09-03-16
Экономика
До последнего донора…
Когда слушаешь Валерия Шанцева, вспоминается популярная телепрограмма «Наша Раша»: нижегородский губернатор такой суровый, что не он боится проблем, а проблемы его боятся. На самом деле, губернатор Нижегородской области постоянно мечется от самоуверенности к панике и обратно. Так было, например, с определением срока перехода на новую систему оплаты труда бюджетников.
Директор департамента здравоохранения Нижнего Новгорода Владимир Лазарев за шесть лет привил нижегородским политикам привычку ежегодно сдавать кровь, а теперь переливанием «финансовой крови» занялся лично губернатор
Еще в ноябре 2008 года (а, возможно, и раньше) федеральный центр рекомендовал не торопиться с повышением зарплат госслужащим с переходом на новую систему оплаты труда бюджетников, что подразумевало увеличение их зарплат. Более того, федеральные власти советовали не делать этого, ссылаясь на финансово-экономический кризис. Губернатор Нижегородской области самоуверенно проигнорировал рекомендации Москвы, заявив, что у региона хватит для этого ресурсов. К декабрьскому заседанию Законодательного собрания Валерий Шанцев вышел с половинчатым предложением: зарплату госслужащим не увеличивать (непопулярные меры начать с себя, то есть с бюрократии), а перейти на новую форму оплаты труда бюджетников с января 2009 года. В средствах массовой информации шёл активный пиар предложения губернатора, и выглядел он весьма эффектно. Зато отмена этого решения к середине января 2009 года прошла тихо. В итоге, недовольство бюджетников обрушилось на глав местного самоуправления, которым пришлось оправдываться. Мол, губернатор собрал нас и принял решение — все переходят на новую систему оплаты труда бюджетников с 1 апреля 2009 года. Сдаётся мне, если бы Валерий Павлинович осторожнее подошел к этой проблеме и не стал бы делать самоуверенных заявлений, то ситуация не приобрела бы острый социальный контекст, когда оказались подставлены главы МСУ.
На февральском заседании регионального парламента вице-губернатор озвучил схему, по которой другие субъекты Федерации решили переходить на новую систему. Пять-шесть регионов (видимо, из числа благополучных) перешли на нее в декабре 2008 года. А подавляющее большинство других регионов сочли за благо воспользоваться рекомендациям федерального центра и перенесли переход на 1 января 2010 года. В общем, Шанцев сначала сделал красивое заявление, потом сам же его испугался, но в итоге переходить на новую систему оплаты труда бюджетников пришлось всё-таки с апреля. Иначе врачи и учителя не поняли бы ни областную, ни местную власть.
Ясно, что губернатор Нижегородской области, принимая такие решения, в первую очередь думает не о бюджетниках (тогда бы он держал свое слово твердо), а о своем рейтинге и о том, как отчитаться перед Москвой, чтобы его утвердили главой региона на следующий пятилетний срок.
Наносится сильнейший удар по наиболее развитым территориям области. А в это время муниципалитеты-реципиенты перешли к прежней, дошанцевской тактике — жалобам на нехватку средств
Давайте поговорим об экономической стороне вопроса. Речь идет о повышении зарплаты бюджетникам в среднем на 15%. На эти цели требуется примерно 6 млрд рублей в год, а на 9 месяцев — около 4,5 млрд рублей. Откуда их взять? До 2009 года все больший процент средств забирали у Нижнего Новгорода — как основного донора в пределах региона. Но в 2008 году областному центру оставили минимум того, что возможно по Бюджетному кодексу, — 11% от общего количества собираемых доходов. Доходная база Нижнего Новгорода в 2009 году вряд ли окажется больше, чем в 2008 году. Это означает, что дополнительные расходы, в том числе и на зарплату бюджетников всей Нижегородской области, за счет Нижнего Новгорода уже не покроешь. Значит, нужно по максимуму собирать с остальных семи-восьми доноров второй очереди (это Дзержинск, Выкса, Арзамас, Кстово и некоторые другие). Таким образом наносится сильнейший удар по наиболее развитым территориям Нижегородской области — они лишаются стимулов к развитию (в ближайшие месяцы мы проведем сравнительный анализ — как изменятся бюджеты этих муниципальных образований в сторону затягивания поясов). А в это время муниципалитеты-реципиенты перешли к прежней, дошанцевской тактике — жалобам на нехватку средств. Мы неоднократно писали о том, что Валерий Шанцев любит говорить о неизменности своего курса. А как же быть с теорией вывода на самокупаемость всех территорий Нижегородской области? Ведь сейчас вновь становится выгодно быть бедным районом. А территории-«доноры» стонут от политики губернатора в отношении местного самоуправления.
При этом очевидно, что у Валерия Шанцева есть другой путь для повышения зарплат бюджетников. Для этого нужно не душить продвинутые территории, а снять финансовый ресурс со строительства Дома правительства в Нижегородском кремле и физкультурно-оздоровительных комплексов. Но по ФОКам губернатор, видимо, также собирается отчитаться перед Москвой, чтобы утвердиться в качестве успешного губернатора, которому кризис нипочем.
Есть и еще одна политическая причина того, что эти самые доноры второй очереди поставлены под удушающий прием. По нашей информации, нижегородскому региональному отделению «Единой России» поставлена жесткая задача увеличить партийные ряды. Легче всего сделать это за счет бюджетников, но их без повышения зарплат затянуть в «Единую Россию» трудно. Поэтому губернатор не считается с экономическими издержками и межбюджетными диспропорциями, а депутатам регионального парламента дело только до бюджета области, а к бюджетам муниципалитетов они равнодушны. Все понимают, что голосуют на выборах в основном пенсионеры (за пенсии отвечает федеральный центр) и бюджетники (это ответственность области). Отсюда и тактика губернатора Шанцева. Тем более что пока его акции в московском Кремле котируются слабо. Вот, видимо, и старается исправить положение любой ценой. А доноры на то и есть, чтоб делиться…
Виктор Деменев