09-03-23

Общество

Медицина здесь бессильна…

Скандал вокруг строительства «Нижегородского онкологического центра» набирает обороты. «Новая» в Нижнем» следит за развитием событий. В этом номере — обзор мнений экспертов «АПН-НН»

«Если бы онкоцентр был придуман в Кремле — такого бы с ним не произошло»

Валентина Бузмакова, журналист:

Правительство Нижегородской области выходит из проекта строительства Нижегородского онкологического научного центра. Это уже не первый случай, когда то, что изобретено не Шанцевым, то, что идет не с его подачи, не больно-то приветствуется. Вот если бы онкологический центр был придуман в Нижегородском кремле, я уверена — такого бы с ним не произошло. История со строительством онкологического центра длится уже очень долго, и с самого начала у организаторов дело не клеится. Сначала долго решался вопрос с землей, теперь правительство со своим паем выходит из состава учредителей…

Если Кремль поддерживал в свое время идею создания онкологического центра, даже успел перечислить деньги, что же должно было такого произойти за это короткое время? Убедительных аргументов, которые объяснили бы изменение позиции правительства, мы не услышали.

Неужели городу-миллионнику не нужен онкологический центр? Конечно же, нужен. Но, по-моему, происходит то же самое, что с железной дорогой. Помните, как губернатор и вся его придворная журналистская камарилья воспевали проект скоростной железной дороги «Нижний Новгород — Москва» с участием японцев. Вы что-то слышали в последнее время о нем? Все, волна спала. А «Российские железные дороги» продолжают осуществлять свой проект скоростной железной дороги «Москва — Нижний Новгород».

По-моему, то же самое будет и с онко­центром. Его построят — без участия областного правительства. И деньги найдутся, и силы найдутся, и энтузиазм учредителей никуда не денется. Невозможно просто взять и бросить на полпути этот проект. А губернатор как ни в чем не бывало приедет и разрежет ленточку. И с железной дорогой будет то же самое. Такова жизнь.

«Жертвами всегда становятся самые слабые»

Александр Прудник, социолог:

Сворачивание строительства Нижегородского онкологического научного центра как социального проекта является вполне предсказуемым и ожидаемым в условиях кризиса. Кризис всегда ставит вопрос «что и за счет чего будут экономить?».

Практика и логика современной экономики и современной политической традиции показывают, что вызванные кризисом проблемы решаются за счет бедных, за счет самых слабозащищенных. Все финансовые, бюджетные проблемы решаются за счет социальных программ. В этом отношении решение, которое был принято правительством Нижегородской области относительно проекта онкоцентра, является вполне закономерным и находится в русле современной общемировой тенденции построения схемы управления национальных элит своими странами.

Разве естественно для нормального гражданского общества такое безразличное отношение к тому, что чиновники волевым решением отказывают кому-то, по сути, в праве на жизнь?

Принцип «за все в конечном счете платят бедные» остается неизменным. Именно поэтому все ресурсы, которыми располагает государство, направляются на защиту корпоративных интересов корпораций и самых привилегированных слоев общества, то есть идет приватизация государственных ресурсов. Вместе с тем, на индивидуальный уровень, то есть на уровень низших слоев общества, на уровень народа, переводится приватизация всех проблем. Такая схема работает практически во всех обществах, затронутых кризисом. Она работает в России в целом, работает и в Нижегородской области.

Жертвами такого отбора всегда становятся самые слабые, те, кто не может защитить свои интересы, онкобольные являются в этом смысле наиболее уязвимой частью населения — поэтому им в первую очередь и было предложено внести свой вклад в поддержку, например, проблем Дерипаски, проблем теряющих половину своих состояний российских миллиардеров.

«Есть масса способов воздействовать на чиновников»

Сергей Кочеров, политолог:

Конечно, правительство Нижегородской области может пенять на кризис, на отсутствие средств, на необходимость экономии, но только как вяжется такая экономия с тем, что продолжается строительство Дома правительства, на которое потребуется еще больше денег, чем на онкологический центр? Что, мы сейчас больше нуждаемся в Доме правительства? Мне это совершенно непонятно.

