№16 (54), 20.07.2007

Политика

Высокоскоростная «хотелка»

Честно говоря, предполагал, что разговоры губернатора Валерия Шанцева о планах строительства высокоскоростной железной дороги Нижний Новгород — Москва как резко возникли, так быстро и прекратятся. Однако обсуждение вопроса явно затягивается. Неужели нижегородский «синкансэн» — это всерьез?

В целом, в плане хотелок ориентацию губернатора Валерия Шанцева на все самое передовое, лучшее в мире («мы не настолько богаты, чтобы строить дешевые объекты») можно только поддерживать. Другое дело — всегда ли совпадают наши желания с возможностями?

Многие помнят, как несколько лет назад разворачивалась другая нижегородско-японская эпопея. Наш регион вроде бы всерьез тягался с Московской областью, с Санкт-Петербургом за размещение производственной площадки автомобильного концерна «Тойота». Тогдашний полпред президента в ПФО Сергей Кириенко, влюбленный в Японию и хорошо знакомый японцам, а также его команда, много сил приложили для того, чтобы «Тойота» выбрала именно Нижегородскую область. Речь шла уже о таких деталях, как японская школа для детей специалистов из страны восходящего солнца. Однако «Тойота» ушла на площадку под Санкт-Петербургом, якобы исходя из политических соображений. В общем-то, проиграть второй столице было необидно, хотя осталось впечатление, что все стороны (и наша, и японская) просто пропиарились здесь на 100%. Не напоминает ли сегодняшняя ситуация с высокоскоростной железной дорогой ту недавнюю — тойотовскую?

В боксе есть такое понятие, как разогревочные бои. Прежде чем на ринг выйдут претенденты на чемпионский титул, зрителей развлекают по нарастающей дебютанты, середняки, участники рейтинговых боев. Они медленно доводят публику до кипения. Вот и сейчас японцы очень довольны тем, что губернатор Шанцев разогревает ситуацию в России вокруг суперскоростных железных дорог. Они внимательно наблюдают, как еще вчера некредитоспособная Россия вдруг задумалась о создании современной инфраструктуры. Японцы, в отличие от Шанцева, прекрасно понимают, что основная цель российского руководства — не развитие Нижнего Новгорода, а глобальные проекты, вроде магистралей Москва — Сочи и Москва — Санкт-Петербург. В первом случае — это соединение столицы России с олимпийской столицей, а во втором — первой и второй столиц. Тут есть, где локомотиву разогнаться, и понятно, кто будет пассажиром № 1.

В целом, в плане хотелок ориентацию губернатора Валерия Шанцева на все самое передовое, лучшее в мире можно только поддерживать. Другое дело — всегда ли совпадают наши желания с возможностями?

Кому нужна высокоскоростная «железка» Москва — Нижний Новгород, непонятно. Нижегородцам, безусловно, было бы удобно добираться до столицы за полтора часа. Но нужно ли это москвичам? Нужна ли им эта связь с Нижним Новгородом, который для столичных жителей мало отличается от Самары, Саратова, Волгограда или Перми? Наверняка, нет. Эта «хотелка» — односторонняя. Когда губернатор Шанцев всерьез говорит о том, что друзья обращаются к нему с просьбой достать билет до Москвы, — это смешно. Странные какие-то у губернатора друзья, и просьбы у них детские. Подскажу им — на автомобиле до Москвы можно добраться за несколько часов.

Могут возразить: ведь японцы приезжают в Нижний Новгород и ведут переговоры о строительстве высокоскоростной железной дороги. Значит, это реально? Японцы очень любят путешествовать в составе разного рода технических делегаций. Они до бесконечности будут изучать общероссийскую ситуацию со скоростными магистралями, чтобы в нужный момент оказаться впереди конкурентов — французов, испанцев и других.

Итак, губернатор Валерий Шанцев тратит силы, нервы, время, деньги не на нижегородский интерес, а на интерес тех, кто по шкале приоритетов выше Нижнего Новгорода, — Сочи и Санкт-Петербурга. Он греет публику перед выходом на переговорную площадку реальных игроков. В РЖД это тоже прекрасно понимают, но готовы подыграть нижегородскому губернатору. Ведь рано или поздно Россия дозреет до высокоскоростных железных дорог.

Что касается цены вопроса, то об этом не хочется даже говорить. Сразу пропадает удовольствие от этих прекраснодушных «хотелок» а-ля Манилов. Как-то очень по-русски: автомобильные дороги в области никудышные, на ГЖД начальники меняются, как перчатки (Зябиров, Шайдуллин, Сехин, Козырев), аэропорт явно слабоват. А нам подавай суперсовременную железную дорогу. Всегда у нас начальники ищут панацею от всех бед. Мол, построим нижегородский «синкансэн» и пойдет развитие региона семимильными шагами, — Москву догоним и перегоним. Цирк нам нужен самый большой в Европе, железная дорога — самая скоростная в России. Широко шагаем. Как бы штаны не порвать.

Виктор Деменев