09-03-02

Политика

Битва за рейтинг

Предполагалось, что в 2009 году основные политические фигуры в Нижегородской области будут собирать силы перед 2010 выборным годом. Однако предвыборная кампания фактически уже началась. В большей степени это относится к губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву, а остальные ведущие фигуры вынуждены действовать адекватно.

Пиару — время, работе — час

Когда президент России предлагает региональной элите кандидатуру нового губернатора, никого не интересует его известность или рейтинг в этом субъекте федерации. Однако для переутверждения действующего губернатора на второй срок рейтинг доверия является важнейшим фактором. Можно что угодно говорить об увеличении бюджета, о грандиозных проектах, но если элита и политически активная часть населения региона без восторгов относится к первому лицу, тут у него могут возникнуть большие политические сложности. Губернатор Валерий Шанцев понял задачу повышения рейтинга очень буквально, тем более что по опросам, которые проводил фонд «Открытая социология», доверие к нему за последние предкризисные месяцы уменьшилось с 46% до 34%. Валерий Павлинович почти полностью переключился на политическую, пропагандистско-агитационную деятельность, а рычаги управления экономикой Нижегородской области практически передал вице-губернатору Владимиру Иванову. Еженедельно Шанцев проводит встречи с влиятельными группами — то с директорами промышленных предприятий, то с представителями малого и среднего бизнеса, то с районными элитами. Заметно, что губернатор теперь сам работает с политически активным слоем населения. Раньше этим вопросом занимался (весьма неудачно!) теперь уже бывший заместитель губернатора Сергей Потапов, а сам Шанцев все интересовался, какая у неизвестной ему нижегородской элиты фамилия. Сейчас он, видимо, понял, что у этой элиты много фамилий и их надо знать. По нашей информации, Валерий Шанцев и в частном порядке по воскресеньям посещает некоторые территории, где ведет важные политические разговоры.

Увеличилось и количество появлений губернатора на телеканалах. Практически каждую неделю он дает одно, а то и два-три больших интервью. В таком графике он работал во время федеральных выборных кампаний, что не давало нужного эффекта. И на мой взгляд, этого эффекта не будет и в будущем. И от «Завтрака с губернатором» у населения только раздражение. «Правительственный час» — это постановки в духе времен Брежнева–Черненко. Людей сгоняют задать вопросы Шанцеву, они надеются вступить в диалог. Но оказывается, что вопросы сформулированы пресс-службой губернатора. Они неинтересны людям, а лишь демонстрируют якобы успехи главы региона. Фальшь происходящего написана у всех на лицах. Откуда взяться росту рейтинга после таких телепередач за счет средств бюджета? У людей создается впечатление, что Валерий Шанцев опасается СМИ, неуверен в себе, когда могут последовать неудобные вопросы.

Но главное не в этом. Чтобы получить высокий рейтинг большой начальник должен и много работать, и много пиариться, то есть совмещать и то, и другое. Переложив работу на вице-губернатора, Шанцев обрек себя на политическое поражение в августе 2010 года. Кому нужен Шанцев, если Иванов справляется не только без него, но и вопреки ему?

Метод кнута без пряника

На расширенном бюджетном комитете Законодательного собрания Нижегородской области депутаты встретили Владимира Иванова, как главного человека в региональной исполнительной власти. Можно было заметить, что и вице-губернатор чувствует себя более, чем уверенно. Но главное появилось в следующем: между губернатором и вице-губернатором существуют серьезные расхождения. Валерий Шанцев, дабы набрать очки в столичном Кремле и федеральном правительстве пытается представить дело так, что Нижегородская область в состоянии пройти кризис с минимальными потерями. Если многие другие регионы секвестировали свои бюджеты примерно на 28–30%, то шанцевское правительство секвестирует бюджет примерно на 14%. Владимир Иванов уверен, что областным властям придется еще раз секвестировать консолидированный и областной бюджеты. По нашей информации, речь идет об уменьшении бюджета еще как минимум на 6 млрд рублей, в том числе за счет того, что покупка земельных участков резко сократится, а также слишком оптимистично подсчитаны налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Однако губернатор Нижегородской области не разрешает считать бюджет по наиболее реальному варианту по политическим соображениям.

