09-02-04

Политика

Михаил ГРОШЕВ — минус/плюс один

Вице-мэр Нижнего Новгорода по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления Михаил Грошев покинул свой пост с 22 января. А 23 января заместитель губернатора Нижегородской области Геннадий Суворов представил Михаила Михайловича в должности директора департамента культуры Нижегородской области. В мэрии говорят, что после ухода Грошева со своего поста должность вице-мэра Нижнего Новгорода по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления подлежит упразднению. Кадровые перипетии обсуждают эксперты «Агентства политических новостей-Нижний Новгород».

«За время службы у Булавинова Грошев устроил своего сыночка»

Валентина Бузмакова, журналист:

«Говорят, что в одну реку нельзя войти дважды… Грошев доказал, что это возможно: сделав круг по кабинетам нижегородского кремля, вернулся снова на то место, с которого начинал свою политическую карьеру, — в департамент культуры областного правительства. Начинал-то он у Немцова, а на дворе 2008 год, и командует правительством Валерий Шанцев. Вроде бы другие времена, но люди-то остаются прежними. Грошев — человек, верный системе, он стоит на ее страже многие годы. Не думаю, что это последнее назначение Грошева, хотя лучшие годы его жизни остались позади. Именно в то время, когда он руководил нижегородским телевидением, НТР стала филиалом ВГТРК, и именно при нем этот канал стал проводником всех федеральных идей и задач. Покинуть этот пост было ошибкой со стороны Грошева, потому что на сегодняшний день «владеть кнопкой» куда важней, чем руководить театрами, библиотеками и художественной самодеятельностью. Но это не конец карьеры Грошева — преданные люди системе нужны всегда, так что по кремлевским коридорам он еще погуляет.

Что касается оставленной им должности вице-мэра Нижнего Новгорода по взаимодействию с органами местного самоуправления, так не было до него такого поста, и после него не будет. Но за то время, пока Грошев служил у Вадима Булавинова, он сумел устроить своего сыночка заместителем главы администрации Приокского района. (Раньше он устроил его в НТР, потом, перейдя в полпредство, устроил заведовать телерадиокомпанией в Ульяновске.) Где мы в следующий раз этого сыночка найдем — время покажет.

Обращать большое внимание на перемещения Грошева не стоит: он не самостоятельный игрок, и я не думаю, что передвижение этой фигуры есть игра со стороны Булавинова или Шанцева. Просто пригласили человека на ту работу, которой он уже занимался и просто-напросто «в теме».

А все москвичи (тот же Щербаков) постепенно возвращаются в Москву, выполнив или не выполнив определенные задачи. Наемники есть наемники, они возвращаются туда, где семья. Придет тот день, когда мы распрощаемся и с Шанцевым. Не надо забывать, что он здесь в рамках определенного проекта. Он москвич — и вернется в Москву. Другой вопрос: какое наследие он нам оставит?.. Сколько раз мы уже видели — как только «Акела промахнулся», голову тут же поднимают нижегородцы.

Впереди перемены. Я в этом абсолютно уверена. Не забывайте, что у нас остается еще свободным место главы нижегородской организации «Единой России» — оно пустует до сих пор. Вполне возможно, что нас ждут какие-то неожиданности».

«Еще один звоночек для непрофессионалов»

Дмитрий Скворцов, политолог:

«Михаила Грошева нельзя назвать человеком команды Вадима Булавинова. Он несколько лет возглавлял Нижегородскую государственную телерадиокомпанию, он работал в полпредстве, работал в составе областной администрации. Это чиновник, аппаратчик, который не является членом узкой команды, поэтому он может быть использован в разных вариантах различными руководителями. Если говорить о тех целях, которые Грошев преследовал, сменив место работы, то он просто сам побеспокоился о своем будущем, поскольку уже не за горами очередные выборы главы города. Булавинов не раз высказывался в том плане, что он не хочет еще раз идти на выборы. При этом не факт, что если даже он изменит свое решение, выборы пройдут удачно для него.

Поэтому в положении Грошева был элемент неопределенности. И в этом смысле для Грошева естественно было бы постараться эту неопределенность минимизировать. Перейдя на работу в областное правительство, он это сделал.

С точки зрения статуса для Грошева это, вроде бы, ступенька вниз, но, с другой стороны, сфера культуры ему ближе, и здесь его позиции будут прочней, чем если бы он остался в команде уходящего мэра, накануне смены команды городской администрации. Бывший вице-мэр должен был бы сам искать себе новое место работы. Непонятно где и непонятно как.

