток дня

Из четырех постсоветских мэров Нижнего Новгорода только один — Дмитрий Бедняков — возник из ниоткуда. Иван Скляров до избрания главой города был вице-губернатором, Юрий Лебедев тоже прошел ступени вице-губернатора и полпреда президента в Нижегородской области, Вадим Булавинов был дважды депутатом Государственной думы. В 1998 году избрали мэром Андрея Климентьева, у которого не было титулов, но была всероссийская известность оппонента Бориса Немцова. Это свидетельствует о том, что для избрания мэром Нижнего Новгорода политику нужно отвечать достаточно высоким стандартам, а значит это доступно немногим. Получается, что выбор мэра — это чуть ли не в чистом виде выбор личности, а не конкуренция повесток дня, как делается в нормальной политической ситуации.

В идеале побеждать должен тот кандидат, который предложит наиболее актуальную повестку дня для развития Нижнего Новгорода на ближайшую и среднесрочную перспективу. До сих пор с этим были проблемы. То у города не было денег для реализации более или менее масштабных планов (при Юрии Лебедеве и раннем Вадиме Булавинове), то повестку дня навязывает губернатор (отчасти при Иване Склярове и при позднем Вадиме Булавинове). Безусловно, губернатор Валерий Шанцев придавал определенный импульс тому, что мы называем повесткой дня. Но ясно и другое: нет четкого взаимодействия губернатора и мэра Нижнего Новгорода, а также очевидно, что превалируют интересы крупного бизнеса, а не большинства жителей областного центра. Нужно заниматься модернизацией Нижнего Новгорода в его традиционных границах, а Шанцев и крупный бизнес рвутся за Волгу на Борскую пойму. Областную власть интересуют коммерчески выгодные земли в историческом центре Нижнего Новгорода, а проблемы городских окраин остаются фактически законсервированными. Именно поэтому в мэры не годятся люди Шанцева, в особенности Сватковский и Крючков, а при действующем губернаторе необходим мэр с политической жилкой, чтобы противостоять вызовам со стороны правительства Нижегородской области.

Определенные решения в августе 2010 года могли бы создать все необходимые и достаточные условия для формирования нормальной повестки дня (впервые в постсоветской истории Нижнего Новгорода!) развития областного центра. Будет жаль, если мы, нижегородцы, опять упустим этот шанс. В очередной раз полагая, что то ли заграница, то ли Москва нам помогут.

Виктор Деменев