09-02-04

Общество

На прием к царю

Нижегородские «единороссы» подвели итоги работы общественной приемной Владимира Путина

На прошлой неделе в Законода­тельном собрании Ниже­городской области прошло расширенное заседание регионального координационного совета партии «Единая Россия». Участники совещания обсудили итоги работы с обращениями граждан общественной приемной председателя партии Владимира Путина в Нижегородской области в 2008 году. Возможно, одним из результатов встречи станет «возрождение партийного контроля» за исполнением распоряжений «единороссов». В вопросе, надо ли давать наличные деньги просителям, к единому мнению так и не пришли.

Не все народные избранники поработали хорошо

Общественная приемная Владимира Путина открылась в Нижнем Новгороде 24 июля прошлого года. Это было первое заведение такого рода в России. Первый прием провел лично Владимир Путин. Он принял четырех просителей и задушевно поговорил с ними о наболевшем. За истекший период в приемную обратилось более 2200 граждан. В основном, обращения были связаны с вопросами улучшения жилищных условий, проблемами коммунально-бытового обслуживания и благоустройства. На втором месте — вопросы социальной защиты и пенсионного обеспечения. Нижегородцев, кроме всего прочего, волнуют проблемы финансово-кредитных отношений, трудоустройства, здравоохранения.

По словам руководителя приемной, для абсолютного большинства депутатов прием граждан является одним из главных направлений работы с избирателями. «Общественная приемная председателя партии «Единая Россия» — это действенный механизм решения социальных проблем, — отметил Александр Сериков. — Преимущество такой формы работы состоит в том, что у каждого жителя области появляется возможность попасть на личный прием к депутату любого уровня, а у депутатов — возможность объединить свои усилия для помощи нижегородцам». Тем не менее, далеко не все народные избранники поработали одинаково хорошо в путинской приемной. И в количественном, и в качественном отношении. Некоторые вообще не проводили приемов, кто-то «для галочки» «окучил» одного-двух просителей. Рекордсменом в этом вопросе оказался депутат Госдумы, рабочий Горьковского автозавода Валерий Корнилов. За полгода он принял 34 человека. Грубо говоря, «человек из народа» принял больше всего представителей этого самого народа.

«При участии депутатов 38% обращений были рассмотрены положительно. Каждое принятое решение — это реальная помощь конкретным людям. Убежден, что общественная приемная в Нижегородской области совершенно заслуженно была признана одной из лучших в Приволжском федеральном округе. Это подтверждает полученное нами благодарственное письмо секретаря президиума партии «Единая Россия» Вячеслава Володина», — сказал Александр Сериков.

Характерный прием

Прием избирателей — одна из важнейших сторон работы депутата. Даже если он работает в столице нашей родины, а его избиратели живут в городе Дзержинске. Экс-спикер областного заксобрания Евгений Люлин покинул пост главы регионального парламента, но не перестал быть депутатом от города химиков. В ноябре я побывал на приеме, который провел в приемной председателя партии Евгений Люлин, и вот, что удалось услышать.

Первой к «единороссу» Евгению Люлину, в общественную приемную председателя партии «Единая Россия» Владимира Путина пришла Елена Волкова. Ее дочь долгое время болеет малоизученным неврологическим заболеванием — рассеянным склерозом. Много лет была на инвалидности. А в 2008 году инвалидность сняли. Хотя, по словам Елены Владимировны, мозг ее дочери по-прежнему разрушается, и работать она не может. А у врачей, ежегодно подтверждающих инвалидность, — другое мнение. «Она же у вас ходит, вот пусть и работает в офисе», — твердят медики. Елена Волкова считает, что инвалидностью сегодня банальным образом торгуют. А платить медикам денег у нее нет. Евгений Люлин предположил, что Елене Владимировне следует заручиться выводами независимых экспертов, которые бы подтвердили, что девушка нетрудоспособна. После чего обращаться в суд. «Обещаю помочь юридической помощью и деньгами, — заверил Евгений Люлин. — Других вариантов на сегодняшний день не существует». Помощник Люлина подтверждает, что решение медико-социальной экспертизы может быть оспорено с положительным исходом для истца.

Депутат гордумы озаботился вопросом, надо ли давать просителям деньги. В смысле, наличные из кармана или строго отказывать?

Следующий посетитель настаивает на включении дома по улице Маяковского в план капитального ремонта. «Ваш вопрос уже решен», — с улыбкой произносит Евгений Борисович. Дом № 7 включен в план капитального ремонта на следующий год.

Две жительницы просят Люлина, чтобы коммунальщики занялись еще и отоплением («трубы в подвале текут») и электрикой («у нас весь дом на самокрутках»). Люлин торжественно обещает.

