09-02-04

Культурный слой

Телевизионный дизайн истории

Свеча, поставленная на каменную плиту, уже догорала. Человек, не сразу пристроивший ее рядом с толщей красных гвоздик, склонил седую голову. В этом действии, не выверенном строгими правилами ритуала, была вся правда события, отстоящего от нас на 65 лет, — годовщины снятия блокады Ленинграда. Говорят, что историческая правда — в молчании мертвых. На днях Петербургский «5 канал» со всей убедительностью дал нам свидетельство того, что и молчание живых в какой-то мере приближает нас к пониманию исторической правды. Тысячи ленинградцев прошли 27 января по святой земле Пискаревского кладбища к монументу Матери-родины в молчании и скорби, которые убедительнее любых слов. Этот уникальный репортаж, может быть, впервые так наглядно дал понять, что гражданское общество — не абстрактное для России понятие, и не официальный статус делегаций, возлагавших венки, определял историческое значение этого события, а единое дыхание людского потока.

В публицистическом стиле, казалось бы, уже совсем утраченным современным российским телевидением, более часа шла трансляция исторического по своей сути события, хотя вряд ли часто мы узнаем в проживаемых нами сегодня мгновениях разворачивающуюся на наших глазах историю и осознаем до конца ее значение. И речь не о том, насколько точно ведется показ политического ритуала, все черты которого заранее продуманы и не раз, как то и положено, отрепетированы. Самое главное, конечно, в другом: давно не удавалось нам так пристально вглядеться в лицо России. В бесконечном потоке имиджевой информации, который давно и прочно завладел нашими телевизионными экранами, как федеральными, так и региональными, не просто трудно, но кажется, почти невозможно пробиться к зрителю живому лицу, нечаянному взгляду, случайной реплике, незапланированной эмоции, что даже в сознании мало искушенного зрителя два мира — реальный и виртуальный — уже давно разделены вполне осознаваемым барьером.

Телевизионный продукт, как известно, представляет собой синтез словесных, изобразительных, пластических образов. И многое в том впечатлении, которое зритель получает от телевизионной программы, зависит от изобразительной стороны. Приятно отметить, что с нового года дизайн телевизионных каналов вышел на уровень современных технологий. Многие усилия, которые буквально «пропадали», не «читались» в старых, обветшалых интерьерах, сегодня получили достойную «рамку». Видимо, можно надеяться, что новая форма позволит проявиться современным технологиям и в создании журналистских публицистических текстов. Дизайн предполагает формирование функциональных качеств среды. Журналистика же призвана отразить многообразие мира. Пока складывается впечатление, что региональная тележурналистика также не чужда дизайнерских устремлений. Как по-другому расценить совершенно одинаковые, как под копирку сделанные сюжеты на всех региональных каналах, освещающие ту или иную публичную активность власти? Особенно удался на этой неделе дизайн выезда чиновников городской администрации на борьбу с сосульками и представителей Правительства области на строительство Нижегородского метрополитена. Заместитель губернатора Валерий Англичанинов был уверен, что в случае с нижегородским метро условия диктуют не финансы, а технология, и глобальные экономические трудности этот наш случай обойдут стороной. Вполне резонному вопросу, почему такие же технологии для борьбы с кризисом не применяются в мире, журналисты предпочли легкий дизайн своей одежды: строительные жилеты, каски, которые, кстати, смотрелись на них весьма неплохо.

Дизайн отчетности украсил выпуск «Вестей-Приволжья»: увеличился приток инвестиций, возрос поток туристов, проектируются новые уникальные комплексы. С безудержным оптимизмом Татьяны Локтевой могли соревноваться только рекламные программы «Умный дом», «Мебелизация» и пр., преподносившие рейтинги диванов и дорогого детского питания, словно их авторы давно не выходили из салонов и магазинов и не слышали, чем живут сегодня люди.

Когда-то теоретики телевидения высказывали мысль, что телевизионная драма не стремится быть красочнее и объемнее, чем жизнь простого человека, и полагали всевозможные технические ухищрения и украшательства не только излишними, но и смешными. И правильно делали. Поскольку как тогда, так и сейчас, речь шла и идет не о минимализме изобразительных средств — это сфера эстетического и потому здесь критерии сугубо индивидуальны, а о понимании общих профессиональных требований к созданию информационного продукта. А жизнь и простого, и не очень простого человека сегодня определяется теми условиями, в которых развивается мир и которые все быстрее раскручивают нить событийной катушки. Понятие «кризис» звучит сегодня чаще, чем многие другие, более привычные для людей, привыкших к более или менее стабильной жизни. Чаще, да не везде. Хотите передохнуть от драматических перипетий? Включайте региональное телевидение. Здесь все привычно, все в давно знакомой имиджевой бизнес-модели. В новостных выпусках недели на всех каналах шли пресс-конференции. И не просто шли, а «правили бал». Понятно, что чиновники всех уровней в сложной ситуации пытаются дать событиям свою интерпретацию, а то и выступить с дизайнерскими проектами. Но что за дело журналистам, что под сокращение на Горьковской железной дороге попадают три тысячи человек? Главное, что совсем скоро время в пути до «двух так называемых столиц» (цитирую замначальника ГЖД) сократится вдвое. И ни вопроса, ни комментария — так, легкие мазки на холсте. Привычка предпочтения виртуальных событий играет злую шутку не только со зрителями, но в первую очередь с самими журналистами.