На мой взгляд, это проявление той самой неподконтрольности правительства общественному мнению, с которым власть не считается в силу его слабого развития.

Если бы нижегородцы активнее говорили о своих проблемах, указывали бы правительству, куда нужно направить деньги в первую очередь, то и правительство вело бы себя по-другому. Кстати, чем занимается наша партия, хотелось бы мне знать? Если «Единая Россия» претендует на то, чтобы выражать интересы избирателей, то интересы избирателей здесь совершенно понятны. Выбирая между Домом правительства и онкологическим центром, любой здравомыслящий человек (не работающий в правительстве) согласится, что онкологический центр важнее. Но где голоса протеста и где политическая воля, в которую могли бы быть конвертированы эти голоса?

Как может общественность повлиять на позицию правительства? Через средства массовой информации, через обсуждение этой проблемы, возможно, через какие-то акции протеста, вроде пикетов. Есть масса способов воздействия на чиновников.

Раковые заболевания — одни из самых опасных, и болеет ими не так уж мало людей. Но если, не дай бог, кто-то из членов правительства заболеет раком, то лечиться они будут в Москве, то есть их непосредственно эта проблема не волнует. Им гораздо интереснее те более комфортабельные условия, в которых они будут работать в новом Доме правительства.

Их логика понятна. Непонятна логика тех, кто не будет работать в Доме правительства, кто ничего для себя от переезда чиновников в более комфортабельные условия не получит (ясно, что работа правительства от этого переезда не улучшится, — к гадалке не ходи). Я говорю не о тех, кто сам болеет или у кого болеют родственники. Я говорю обо всех нижегородцах. Они должны соизмерять, что важнее для жителей региона: здравоохранение, которое должно стать более качественным, или постройка какого-то Дома правительства, которая не является, на мой взгляд, актуальной задачей. Тем более в кризис. Если уж на чем и экономить — то на чиновниках. К этому, кстати, призывает и президент Дмитрий Медведев.

Но где Общественная палата, где разные советы, где политические партии? Они больше озабочены тем, как бы, например, снять руководителя фракции «Единой России» Вайнберга и назначить другого человека. Вот что является их реальным интересом и заботой. А онкологический центр никого не интересует. Да, если будет какой-то политический интерес, думаю, какие-то политические партии ухватятся. Может быть, в правящей партии найдется группировка, которая поднимет этот вопрос, чтобы ущемить губернатора, может быть, коммунисты или «Справедливая Россия», если им команду сверху дадут…

Но разве естественно для нормального гражданского общества такое безразличное отношение к тому, что чиновники волевым решением отказывают кому-то, по сути, в праве на жизнь? Пока это не является предметом для обсуждения, пока это никому не интересно. Может быть, со временем нижегородцы придут в себя и выкажут свое отношение к таким действиям. Пока я этого не слышу.


дословно

Таким мог бы быть «Нижегородский онкологический центр». Очередной амбициозный инвестиционный проект разбился об волны чиновничьего непонимания

В пятницу министр государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области Александр Макаров заявил, что его ведомство пока не намерено инициировать процедуру банкротства ЗАО «НОНЦ» и ОАО «НОНЦ».

По его словам, Александр Мельников, назначенный новым генеральным директором ОАО, должен сделать все для возврата вложенных региональным правительством 50 млн рублей для выпуска допэмиссии ОАО «НОНЦ».

Макаров считает Мельникова опытным управленцем. «Когда он занимался хладокомбинатом «Окский», его приобрела Группа компаний «Heineken», и сейчас в бюджет области поступают доходы в большом объеме», — аргументировал свою оценку министр.

«Прежнее руководство ОАО «НОНЦ» за год не смогло выполнить свои обязательства. Срок полномочий прежнего гендиректора истек, и мы приняли решение о его замене. Мельников знает, как управлять финансовыми потоками. Согласно федеральному законодательству, средства от несостоявшейся допэмиссии должны быть возвращены», — заявил Макаров.

