09-02-09

Политика

В режиме ручного управления

После скандала с Николаем Рябыкиным за поиск секретаря НРО «ЕР» взялась Москва

Есть основания полагать, что нижегородское региональное отделение «Единой России» с недавних пор находится в режиме внешнего управления. Об этом косвенно свидетельствует и информация о возможном назначении секретарем областного политсовета известного нижегородского предпринимателя, депутата городской думы Нижнего Новгорода Олега Кондрашова. Основанием для введения внешнего управления, судя по всему, является скандал вокруг исчезновения главы Кулебакского района Николая Рябыкина.

Во всем виноват Рябыкин

Только теперь стало понятно, что главной причиной отставки вице-губернатора Виктора Клочая и заместителя губернатора Сергея Потапова является ситуация вокруг главы Кулебакского района Николая Рябыкина. Клочай пролоббировал Рябыкина на административную должность. Рябыкин входил в команду Клочая и по экономической части, будучи топ-менеджером «Кулебакского металлургического завода», где собственником крупного пакета акций являются структуры, близкие к бывшему вице-губернатору Виктору Клочаю. Потапов пострадал из-за того, что сквозь пальцы смотрел на многомесячное отсутствие Рябыкина, что дискредитировало и областную, и районную власти. Но список пострадавших по делу Рябыкина не полон.

Дело в том, что выдвижение Николая Рябыкина на пост главы Кулебакского района было поддержано «Единой Россией», и это не могло ускользнуть от внимания федерального центра, который плотно занялся изучением всех обстоятельств вокруг Рябыкина.

Первоначально НРО не включило Рябыкина в список кандидатов в главы МСУ, которые выдвигаются или поддерживаются партией. Хотя Рябыкин на тот момент (конец августа – начало сентября 2005 года) был депутатом Законодательного собрания Нижегородской области, а значит был заведомо проходной фигурой, которая пользуется доверием и региональной элиты, и местного населения. Это могло означать только одно — против Рябыкина была предоставлена некая компрометирующая его информация из правоохранительных органов. Однако коллеги Рябыкина из числа депутатов ЗС НО буквально продавили его кандидатуру, несмотря на активное сопротивление экс-губернатора Ивана Склярова и сдержанное противодействие тогдашнего секретаря областного политсовета Евгения Люлина.

Сейчас Люлин не занимает партийных постов, а вот тогдашний руководитель исполкома Александр Вайнберг является руководителем фракции «единороссов» в Законодательном собрании Нижегородской области. Создается впечатление, что дело Рябыкина ударило и по нему. Об этом косвенно свидетельствуют следующие факты. Во-первых, Александра Вайнберга «независимые источники» называли среди кандидатов на пост вице-мэра по связям с органами госвласти и местного самоуправления. С чего бы это заместителю председателя регионального парламента, руководителю фракции уходить на муниципальный уровень? Во-вторых, вдруг заявил о своем уходе с поста руководителя исполкома регионального отделения «единороссов» Алексей Бобров, которого считают членом команды Александра Вайнберга, его выдвиженцем в партийных структурах. Это означает только одно — идет вытеснение не только Вайнберга, но и его людей из руководящих органов НРО «ЕР».

Такие действия сейчас под силу только Москве, а не нижегородским оппонентам Вайнберга. Вряд ли это делается под давлением губернатора Валерия Шанцева, который и сам потерял политические очки из-за ситуации с кулебакским главой. Он наряду с Потаповым прикрывал исчезновение Рябыкина и наверняка оправдался только тем, что на момент выдвижения того главой МСУ всего около месяца работал губернатором Нижегородской области. Имидж губернатора как жесткого руководителя, наводящего порядок огнем и мечом, в том числе и в муниципалитетах, пострадал сильнейшим образом. Тем более, что в администрации президента узнала о мартовском побеге Николая Рябыкина не от Шанцева и Потапова, а из письма директора «Авиатехнологий» в адрес Дмитрия Медведева. Однако губернатор Нижегородской области в привычном стиле ищет виноватых на стороне: мол, неправильно устроена муниципальная власть. Сам потерпел крах, а теперь разыгрывает битую политическую карту против местного самоуправления, как института власти.

Кто там шагает левой? Правой! Правой!

После появления информации о том, что возможно назначение на пост секретаря регионального политсовета «Единой России» депутата городской думы Нижнего Новгорода Олега Кондрашова, возникла почва для следующих соображений. Губернатор Шанцев и верхушка областной «Единой России» перебрали чуть ли не весь список «единороссов» из Законодательного собрания, но в силу внутренних противоречий не договорились по кадровому вопросу относительно кандидатуры секретаря политсовета НРО партии. Тогда очередь дошла до городской думы Нижнего Новгорода. Дальше пошли бы в молодежный парламент или в земские собрания…

На самом деле, после скандала с Николаем Рябыкиным за поиск секретаря политсовета НРО «Единой России» в режиме ручного управления взялась Москва, а значит и различные деловые и политические группировки. Это заметно и по стилистике принятия решений. До недавнего времени утверждалось, что нижегородская «Единая Россия» носила левый уклон. Так было и при секретаре политсовета Евгении Люлине, и при Сергее Некрасове, лидере областной профсоюзной организации. Хотя левизна эта была несколько разной. При Некрасове она, к примеру, приобрела чиновно-номенклатурный характер. Логично было бы в этой ситуации сохранить хотя бы видимость традиции для более эффективной борьбы с коммунистами.

Но вместо этого кадры теперь подбираются из правого крыла «Единой России», к которому явно относится фигура предпринимателя Олега Кондрашова. Это логично, если учесть, что в Кремле, в администрации президента заметны сигналы в сторону правых. Поэтому выбор Кондрашова не шокирует. Он связан с достаточно влиятельной организацией «ОПОРА России», которая лоббирует интересы малого и среднего бизнеса, предпринимательских кругов. Сейчас эта тема приоритетная. Почему бы не встроить в мейнстрим и кадровое решение в партии «Единая Россия»?

У Москвы в этом случае вряд ли главенствует политический расчет. А как, мол, Кондрашов будет сориентирован? На губернатора Шанцевыа или на оппозицию? Это отдается на откуп местным элитным группировкам, которые самостоятельно разберутся с этим вопросом. Москва лишь выступает верховным арбитром в конфликтах, которые не имеют решения на областном уровне. В 2005 году местным элитам прислали Валерия Шанцева, а в 2009 году Шанцеву указывают на Кондрашова. Губернатор Валерий Шанцев оказался в положении председателя ЗС НО Евгения Люлина времен трех-четырехлетней давности. Посмотрим, не окажутся ли у них похожими и политические перспективы.

Виктор Деменев