Даже в сознании мало искушенного зрителя два мира — реальный и виртуальный — уже давно разделены вполне осознаваемым барьером

Сегодня к имиджам привыкли. Идет ли речь о художественных фильмах или о документальных программах, зрители знают: то, что показывают на экране, — это, в одном случае, совсем не «жизнь», в другом — не совсем жизнь. А если это не совсем жизнь, то какая, скажите, разница, сколько лет исполнилось Нижегородскому театру кукол — 80 или 90? На разных каналах свой взгляд и свое летоисчисление. Какая разница, 40 или 50 литров крови сдали чиновники городской администрации, — тут у каналов тоже разные цифры. Главное же, что подчеркнули все, но лучше всех сформулировали корреспонденты телекомпании «Волга»: «в жилах (!) мэра течет очень ценная кровь». Тут расхождений не было, тут, понятное дело, точность важнее, чем в исторических датах.

То, что многие тесты для школьников вызывают удивление, уже давно — печальная правда. Гневный характер реплики президента Дмитрия Медведева, брошенной им в Петербурге и касающейся тестов по истории для ЕГЭ («просто удивительно, чудовищно», — сказал тогда российский лидер), думаю, готовы разделить многие. И не только потому, что историческое прошлое страны им небезразлично. Есть, на мой взгляд, и другие причины, которые проистекают все из тех же имиджевых устремленностей. Вот и в злополучных вопросах по истории — совсем не запрос о полученных знаниях, а только его видимость. Но ведь и на «выходе» в этом случае тоже не знание, а лишь его имидж.

А история — наука не имиджевая. Там, где к ней пытаются применить технологии имиджа, неминуемо возникают мифы. Ролик, посвященный 90-летию отечественного радиовещания, идущий на канале ННТВ, обращается к знаменательной дате в развитии информационных технологий. Действительно создание Нижегородской радиолаборатории стало важнейшей вехой в развитии не только отечественного радиовещания. Идеи, которые были предложены ее ведущими учеными, определили на долгие годы развитие мировой науки, легли в основу современных радиотехнических изобретений. Мир почтительно вспоминает имена наших соотечественников. И этим надо гордиться, поддерживая историческую память реальными инвестициями в развитие Музея науки ННГУ «Нижегородская радиолаборатория». Дата настолько значима для города и страны, что вовсе не нуждается в создании ее имиджа, да еще и противоречащего все той же исторической правде. Заявить, что с 1919 года, когда впервые прозвучали позывные НРЛ, «благодарное человечество радостно пользуется достижениями нижегородских ученых», значит оказать отечественной истории медвежью услугу. История научных открытий и технических изобретений изобилует драматическими, а порою и трагическими событиями. И в сфере технологий радиотелефонной связи на рубеже XIX-XX веков конкуренция в мире была весьма высокой. Если говорить не о самих разработках, а об их использовании, то сначала музыкальные, а потом и «голосовые» передачи уже велись до первой мировой войны. Начиная с 1912 года, в США шли экспериментальные радиопрограммы, а в 1916 году семь тысяч радиооператоров принимали сводки о ходе президентских выборов. В 1922 году, когда в Москве была впервые организована деятельность радиостанции Коминтерна, в США насчитывалось более 500 радиостанций. Вот и получается, что излишнее рвение в области имиджевой истории ничуть не лучше исторической беспамятности.

Не только понимание истории, но и ощущение нерва сегодняшнего дня закладывается с детства. Фильм «Солнечная сторона», о котором шла речь в одном из выпусков программы «ОбъективНО» (ННТВ), тому подтверждение. Фильм, посвященный событиям ленинградской блокады, снят под руководством педагога Владимира Долгих воспитанниками детского дома поселка Останкино Нижегородской области. Эти дети уже многое повидали на своем недолгом веку, и историческая боль для них, может быть, более понятна, чем их сверстникам из благополучных семей. Ответ, к которому они пришли, — это не формальный выбор варианта в циничном тексте равнодушных чиновников, а наполненный тревожными раздумьями их путь в будущее, который смогли им показать взрослые. Этот короткий скромный сюжет и большую трансляцию из Петербурга объединяет то, что они позволили нам увидеть не рекламную, не имиджевую Россию и разглядеть отразившимися в великом событии и нашу историю, и наше будущее.

Елена Кузнецова