09-03-23

Экономика

Бюджетные страдания

Несмотря на кризис, правительство Нижегородской области пытается совместить и развитие (большие объемы капитального строительства, и социальность (переход на новую систему оплаты труда бюджетников, что подразумевает рост зарплат). Насколько это реально, понять трудно. Очевидно, что ни губернатор, ни региональное министерство финансов не дают истинной картины состояния экономики. Поэтому мы вынуждены делать прогноз на основании косвенных данных. И, видимо, областной бюджет будет пересмотрен еще как минимум один раз, а его секвестирование будет не на 5-6 млрд рублей, а на 13-14…

По нашей информации, большинство регионов в условиях кризиса и некоторой неопределенности решили действовать осторожно, отложив на потом и программу развития, и усиление социального фактора. Некоторые регионы поддерживают бюджетников, но о развитии не помышляют. Нижегородская область действует иначе, полагая, что бюджетных средств хватит и на развитие, и на социальный фактор. Исходя из этого, в январе областной бюджет секвестировали на 14%, тогда как другие регионы — на 28–30% относительно тех расчетов, которые были сделаны до кризиса. Поэтому на первый взгляд Нижегородская область выглядит на пятерку по сравнению с другими регионами. Но это иллюзия — на самом деле нам тоже придется секвестировать бюджет на эти 28–30%. Только экономический ущерб будет больше за счет этой самонадеянности, потому что придется останавливать программы и проекты, потратив на них средства по сути дела неэффективно. Это тем более странно, что правительство Валерия Шанцева в 2006–2008 годах проводило осторожную налогово-бюджетную политику, закладывая изначально в областной бюджет минимальные цифры. И лишь потом по несколько раз в год увеличивая цифры расходов и доходов.

У новой налогово-бюджетной политики есть и еще один минус. Минфин Нижегородской области в такое же сложное положение поставил и муниципалитеты, которые сейчас уже будут секвестировать бюджеты на 10–15%, чтобы потом опять вернуться к его уменьшению. Это говорит о том, что вся область, вплоть до районов, стали заложником рисков губернатора Валерия Шанцева, вице-губернатора Владимира Иванова и областного министра финансов Ольги Сулимы.

Областной минфин вынуждает муниципалитеты секвестировать бюджеты на 10–15%

Мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов сообщил о том, что за первые два месяца 2009 года выполнение городского бюджета составляет 70% (в январе — 64%, в феврале — 76%). Нижний Новгород недобрал около 1 млрд рублей. А секвестирование бюджета будет на 2,5 млрд рублей, что составит более 10%.

У нас есть примерные цифры по одному из городов Нижегородской области. В бюджете на 2009 год в бюджете было запланировано примерно 740 млн рублей собственных средств, что чуть превышало показатели 2008 года — 720 млн рублей. Видимо, таковы были указания областного центра — не допускать снижения бюджетных показателей по сравнению с 2008 годом, а дать даже прирост в два–пять пунктов, чтобы не нагнетать панику. Сейчас речь идет об уменьшении собственных доходов на более чем 200 млн рублей, что составляет 28–29% снижения от плановых показателей. Причем, если Нижний Новгород рассчитывает на постепенную стабилизацию ситуации на уровне 85–90% сбора налогов от плана, в этом муниципалитете на развитие ситуации смотрят скептически. Там март окажется сложнее по сбору налогов, чем январь и февраль. По сути дела, в этом городе-доноре собираемых собственных доходов хватает лишь на зарплату и коммунальные услуги. С переходом на новую систему оплаты труда бюджетников с 1 апреля городу потребуются дополнительные семь млн рублей в месяц. В апреле–мае на это средств хватит, а в июне муниципалитет, скорее всего, начнет кредитоваться для выплаты зарплат бюджетникам. Такого не было с 2002 года.

Отметим, что с 2006 года губернатор Валерий Шанцев забрал в областной бюджет значительную долю налога на прибыль. Поэтому экономический кризис бьет по региональному бюджету сильнее, чем по бюджетам муниципалитетов. Именно с налогом на прибыль сейчас самые большие проблемы. Это означает, что невыполнение плана по доходам в областном бюджете вряд ли будет меньше, чем у муниципалов. Отсюда выход на 30% секвестирования, что, кстати, предсказал и федеральный Минфин в лице министра Алексея Кудрина. С учетом того, что примерно пять млрд рублей потребуется для перехода на новую систему оплаты труда бюджетников, которые уже заложены в бюджете, и это решение отменять политически взрывоопасно, нужно будет еще на 13–14 млрд рублей резать прог­рамму развития, практически обнуляя ее.

Кстати, облправительство, скорее всего, знало, что областной бюджет придется снижать до 70 млрд рублей. Дефицит бюджета определен в 7 млрд рублей, а он по Бюджетному кодексу не может превышать 10% от доходной части. Значит, его считали от уровня в 70 млрд рублей. Поэтому и ответило правительство на просьбы некоторых депутатов Законодательного собрания увеличить дефицит отказом, сославшись на то, что все придется пересчитывать.

Понятны истоки этой бюджетной авантюры. Но если авантюра не удастся, то губернатору Шанцеву, вице-губернатору Иванову и министру финансов Сулиме нужно будет подать в отставку за неэффективное использование бюджетных средств и снижение инвестиционной привлекательности Нижегородской области, а также за удар по муниципалитетам.

Виктор Деменев