«Скажите мэру, что я с него живым не слезу — сам приеду принимать и пойду по подвалам», — напутствует просительниц депутат. После чего начинается задушевный разговор о том, почему к депутатам ходят главным образом представительницы слабого пола. «Мужчины у нас стеснительные», — высказывают предположение счастливо решившие свой вопрос жительницы города химиков. «Это — правда, у меня, например, делами нашего ТСЖ занимается жена», — откровенничает Евгений Борисович.

«Не впадайте в это искушение!»

Нужны ли такие встречи? Конечно, нужны. Безусловно, многие вопросы должна решать исполнительная власть, а не законодатели, пусть и принимающие своих избирателей в приемной Путина. Но в России, как известно, во многих отношениях по-прежнему является страной чудес. И удивляться здесь нечему.

Скажем, результативность обращений даже через «приемную царя» (это не я придумал — так выражаются сами народные избранники) оставляет пока желать лучшего. И этому есть множество причин. Граждане частенько идут в приемную «за последней правдой». «Ни одного вопроса, который был бы в компетенции самого Путина не было — все проблемы наши, областные», — констатировал Александр Сериков. В связи с чем депутат ЗС НО Александр Шаронов заинтересовался, почему «люди идут к царю, если есть бояре?». Чем, образно выражаясь, прием в царских палатах отличается от посещения боярских ( читай — депутатских) «приемных»? Как выяснилось, отличия есть.

«Когда депутаты звонят в министерства и ведомства из приемной Путина, с ними говорят более вежливо, дают ответы и советы», — сообщил Александр Сериков. «Брэнд Путина работает, ответы чиновников четче и развернутее, — подтвердил депутат гордумы Дмитрий Бирман. — И все же в регламенте работы приемной стоить прописать, в каких случаях нужно идти сразу к царю, а в каких — ограничиться боярами?».

«Хотя проблема результативности исполнительной власти пока не стоит, мы можем ее поставить», — предложил Александр Сериков. А депутат той же гордумы Олег Кондрашов озаботился вопросом, надо ли давать просителям деньги. В смысле, наличные из кармана или строго отказывать? Однозначного ответа не было ни у кого.«В принципе, ничего плохого в этом нет, — не очень уверенно начал Сериков. — Однако кто-то имеет возможность дать денег, а кто-то — нет». После чего руководитель общественной приемной Путина повел речь о профессиональных просителях, которые обивают пороги многих организаций, где на них могут пролиться финансовые потоки. В итоге, у Серикова возникло мнение, что денег лучше не давать, а то потом замучают ходить все кому не лень. «Не впадайте в это искушение!», — с металлом в голосе напутствовал однопартийцев старший товарищ.

«Люди уже приходят со спиленными деревьями»

Однако тема вызвала серьезное оживление в рядах участников совещания. По мнению депутата думы Нижнего Новгорода Алексея Гойхмана, вопрос стоит обсуждения. Хотя бы потому, что когда депутат ведет прием как нардеп в своем избирательном округе, у него есть рычаги воздействия на ситуацию. Например, депутатский фонд, из которого народный избранник любого уровня может оказать материальную помощь просителю. Парадокс, но когда тот же самый нардеп ведет прием как представитель партии Путина, он чувствует себя как последний нищий. «У меня два варианта — либо отказать в просьбе, либо отдать свои деньги, что само по себе неправильно», — сокрушается Гойхман. Хотя решение он все же нашел. А именно 20% своего депутатского фонда перенес в приемную Путина, «чтобы говорить «да» по мелочам».

Депутат думы Нижнего Новгорода Олег Кондрашов доложил присутствующим, что «просителей путинской приемной футболят, как и всех остальных». А потому предложил «возродить партийный контроль за деятельностью чиновников, а то «люди уже приходят со спиленными деревьями». Зампредседателя Закобрания Ольга Сысоева в связи с этим предложила «принимать просителей вместе с представителями исполнительной власти».

По мнению председателя областного парламента Виктора Лунина, «в условиях кризиса роль приемной Путина возрастает в разы». В частности, с ростом безработицы неминуемо возрастет число обращений, связанных с устройством на работу. «Нам нужно более плотно работать с фондом занятости», — выразил пожелание Виктор Лунин. С другой стороны, не совсем понятно, чем может помочь депутат безработному? Или для слуг народа в банке данных службы занятости найдутся некие привилегированные вакансии?

Отдельный вопрос — неукоснительное выполнение просьб просителей. Об этом, видимо, речь вообще не идет. Например, просители часто выражают желание быть передвинутыми в жилищной очереди. Поближе к началу, естественно. На эти цели, если исходить из сегодняшних запросов, в Нижегородской области нужно 300 миллионов рублей. «Если хотя бы одному человеку дадут квартиру без очереди, число просителей увеличится в разы», — констатировал спикер областного парламента. Поэтому, с такого рода просьбами в нижегородскую приемную Владимира Путина лучше не обращаться. По крайней мере, до окончания кризиса.

Сергей Анисимов