Создается впечатление, что Шанцев, Сватковский и их команда живут на другой планете, а в Нижнем Новгороде только работают

Еще один пункт разногласий Валерия Шанцева и Владимира Иванова — это методы работы с хозяйствующими субъектами по оплате налогов. Якобы губернатор настроен работать по взиманию налогов по самому жесткому варианту, а вице-губернатор предпочитает более щадящий режим. Мол, иначе мы потом останемся без всего. Кстати, именно из-за чрезмерной жесткости налоговой политики промышленность Нижегородской области раньше других регионов и глубже их попала в кризисную ситуацию. Валерий Шанцев рвался за бюджетными показателями и перестарался. Получается, что этот урок не пошел впрок?

Разногласия между губернатором Шан­цевым и вице-губернатором Ивановым носят не только целевой характер (одному важно удержать за собой пост главы региона, другому — найти верные экономические решения), но и ментальный. Валерию Шанцеву свойственны волюнтаристские методы работы: многие помнят поставленную им перед районами задачу выйти к 2010 году на самофинансирование. Уверен, что Владимир Иванов не оценил такой подход губернатора. И если бы не кризис, эту задачу самым ­серьезным образом скорректировали уже в 2009 году. Отсюда понятно, что между Шанцевым и Ивановым простых отношений не будет. Возможно, даже на публике мы увидим разные подходы и стилистику.

Сватковский — мэр?

На уровне Нижнего Новгорода мы тоже видим все признаки предвыборной борьбы. Можно предположить, что на данный момент кандидатом в мэры Нижнего Новгорода от губернатора Валерия Шанцева является Дмитрий Сватковский — министр инвестиционной политики. Именно для этого глава региона пролоббировал его попадание в сотню президентского резерва. На этой волне началась раскрутка Сватковского как харизматичной фигуры. Мол, это и выдающийся спортсмен, и перспективный управленец. Мы уже видели подобный вариант во времена губернатора Геннадия Ходырева, когда на выборы мэра Нижнего Новгорода был делегирован вице-губернатор Юрий Сентюрин.

Все бы хорошо, но Дмитрий Сватковский раскручивается не в эту сторону. Он рассказывает об инвестиционных проектах, сыплет названиями иностранных фирм, цифрами в миллиарды рублей. А рядовой нижегородец задает вопрос: «Мне какое до этого дело, я здесь при чем?» Пенсионеры, которые составляют значительную часть избирателей, вообще не понимают этого птичьего инвестиционного языка. Их такой кандидат в мэры Нижнего Новгорода точно не заинтересует. Половина их них его фамилию до выборов не запомнят.

Создается впечатление, что Шанцев, Сватковский и их команда живут на другой планете, а в Нижнем Новгороде только работают. Менталитет нижегородцев для них является такой же загадкой, как и русская душа для западников.

Борис Немцов входил в список будущих лидеров мира. И что? Главное — Сватковского трудно представить занимающимся благоустройством, коммунальной сферой, чтобы он был королем канализации и пара. Скорее всего, нынешнему министру инвестиций пост главы города совершенно не нужен, но Шанцев, видимо, неверно оценивая ситуацию в Нижнем Новгороде и личные качества управленцев, толкает его в заранее проигранный бой, а Сватковскому не может сказать, что это не его война. Не исключено, что кандидатуру мэра от Белого дома скоро заменят. Тем более, что и в Белом доме многие не видят Сватковского в этом качестве.

В условиях развернувшегося политического шоу губернатора Валерия Шанцева своевременным выглядит заявление мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова о его намерении баллотироваться на третий срок. Он как бы говорит: нам чужого не надо, но своего я никому не отдам. При этом все понимают, что смысл жизни в экспансии, а следовательно претензии Вадима Булавинова на пост губернатора Нижегородской губернии не перечеркиваются. Речь идет пока о том, что каждому, кто претендует на кресло главы Нижнего Новгорода, в том или ином виде придется считаться с фактором Булавинова: либо непосредственно конкурировать с ним, либо ориентироваться на уровень, который он задал с 2002 по 2010 годы.

Что мы видим в начале 2009 года? Шанцев и Сватковский намекают, что в 2006–2008 годах они заложили некую базу для развития Нижегородской области, Нижнего Новгорода. А теперь пусть вице-губернатор Иванов и мэр Булавинов работают по их схемам, а они будут заниматься своими рейтингами, чтобы в 2010 году решить в свою пользу вопрос власти в регионе и областном центре. Пусть, мол, Иванов и Булавинов пашут на земле, а они будут ездить по парижам, лондонам и сингапурам, а потом рассказывать нам, как все надо делать. Вряд ли с этим согласятся как Иванов с Булавиновым, так и нижегородцы.

Виктор Деменев