Возможно, были какие-то события, которые ускорили принятие Грошевым этого решения, но с точки зрения перспективы, шаг этот абсолютно логичный. Что касается того, что в областном правительстве приняли человека из администрации Булавинова, то, во-первых, это уже не первый случай, во-вторых, он никогда не ассоциировался с «командой Булавинова» в узком смысле — с командой, которая переходит из одного проекта в другой, сохраняя связи между собой. Грошев — это просто человек, некоторое время поработавший в администрации города.

Думаю, на вес и репутацию Вадима Булавинова уход Михаила Грошева никак не повлияет.

«Вряд ли Шанцеву нужно подчеркивать незначимость Булавинова»

Николай Рябов, депутат ГД:

«Думается, что перестановка Михаила Грошева с поста вице-мэра Нижнего Нов­го­рода на должность главы департамента культуры в региональном правительстве не приведет к возрождению нашей нижегородской культуры, потому что я в этом чиновнике не вижу организатора культурного сектора. Структура полномочных представительств президента России, где он еще недавно работал, давно изжила себя. Она никчемная. И одним из никчемных людей был там и Грошев. Побывал он и на специально созданной для него должности в мэрии. Вроде бы нехорошо выгонять из обоймы человека, поэтому и подбирают ему место.

Что касается взаимоотношений мэра и губернатора, принимающего на работу чиновников из городской администрации, то это их внутренние разборки. Вряд ли Валерию Павлиновичу нужно подчеркивать незначимость Вадима Евгеньевича. Видимо, здесь срабатывают совершенно другие мотивы и рычаги. А дефицит кадров, ситуация, когда по кругу гоняются одни и те же люди, характерна не только для Нижегородской области — это болезнь федерального уровня. Если вспомнить советскую систему формирования кадров, то работа начиналась уже с первого класса. Вы становились октябренком, потом звеньевым, потом секретарем комсомольской организации класса, школы, и так далее — вы росли руководителем. И лидерские качества формировались именно в ходе развития личности.

А сегодня такой школы воспитания кадров нет, и обнаружить, кто способен к руководящей должности, сложно и трудно. Тем более что неважно, советский строй это или капиталистический: старые кадры не пускают молодежь в свое лоно, зная, что те могут их выдавить в силу своей подвижности и способностей.

И в ближайшее время ситуация не изменится, потому что о кадровой политике власть говорит, в том числе и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин, но ничего в этом направлении не предпринимается. Что такое формировать кадры будущих управленцев? Их не просто нужно прогнать через институт — их нужно прогнать через жизнь. Человек должен прочувствовать свое лидерство и выявить свои природные способности. Вырасти хорошим руководителем — это так же, как вырасти хорошим художником».

«Сложный контекст отношений губернатора и мэра сохраняется»

Андрей Дахин, политолог:

«Перемещение Михаила Грошева из мэрии Нижнего Новгорода в правительство региона стало результатом стечения нескольких обстоятельств. Одно из них, причем это обстоятельство длительного действия, — некая зона напряжения в отношениях губернатора и мэра. И Грошев занимал до недавнего времени должность именно в этой сфере сложных отношений. Думаю, что находиться в этой сфере было для него не слишком комфортно, поэтому при появлении возможности он предпочел сменить место работы. Должность руководителя департамента культуры освободилась тоже в некотором смысле неожиданно, почти одновременно с уходом Грошева с предыдущей должности. И его новое назначение вполне объяснимо — он в девяностые годы как раз этим департаментом руководил. Для него эта работа знакома и понятна. Третий аспект, который нужно подчеркнуть, — в команду губернатора в ходе самых разнообразных ротаций вовлекаются «герои вчерашних дней», кадры, которые уже достаточно давно работали на похожих должностях. Можно вспомнить того же Карцевского (Александр Карцевский, министр здравоохранения Нижегородской области. — Прим. ред.)… В этом плане обращает на себя внимание, что в Нижегородской области пока не заметно каких-то новых, свежих кадров, которые соответствовали бы той генерации, которой принадлежит президент России.

Проблемы с кадрами есть и у городской, и у областной администрации. И если на уровне городской администрации ротации происходят не такие динамичные, то в областной администрации этот процесс более заметен. Ротация происходит, но новых, соответствующих политической генерации, которой принадлежит Дмитрий Медведев, кадров мы не видим, в отличие от федерального уровня. При этом процесс ротации на региональном уровне происходит весьма активный.

Я не думаю, что уход Грошева из городской администрации окажет прямое влияние на вес нижегородского мэра. Единственное, о чем потеря как фигуры Николая Сатаева в свое время, так и фигуры Михаила Грошева теперь, говорит, так это о том, что сложный контекст отношений губернатора и мэра сохраняется. Не исключено, что это не последние перемещение чиновника из городской в областную администрацию, поскольку ротация в аппарате областного правительства продолжается».