Кстати, тот же Макаров не исключил, что процедуру банкротства инициируют — если 50 млн рублей в бюджет не вернутся.

В тот же день свою позицию высказал министр здравоохранения Нижегородской области Александр Карцевский, который сделал много громких и разоблачительных заявлений. Самое дружелюбное из них — «проект строительства «Нижегородского онкологического центра» нереализуем».

«Передо мной лежит распечатка НИА «Нижний Новгород», — рассказывал министр. — Агентство приводит мнение директора ЗАО «Нижегородский онкологический центр», акционера ОАО «НОНЦ», генерального директора инвестиционной компании «AVK» Сергея Иванушкина. Он говорит о том, что федеральные органы власти приняли решение о поддержке такого проекта. Но это мнение только самого Иванушкина. На самом деле никто не видел ни одного распоряжения от Правительства РФ о поддержке проекта».

«В федеральном законодательстве четко прописано, что в России нельзя брать с пациентов деньги за лечение онкологических больных. Я предупреждал руководство НОНЦ, они кивали, улыбались, говорили, что понимают, что такая схема незаконна, — возмущался Карцевский. — Руководство НОНЦ пытается из таза вместе с водой выплеснуть ребенка. В их проекте речь шла о гостинице, о бизнес-центре, о парковке — о чем угодно, но только не об онкологии».

«Ситуация накалилась в связи с тем, что правительство Нижегородской области намерено вернуть 50 млн рублей. Видимо, кто-то хочет рулить этими деньгами. Проект в том виде, что он есть сейчас, — без начала и без конца», — заключил министр.

При этом оба министра сомневаются в том, что ОАО вернет в бюджет выделенные ему 50 млн рублей в полном объеме.

Карцевский сказал, что «все 50 млн рублей не вернутся, часть денег проедена руководством НОНЦ». А Макаров радовался, что «все-таки речь о какой-то честности идет, руководство НОНЦ додумалось эти деньги на депозит в банке разместить». «Это все, что они сделали за год, — заявил Макаров. — В случае, если деньги не вернут, я не исключаю возможности возбуждения уголовного дела в отношении руководства НОНЦ, которое на тот момент распоряжалось деньгами».

По другим причинам возмущался депутат городской Думы Нижнего Новгорода Владимир Семенов, комментируя для любого информагентства министра Карцевского НИА-НН ситуацию с онкоцентром. «Единственная причина отказа правительства Нижегородской области от строительства онкоцентра — нежелание финансировать этот проект», — заявил Семёнов.

«В данной ситуации мне просто непонятна позиция правительства Нижегородской области. В регионе действительно существует проблема раковых больных, в этом плане регион неблагополучный, и отказываться от строительства регионального онкоцентра вдвойне неправильно. Не стоит забывать, что нижегородские специалисты-онкологи — одни из лучших в стране», — объяснял депутат.

Семёнов выразил непонимание ситуации, «когда одной рукой даем деньги, другой забираем». «Получается, что региональные власти вообще сомневаются в осуществлении данного проекта. Тогда зачем было выделять 50 млн рублей на разработку проекта? И вообще, вопрос о возвращении их в бюджет, я так понимаю, остается открытым», — недоумевал собеседник НИА-НН.

«Неужели Валерий Шанцев не смог найти инвесторов, заинтересованных в данном проекте? Несмотря на кризис, средства на метромост и ФОКи всегда находятся, а вот медицина у нас как была, так и остается на втором плане. Отказаться от участия в таком проекте, даже в условиях кризиса, — решение «скороспелое» и необдуманное. Надеюсь, власти региона предпримут какие-то шаги для выхода из этой ситуации», — заключил Семёнов.

Сам губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев уже на этой неделе заявил, что не располагает информацией о том, что руководство онкоцентра потратило средства областного бюджета, но «если кто-то из руководства онкологического центра потратил средства областного бюджета, он будет возвращать их».

По данным niann.ru